СМИ Ирана: Нужна ли нам Россия?
Иранская пресса продолжает следить за ситуацией с санкциями, с которыми столкнулась Россия, и обсуждать возможные пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся на российском рынке. Donya-e Eqtesad(15.09) подробно рассказала о проекте нового российско-иранского торгового соглашения по «шести параметрам сотрудничества», которое было обсуждено с участием более 700 промышленников и предпринимателей из двух стран на базе Торгово-промышленной палаты Ирана. Издание отметило, что российские предприниматели стали «по-новому смотреть» на возможности сотрудничества с Ираном в связи с той непростой ситуацией, которая сложилась в результате санкций, наложенных на Россию странами ЕС, а также после российских контрмер.
СМИ Ирана: Нужна ли нам Россия?
© East News AP Photo/Vahid Salemi
Иран является той страной, которая может обеспечить потребности России по очень многим группам товаров, особенно сельскохозяйственных. В это же время Россия — потенциальный гигантский рынок для всех видов иранских товаров, если не считать нефтехимию, убеждает читателя Donya-e Eqtesad. Ввиду непростой ситуации для российской внешней торговли в связи с санкциями ЕС, и тех перспектив, которые могут лишь теперь проявиться в развитии российско-иранского сотрудничества в сфере промышленности и торговли, российские и иранские промышленники и предприниматели обсудили проект нового соглашения, которое может довести торговый оборот между странами до 15 миллиардов долларов. Среди статей соглашения, которое, как подчеркнуло издание, может стать «реальным практическим шагом для достижения столь внушительной цифры», значатся: сотрудничество в банковской сфере, новая тарифная политика в отношении импорта товаров, усовершенствование «экспорта инженерно-технических услуг», упрощение визового режима для предпринимателей, проведение выставок товаров, а также упрощение порядка перевозки товаров в контейнерах-рефрижераторах.
Ettelaat(15.09) также обратила внимание на данную проблему. Издание сообщило, что министр промышленности ИРИ поручил сформировать особую комиссию в составе представителей министерств промышленности, сельского хозяйства, иностранных дел, таможенных служб и Центробанка страны, которая будет заниматься «упорядочением и совершенствованием порядка экспорта в Россию». Руководить деятельностью комиссии будет Торгово-промышленная палата Ирана. Издание отметило, что данные шаги, «несомненно, продиктованы новой конъюнктурой и новыми возможностями» на российском рынке, а также привело заявление главы синдиката консервной промышленности. Согласно этому заявлению, необходимо серьезно подойти к изучению «на деле перспективных», а не «сиюминутных» запросов российского рынка, продиктованных лишь ситуацией с европейскими санкциями, которые, несомненно, носят временный характер и рано или поздно будут отменены«, передает слова иранского промышленника издание.
О том, что сотрудничество России и Ирана носит взаимовыгодный, стратегический характер, и послужит для обеспечения региональной и международной стабильности, Donya-e Eqtesad сообщила читателям в выпуске от 13 сентября. На этот раз поводом послужил двухдневный визит в Москву секретаря по международным связям Энергетической Комиссии Ирана Бехруза Камальванди (Behrooz Kamalvandi). На встрече с российскими официальными лицами, ответственными за развитие сектора энергетики, г-н Камальванди отметил, что в огромном потенциале российско-иранских связей и их взаимовыгодном характере не сомневается и его святейшество лидер Исламской Республики Иран. Глава компании Росатом и другие официальные лица России, обсуждая с иранским коллегой перспективы участия России в строительстве в Иране новых АЭС, снова подтвердили «твердую убежденность» российской стороны в исключительно мирном характере сотрудничества России и Ирана в сфере энергетики, в том числе ядерной, подчеркнула газета.
