Взяться за оценку экономической ситуации на Украине меня подтолкнула отставка премьера страны Арсения Яценюка, и начну со справки, которую подготовил украинский минфин.
СПРАВКА. Минфин о ситуации с наполнением бюджета и состоянии экономики
За январь-июнь 2014 поступления в государственный бюджет (без официальных трансфертов) составляют 174,8 млрд грн.
Налога на прибыль предприятий поступило 24,8 млрд грн. Это меньше на 5,6 млрд грн, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года/
НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) поступило 40,9 млрд грн (меньше на 2 млрд грн), НДС с ввезенных на территорию Украины товаров - 43,4 млрд грн (меньше на 2,6 млрд грн).
На уменьшение доходной части бюджета влияет ряд факторов:
- Напряженная ситуация в восточных регионах. Военные действия на территории Донецкой и Луганской областей привели к уменьшению, а в большинстве случаев к замораживанию деловой активности предприятий.
- Уменьшились объемы промышленного производства области, сосредоточенные на востоке страны. В Донецкой области индекс промышленного производства составляет 87,7% к январю-июню прошлого года, в Луганской области - 95%. Добыча каменного и бурого угля сократилась на 5%, металлургическое производство - на 8,7%, машиностроение - на 18%, производство химической продукции - на 14,1%, поставка электроэнергии и газа - на 0,4%.
- Замедление роста экономических показателей. По данным Госстата, усилилось падение реального валового внутреннего продукта. Если реальный ВВП в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составлял 97,7%, то в январе-июне 2014 года – 97%. Существенное падение произошло в июне - 94,1% (май - 95,1%).
Падают индексы промышленной продукции по основным промышленными группами. В I полугодии 2014 по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года индекс промышленной продукции в промышленности составил 95,3% (металлургическое производство - 91,3%, машиностроения - 82%; поставки электроэнергии и газа - 99,6%).
Товарооборот по данным таможенной статистики в январе-мае 2014 по сравнению с прошлым годом уменьшился на 16,1%, в т.ч.:
- импорт товаров на 24,5% (уголь каменный, антрацит - на 30,8%, кокс - на 58,5% автомобили легковые - на 52%);
- экспорт товаров на 6,3% (полуфабрикаты из углеродистой стали - на 3,6%, трубы - на 29,8%, части железнодорожных локомотивов - на 27,2%, вагоны для перевозки грузов - на 82,8%, удобрения минеральные или химические, азотные - на 45,4%).
(источник).
Можно еще добавить информацию от министра финансов: «По подсчетам министра финансов Александра Шлапака, проведение АТО обходится бюджету в 1,5 млрд гривен ежемесячно.
"Мы считаем минимально необходимой суммой 9,1 млрд до конца этого года", – сказал министр, одной фразой дав понять две вещи: что придется еще больше затянуть пояса и что военная операция на Донбассе точно не будет молниеносной.
Бюджетные поступления не дают возможности изыскать дополнительный финансовый ресурс - фактически, даже о получении запланированных доходов речь не идет.
На 1 июля падение ВВП составило 5%, прогноз до конца года - минус 6,5% при изначальных ожиданиях в минус 3%. Это проседание уже формирует невыполнение доходной части на 14,5 млрд гривен к концу года.
За первое полугодие налоговые поступления составили 122, 5 млрд гривен, или 96,8% от плана. Поступления от внутреннего НДС - 40,5 млрд, или 92% от плана. Основная причина недобора - замедление темпов экономического развития.
Причиной отклонения от плановых показателей по импортному НДС (43,4 млрд за полугодие, или 93,2% от плана) является сокращение объема импортных операций.
Например, объемы импорта за январь-апрель 2014-го составили всего 78% от показателя за аналогичный период 2013 года. Налога на прибыль предприятий поступило 24,8 млрд гривен, что меньше на 5,6 млрд гривен в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Все это вкупе с курсом гривны, который ожидался на уровне 10 грн/$, а реально доллар стоит 12 гривен, сформировало дополнительные расходы бюджета – 31 млрд гривен.
Для покрытия дефицита предлагалось "продать что-нибудь ненужное". На прошлой неделе правительство обнародовало программу приватизации, в рамках которой объявило о планах выручить 15 млрд гривен за 164 объекта госсобственности". (источник).
Теоретически, эти показатели,вроде бы, не совсем смертельны ... Однако тут нужно отметить несколько важных обстоятельств. Во-первых, статистика запаздывает. И сегодня ситуация в экономике хуже, чем была даже две недели назад (да и официальные данные, скорее всего, несколько приукрашены). Во-вторых, власти Украины целенаправленно ее ухудшают. Речь идет о попытках остановить хозяйственное взаимодействие с Россией - которая является главным экономическим партнером Украины. В-третьих, колоссальные средства, которые тратятся на карательную операцию, должны откуда-то браться и поддержка Запада тут носит достаточно ограниченный характер. В-четвертых, постоянные бомбежки и обстрелы собственных территорий не поддерживают в них экономическое развитие, скорее, наоборот ...
