Вы увидите, что в жизни вы получаете в точности то, что отдаёте. Ваша жизнь – отражение того, кем вы являетесь. Вы пассивны и требовательны. Вы принимаете всё как должное, не чувствуя, что хоть чем-то за это обязаны. Ваше отношение и к миру, и к жизни – это отношение человека, который имеет право требовать и брать, и от которого за это не требуется ни оплата, ни заслуга. Вы верите, что всё принадлежит вам просто потому, что это вы. И в этом вся ваша слепота! Ничего этого вы не замечаете. А это именно то, что отделяет один мир от другого.
У вас нет эталона, которым вы могли бы себя измерить. Вы живёте исключительно по принципу «мне нравится» или «мне не нравится», вы не цените ничего, кроме самих себя. Вы не признаёте ничего, что выше вас, — разве только теоретически, логически. Вот поэтому вы продолжаете требовать и верите, что всё стоит дешево и что у вас в кармане достаточно денег для покупки всего, что вам хочется. Вы не признаёте ничего выше самих себя – ни внутри вас, ни снаружи. Вот поэтому, повторяю, у вас нет эталона, и вы живёте пассивно, руководствуясь тем, что вам нравится или не нравится.
Да, вас ослепляет ваша «самооценка». Это самое большое препятствие на пути к новой жизни. Вы должны суметь преодолеть это препятствие, этот порог прежде, чем двинетесь дальше. Это испытание разделяет людей на «зёрна» и «плевелы». Не важно как умён, талантлив и блестящ человек, — если он не сможет изменить свою самооценку, у него не будет надежды на внутренний рост, на работу по самопознанию, на подлинную трансформацию. Всю свою жизнь он останется тем же. Первое условие, первое требование, первое испытание для того, кто хочет работать над собой, состоит в том, чтобы изменить самооценку. Он должен не воображать, не просто размышлять об этом — он должен увидеть в себе то, чего до сих пор не видел, действительно увидеть. Его самооценка никогда не сможет измениться, пока он ничего в себе не видит. А для того, чтобы увидеть, он должен научиться видеть, — это и есть первое посвящение в самопознание.
В первую очередь он должен узнать, на что следует смотреть. Когда он это узнал, он должен прилагать усилия, сохранять внимание, смотреть непрерывно, с усердием. Только так, — сохраняя внимание, никогда не отводя взгляда, — может быть, однажды он сможет увидеть. Увидев один раз, он сможет увидеть и во второй раз и, если это продолжится, он уже не сможет не видеть. Вот к этому состоянию и надо стремиться, в этом состоит цель нашего наблюдения. Отсюда возникнет подлинное желание, неутолимая жажда трансформации. Холодные, мы должны стать тёплыми, трепетными. Мы должны прийти в соприкосновение с реальностью.
Сегодня у нас нет ничего, кроме иллюзии того, кем мы являемся. Мы слишком высокого мнения о себе. Мы не уважаем себя. Для того, чтобы начать уважать себя, я должна узнать ту часть себя, которая выше других частей, и моё отношение к этой части должно быть исполнено уважения. Вот так мне должно себя уважать. И мои отношения с другими будут основаны на таком же уважении.
Надо понять, что все прочие эталоны – талант, образование, культура, гениальность – являются временнными и частичными. Единственная точная мерка, единственная неизменная, объективная и подлинная мерка – это мерка внутреннего видения. Я вижу – я вижу себя, – вот эталон. Посредством высшей части вы измерили другую, низшую, но такую же реальную, часть. И этот эталон, определяющий роль каждой из частей, приведёт вас к самоуважению.
Однако вы увидите, что это отнюдь не легко. И не дёшево. Вам придётся заплатить за это сполна. У неплательщиков, лентяев, паразитов нет никаких шансов. Вы должны платить, платить много, платить на месте, платить вперёд. Платить собой. Платить искренними, сознательными, незаинтересованными услиями. Чем больше вы согласны платить не скупясь, не обманывая, не подсовывая фальшивых купюр, тем больше вы получите взамен. И тогда вы познаете свою природу. И увидите все трюки и обманы, к которым прибегает ваша натура — лишь бы не платить твёрдой валютой. Потому что вам придётся платить вашими предвзятыми теориями, убеждениями, предрассудками, условностями, вашими «нравится — не нравится». И без торговли, честно и всерьёз. Искренне стараясь увидеть то, как вы протягиваете ваши поддельные деньги.
Попытайтесь на минуту согласитья с тем, что вы – не тот, кем вы себя считаете, что вы себя переоцениваете, что вы фактически себе врёте. Что вы всегда себе врёте, каждый момент, каждый день, всю жизнь. Что это враньё овладело вами настолько, что вышло из-под вашего контроля. Вы стали жертвой вранья. Вы лжёте, лжёте повсюду. Ваши взаимоотношения с другими – сплошное враньё. То, как вы воспитываете детей, все эти условности – враньё. Ваши ученья – враньё. Ваши теории, ваше искусство – враньё. Ваша общественная жизнь, ваша семейная жизнь – враньё. И то, что вы о себе думаете – тоже враньё.
Но вы никогда не прекратите делать то, что вы всегда делаете, или говорить то, что вы всегда говорите – потому, что вы себе верите. Вам надо внутренне остановиться и начать наблюдать. Наблюдать без предвзятости, соглашаясь – хотя бы временно — с идеей вранья. И если вы будете вот так себя наблюдать, — платя собой, не жалея себя, отказываясь от всех ваших мнимых богатств ради мгновения правды, — то, возможно, однажды вы вдруг увидите в себе то, чего до сих пор не видели. Вы увидите, что отличаетесь от того человека, которым себя считаете. Вы увидите, что вас двое. Один — тот, которого нет, но который занимает чужое место и играет чужую роль. И другой, который есть, но который так слаб и незначителен, что он исчезает, едва высунет голову. Он не выносит вранья. Малейшая ложь вызывает у него обморок. Он не борется, не сопротивляется, он заранее признаёт себя побеждённым. Учитесь наблюдать до тех пор, пока не увидите разницу между своими двумя натурами, пока не распознаете в себе враньё и самообман. И когда это произойдёт, в этот день родится истина.
Жанна де Зальцман (линия Гурджиева)