В это же время некоторые иранские издания склонны характеризовать будущее российско-иранского экономического сотрудничества, а также открывающиеся для него новые горизонты с заметной долей скептицизма. Farda(16.09) отмечает «несомненный пропагандистский эффект» тех цифр, которые были названы в качестве ожидаемого объема российско-иранского торгового сотрудничества в будущем и которые были озвучены на последнем заседании двусторонней комиссии по российско-иранскому сотрудничеству. Но если охарактеризовать российско-иранские отношения за последние три десятилетия, то можно увидеть, что Иран всегда выступал для России в качестве некой «разменной карты» в ее бесконечном карточном состязании с Западом, утверждает издание.
Поддержка режима Саддама Хусейна еще во времена СССР, голос России против Ирана в Совбезе ООН в ходе дискуссий по иранскому ядерному досье, отказ от поставок комплексов С-300 Ирану, временный запрет на обучение иранских студентов в российских вузах по физическим специальностям, отказ России от техподдержки и техобслуживания наземного и воздушного вооружения, переданного Россией Ирану ранее, отсутствие прогресса по переговорам о постоянном членстве Ирана в ШОС, и наконец, то, что ни одно официальное лицо России самого высшего ранга, президент и даже премьер-министр, ни разу не побывали в Иране с официальным визитом за последние 35 лет, — таковы аргументы, приводимые в публикации Farda в пользу данной характеристики российско-иранских отношений. Эти же аргументы, утверждается в издании, вполне могут послужить доказательством того, что цифры, прогнозируемые для роста торгово-экономических связей двух стран, в реальности будут «намного скромнее».
Впрочем, «еще не поздно предложить Москве тест-испытание на предмет серьезности ее намерений». Например, снова поставить вопрос о продаже С-300, самолетов Ту-204, или строительстве новых АЭС, и после этого в умах иранцев, несомненно, не останется иных воспоминаний о «блистательном прошлом» российско-иранского сотрудничества, резюмирует Farda.
Относительно самой проблемы антироссийских санкций выпуск Donya-e Eqtesad от 13.09 сообщил, что Евросоюз, не сменив мнения насчет вмешательства России во внутренние дела Украины и участия ее в вооруженном конфликте, унесшем уже более 3 тысяч человеческих жизней, подготовил очередной пакет антироссийских мер. Свою лепту внес и Вашингтон, объявивший о своем намерении подвергнуть санкциям международную деятельность российских банков. Правда, Евросоюз все же оставил некоторый «зыбкий шанс» на отмену нового пакета санкций. Чтобы их избежать, России надо будет перестать «создавать условия» для нарушения хрупкого перемирия, действующего на юго-востоке Украины, иронически заметила Donya-e Eqtesad.
На то, что Западу все же приходится оставить некоторые «зыбкие возможности» для диалога с Россией, намекает и Ettelaat(13.09). С одной стороны, украинский кризис предоставил Западу широчайшие возможности для ослабления России в экономическом, политическом и даже военном смысле, утверждает издание. Газета пишет о том, что для последнего вовсе не обязательно принимать ту же Украину или какие-либо еще республики бывшего СССР в НАТО, поскольку существует множество других путей: от поставок оружия той же Украине до создания некой структуры вроде «Сил коллективной безопасности Восточной Европы». Однако Россия не собирается «сдавать Украину без боя». Москва не побоялась озвучить свою новую военную доктрину, которая позволяет «не только обороняться, но и наступать». Кроме того, у нее оказались наготове контрмеры экономического характера, которые ударили по европейской экономике не менее больно, чем европейские санкции — по российской. В результате крупнейшие производители стран ЕС и G7, которые привыкли видеть в России гигантский рынок сбыта для своей продукции, понесли огромные потери, — такие аргументы приводит издание.
Вместе с тем Ettelaat приводит аргумент, доказывающий, что Запад не в силах запустить механизм санкций «на полную мощность». При том, что многие влиятельные российские политики, официальные лица, крупнейшие предприниматели России, о которых известно, что они являются друзьями или хорошими знакомыми российского президента, попали в европейские черные списки, в эти списки до сих пор не внесен лично Путин, замечает Ettelaat.