При этом нужно понимать, что Украина, как и всякая малая экономика (а больших в мире всего две - это Китай и Индия, населения которых, теоретически, достаточно для того, чтобы создать современную экономику на основании внутреннего спроса), должна, для повышения жизненного уровня своего населения, что-то экспортировать в рамках мирового разделения труда. Вопрос только - куда. Пока Украина экспортирует руду в Китай и технологические товары в Россию, Евросоюз товары с Украины принимать хочет в крайне ограниченном количестве. И по мере развития кризиса это желание будет только падать. То есть база для расширения экспорта отсутствует, напротив, он будет падать!
Фактически, Украина сегодня подошла к моменту, когда начинает рассыпаться тонкая ткань нормального хозяйственного оборота. Люди не могут взять свои деньги в банках, предприятия не платят зарплаты, значит - невозможно заплатить за самые насущные товары. До голода еще далеко (дай Бог, его и не будет!), но ситуация напоминает Россию в худшие времена 90-х. А в такой ситуации поддерживать систему государственного управления становится все сложнее и сложнее. Фактически, страна начинает стремительно регионализироваться по факту, поскольку поддерживать сложную систему на основе бартера и отсутствии платежеспособного спроса просто невозможно ...
И все это сильно обострено внутренней войной, куда более серьезной и масштабной (и дорогой), чем Чечня для России. И возникает два вопроса: что делать дальше и кто будет нести ответственность за все эти безобразия ... Что делать, может быть, и можно было бы придумать, в конце концов, договориться с ополченцами, наверно, можно, вряд ли им нравится, как их дома постоянно обстреливают. Разумеется, условиях договоренности будут сильно более жесткими, чем могли бы быть в начале года - ну так должен же Киев платить за развязанную гражданскую войну. Но есть проблема ...
Состоит она в том, что политическая «крыша» нынешнего киевского режима (обсуждать его легитимность я не буду, в конце концов, де-факто он признан всеми), США, категорически требуют соблюдения некоторых условий. Главное из которых - прекращение отношений с Россией, превращение Украины в жестко русофобское государство. Отметим, что в середине 2000-х, первые месяцы президентства Ющенко, план был другой - сделать Украину центром «сборки» русских земель, однако он явно провалился и США перешли к «плану Б». Поскольку представить себе, что ополченцы Юго-Востока с ним согласятся достаточно наивно, нужно продолжать войну ...
Теоретически, можно предположить, что Киев выиграет. И что он тогда получит? Полностью разгромленную экономику, значительную часть агрессивно нелояльного населения, большое количество нелегальных вооруженных формирований, занимающихся грабежом и рэкетом ... На фоне падающей экономики. Теоретически, можно продать землю и порты - но вот вопрос, кто купит? Цена-то может, будет и не слишком большая, а вот риски ... Риски будут запредельные. И поднимать экономику не на что: у своих денег нет (а значит, нет и платежеспособного спроса), ЕС и Турция ничего покупать не будут (и даже Китай, по мере развития кризиса), а с Россией дела иметь запрещено.
И второй вопрос: об ответственности. Причем дело тут даже не в Боинге (если его сбили украинские военные или каратели) или простых гражданах Украины. Речь идет об ответственности в рамках финансовых отношениях внутри старых и новых кланов, рвущих сейчас остатки Украины. У каждого из них есть свои «аргументы» давления на политиков и удовлетворить все интересы никак невозможно - поскольку ощущение конца не ослабевает, все грабят «как в последний день», а «пирог» только сокращается.
Приведенные выше рассуждения минфина касаются нормального государства, в котором функционирует экономика, платятся налоги, гле кого-то можно стимулировать. а кого-то - обложить чуть сильнее. Ничего подобного на Украине уже нет - как можно брать налоги с граждан, которые зарплату не получают? А как они будут платить за тепло и свет? И у правительства возникает сильное желание уйти от ответственности - в конце концов, после констатации проблем все начинают задавать вопрос о том, что делать. И как на него отвечать?
В общем, я не исключаю, что крысы начали бежать с тонущего корабля. В конце концов, это ж не ополченцы Юго-Востока, которые защищают свои дома, детей и матерей. Речь идет о людях, которые давно держат в западных банках миллионы и им совершенно не улыбается нести ответственность за действия в стране, в которой они жить не собираются. Впрочем, я могу и ошибаться и отставка Яценюка это тактический ход - в конце концов, политики свои действия, во многом, делаю на основании интуиции, а не аккуратных расчетов. Да и сложные интриги в США никто не отменял.
В любом случае, даже официальные данные минфина Украины показывают, что в экономике страны идут остро негативные процессы, которые просто невозможно остановить. Даже то, что можно было бы сделать, сегодня запрещают политические кураторы нынешнего киевского режима. И, как говорят, врачи, прогноз неблагоприятный.