Отрывок из лекции Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады,
прочитанной 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) :
Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много недостатков. Разница между обусловленной и освобожденной душой заключается в том, что обусловленной душе присущи четыре недостатка.
Первый ее недостаток состоит в том, что она обречена совершать ошибки. Например, в нашей стране Махатму Ганди почитают великим человеком, но и он допускал много ошибок. Даже в последний день его жизни секретарь предупреждал его: «Махатма Ганди, не ходите на это собрание в Новом Дели. Я слышал от друзей, что там опасно». Но он не послушался. Он настоял на том, чтобы пойти туда, и был убит. Даже такие великие люди, как Махатма Ганди, президент Кеннеди и им подобные, совершают ошибки. Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков обусловленной души.
Другой недостаток — склонность впадать в иллюзию. Иллюзия — это вера в реальность того, чего не существует — майи. Майя буквально означает «то, чего нет». Каждый принимает свое тело за себя. Если я спрошу вас, кто вы, вы ответите: «Я мистер Джон, я богатый человек», и т.д., и т.п. Все это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это иллюзия.
Третий недостаток — склонность к обману. Каждый склонен обманывать других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за умного. Мы уже говорили, что человек на каждом шагу заблуждается и допускает ошибки, но это не мешает ему рассуждать: «Я думаю, что это так, а то — этак». При этом он даже не знает природы своего «я». Он пишет книги по философии, хотя сам далек от совершенства. В этом его болезнь. Это и есть обман.
И наконец, наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением. Часто люди с вызовом спрашивают нас: «Можете ли вы показать мне Бога?» Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы не сможете Его увидеть, пока у вас не будет глаз, необходимых для этого. Если сейчас в комнате вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственную руку. Так много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя рассчитывать обрести истинное знание (веду) с помощью наших несовершенных чувств. Обладая этими недостатками, присущими обусловленным живым существам, мы никому не можем дать совершенного знания. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы безоговорочно принимаем авторитет Вед.
Веды не являются творением человеческого разума . Ведическое знание пришло из духовного мира, от Господа Кришны . Другое название Вед - шрути. Словом шрути называют знание , которое обретают в процессе слушания. Это не эмпирическое знание . Шрути сравнивают с матерью . От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать , кто ваш отец , кто может ответить вам ? Только ваша мать . Когда мать говорит вам : «Вот твой отец », - вам остается только согласиться с этим. Установить личность отца экспериментальным путем невозможно. Аналогично этому , если вы хотите познать нечто, лежащее за пределами сферы вашего опыта , вашего эмпирического знания , за пределами сферы действия ваших чувств , то должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании . Все эксперименты уже давно поставлены . Истина уже установлена. Нам остается только принять ее , как мы принимаем на веру слова матери. Другого пути нет.
Ведическое знание называют шабда- праманой, или по- другому шрути. Шрути означает , что знание должно быть получено в процессе слушания. Веды учат , что если мы хотим понять трансцендентную науку, то должны слушать человека , сведущего в этом вопросе. Источник трансцендентного знания находится за пределами материальной вселенной. Знание , доступное в этой вселенной, - это материальное знание , а знание о том , что находится за ее пределами , - трансцендентное знание . Нам не под силу достичь границ даже материальной вселенной, не говоря уже о том , чтобы попасть в духовный мир . Следовательно, обрести полное знание невозможно.
И тем не менее духовный мир существует . За пределами проявленной и непроявленной материи раскинулось духовное небо , в котором парят вечные планеты , населенные вечными существами. Но как вы сможете это проверить? Об этом говорится в ведических писаниях , но как вы поставите эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны просто принять информацию , изложенную в Ведах. Это называется ведическим знанием . В нашем Движении сознания Кришны мы получаем знание от высшего авторитета , Кришны . Авторитет Кришны признают люди всех категорий. В первую очередь я имею в виду две категории трансценденталистов. Одна категория трансценденталистов - это имперсоналисты, майявади (адвайта вади). Обычно их называют ведантистами школы Шанкарачарьи. К трансценденталистам другой категории относятся вайшнавы, такие, как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами. Шанкара- сампрадая, так же как и Вайшнава- сампрадая, признает Кришну Верховной Личностью Бога . Шанкарачарья считается имперсоналистом , так как он проповедовал имперсонализм , безличный Брахман , но фактически он был скрытым персоналистом. В своем комментарии к «Бхагавад - гите » он пишет : « Нараяна, Верховная Личность Бога , пребывает за пределами космического проявления ». И затем снова подтверждает это:
«Верховная Личность Бога , Нараяна, - это Кришна. Он пришел в образе сына Деваки и Васудевы». Он специально упоминает имя Его отца и матери . Таким образом, все трансценденталисты признают Кришну Верховной Личностью Бога . Это неоспоримая истина . В Движении сознания Кришны мы опираемся на знания , почерпнутые из «Бхагавад - гиты», которая была поведана самим Кришной. Мы опубликовали «Бхагавад - гиту как она есть », потому что принимаем все, что сказал Кришна, не давая Его словам собственных толкований . Это ведическое знание . Ведическое знание чисто, поэтому мы принимаем его. Мы принимаем все, что говорит Кришна. В этом суть сознания Кришны . Таким образом, экономится много времени . Приняв истинный авторитет, вы сбережете много времени .
В материальном мире существуют два метода познания : индуктивный и дедуктивный . Примером дедуктивного знания является наше представление о том , что человек смертен. Ваш отец говорит, что человек смертен, ваша сестра говорит, что человек смертен, все говорят, что человек смертен, но сами вы не проводите экспериментов. Вы не подвергаете сомнению то , что человек смертен, вы просто принимаете эту истину на веру . Если же вы захотите провести исследование , чтобы установить, смертен ли человек, вам нужно будет изучить всех людей , и при этом нельзя будет исключить вероятность того , что где- то живет бессмертный человек, но он вам еще не встретился . Таким образом, ваше исследование никогда бы не закончилось. Этот процесс на санскрите называется арохой , восходящим процессом. Попытки обрести знания , опираясь только на свои силы и несовершенные чувства, заранее обречены на неудачу. Таким образом, невозможно прийти к правильным выводам .
В « Брахма- самхите» говорится: «Отправляйтесь в путешествие на самолете , который движется со скоростью мысли ». Материальные самолеты могут двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость мысли ? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии , которая находится, скажем, за десять тысяч километров от вас, и сразу очутились там . Ваши мысли мгновенно перенесли вас туда . Так велика скорость мысли . Поэтому в «Брахма- самхите» говорится: «Пропутешествовав по просторам духовного неба миллионы лет со скоростью мысли , вы убедитесь в том , что оно безгранично». К нему невозможно даже приблизиться . Вот почему в Ведах утверждается , что человек должен, а точнее обязан , найти истинного духовного учителя, гуру . Каковы же качества духовного учителя? Он усвоил сущность Вед из авторитетного источника и утвердился в Брахмане. Таковы два качества , которыми он должен обладать , иначе его нельзя назвать истинным учителем .