Это последнее обстоятельство как раз доказывает всю «половинчатость», как пишет Ettelaat, предпринятых Западом мер. Президент России не будет изолирован, так как без его участия и посредничества при решении целого ряда международных проблем (к примеру, проблемы Северной Кореи) Западу никак не обойтись, и его рано или поздно придется приглашать на переговоры, подытоживает газета.
Весьма серьезно склонна оценивать «санкционное противостояние» России и Запада Hamshahri(13.09). Хотя данное издание также сообщило о том, что Евросоюз, при наличии конструктивных шагов Москвы по установлению мира на юго-востоке Украины, готов отменить все санкции, реальность пока такова, что ЕС, напротив, уже после мирных переговоров Киева с ополченцами Донбасса, пошел на введение новых санкций против России, констатировало издание.
Санкции теперь не просто затрагивают интересы отдельных лиц или людей из окружения президента России, но могут теперь создать серьезные затруднения для функционирования всей инфраструктуры страны, написала Hamshahri. Это и ограничения для деятельности российских банков (в том числе государственных), крупных российских компаний («Газпром», «Роснефть»), а также возможность полной остановки работы служб, обеспечивающих работу всей системы нефте- и газопроводов, которые нужны России для экспорта энергоресурсов. В черный список попал даже знаменитый на весь мир автомат Калашникова, пишет газета.
Но при этом российские официальные лица и учреждения не признают «обоснованности» новых антироссийских санкций и готовы ответить ЕС тем же. Так, Россия тоже, в дополнение к закупкам сельхозпродукции, существенно расширила собственный «черный список», добавив туда новые виды товаров, которые ранее поставлялись странами ЕС, написала Hamshahri. Таким образом, хотя Европа и проявляет «осмотрительность», намекая на возможную отмену санкций в случае «хорошего поведения России», Москва, по-видимому, готова к продолжению решительного противостояния. «Начало новой холодной войны все же не за горами», делает выводы издание.
Farda(15.09), несмотря на свой скептицизм в оценках перспектив российско-иранского сотрудничества, тем не менее отметила, что Россия относится к числу тех стран, которые признали любую международную борьбу против проявлений экстремизма и терроризма на Ближнем Востоке и, в частности, против структур так называемой ИГИЛ, «малоэффективной», если в ней не примет участие Иран. Издание отметило, что среди главных условий поддержки Россией инициатив по борьбе против ИГИЛ глава МИД России Лавров назвал непременное привлечение к этой борьбе сирийского государства и Ирана. «Содействие этих государств в борьбе против терроризма и экстремизма позволит обеспечить их собственную внутреннюю безопасность», — цитирует издание заявление российского политика.
Привлекли внимание прессы Ирана и выборы глав местных администраций и в местные законодательные органы власти, состоявшиеся в регионах России 14 сентября. Hamshahri(16.09), констатировав, что в большинстве регионов России победу одержали кандидаты, имеющие поддержку Кремля, особое внимание уделила итогам выборов в Крыму и Севастополе, городе с особым федеральным статусом. Здесь победу тоже одержала правящая партия «Единая Россия», которая и заняла практически все места в парламенте. Компанию ей смогла составить только «националистическая радикальная партия ЛДПР», которая также преодолела необходимый барьер в 5%, сообщило издание.
Газета Farda, со ссылкой на авторитетное англоязычное издание в сфере военных и оборонных технологий «Jane’s Defense», сообщила о заметных успехах Ирана в создании радарной сети. Издание также посчитало нужным отметить, что новейшие радиолокационные комплексы страны, сосредоточенные в провинции Иранский Курдистан, покрывая территорию всего Ирана, Саудовской Аравии, Египта, Турции, Израиля и Пакистана, также наблюдают за происходящим в небе над югом Индии, востоком Европы и юго-востоком России, в том числе Москвы(16.09).
План Путина по Украине оживает?
План Путина по Украине оживает?
«Отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня» - это второй пункт плана Путина.
В протоколе Минска – 1 об этом ни слова. Слабо (если не сказать хуже) сработали и Зурабов, и Захарченко (ДНР), и Плотницкий (ЛНР).
В меморандуме Минск – 2:
Отвод средств поражения калибром свыше 100 мм от линии соприкосновения на расстояние не менее 15 километров в зависимости от дальности вооружений (перечислены конкретно) – до 120 км для тактических ракетных комплексов.
Этот пункт хоть как-то определяет отвод тяжелого вооружения, используемого ВС Украины для уничтожения мирных жителей и инфраструктуры Новороссии. Хотя очень существенным является то, что в плане Путина говорится об отводе украинских войск. А в меморандуме об этом ни слова, только о вооружении.
Также прописана в меморандуме идея плана Путина о бесполетной зоне.
В протоколе «Минск - 1» говорится в п.10. «Вывести незаконные вооружённые формирования, военную технику, а также боевиков и наёмников с территории Украины». А в меморандуме «Минск - 2» написано: «Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ».
Вроде бы похоже, но… сейчас речь идет об иностранных вооруженных формированиях, а раньше о незаконных. Что может быть иностранными вооруженными формированиями? Донские казаки? Иностранные военные компании? Вопросы остаются, но хотя бы уже нет речи о незаконных формированиях, ведь по законам Украины ополчение незаконно. Сейчас об этом уже в протоколе умалчивают, что неплохо. А то раньше получалось, что Захарченко и Плотницкий подписались в выводе ополчения.
Остался вопрос о том, кто такие боевики – ополчение или добровольцы, или члены частных военных организаций?
Откровенно антиновороссийский характер имеет пункт меморандума о запрете размещения тяжелого вооружения и военной техники в районе, ограниченном населенными пунктами Комсомольское, Кумачево, Новоазовск, Соханка, при мониторинге ОБСЕ.
Это территория под контролем Новороссии. А почему такое же не потребовать от ВС Украины в Мариуполе и под Мариуполем? Почему не потребовать такого же отвода вооружений от всех городов, контролируемых Новороссией?
И еще – в протоколе «Минск – 1» ничего не сказано о представителях ополчения, а в меморандуме «Минск -2» они названы представителями «отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
Вроде как закон Украины начали учитывать, а вроде бы и постепенно привыкают признавать.
Вывод:
В меморандуме есть положение о бесполетной зоне, об отводе тяжелого вооружения, в котором преимущество у ВС Украины. И в этом немного проклюнулся план Путина.
Однако пункт об отводе вооружения ополчения из Новоазовского района явно отступнический.
Вместе с тем, если будет хотя бы в основном отведено тяжелое вооружение на 15 – 30 км, то ополчение, обладающее более высоким боевым духом, лучше знающее местность, получившее опыт диверсионно-разведывательных действий, может получить преимущества в разворачивании действий на оккупированной территории Новороссии.
Остается вопрос о ВС Украины, находящихся в «котлах». Как они отведут на 15 – 30 км вооружение?
Итак, кое в чем реализация плана Путина по Донбассу оживилась. Но конечно все решится в борьбе. Вряд ли режим прекращения огня будет выполняться лучше, чем сейчас, потому что не решен главный вопрос – уход ВС Украины с территории Новороссии. И решится он может не «на консультациях», а наступлением ВС Новороссии, постоянным давлением на оккупационные войска, установлением явочным порядком власти ополчения в новых населенных пунктах, где нет больших сил ВС Украины.
А новые протоколы и меморандумы должны констатировать постепенное расширение Новороссии.
Война с фашизмом в принципе не может окончиться перемирием, он может кончиться только победой. Весь вопрос – когда и с какими потерями.









