действие (карма),
запрещенное действие (викарма)
бездействие (акарма)
3 основных способа деятельности человека
1. Карма - это деятельность, диктуемая долгом человека и согласованная со священными писаниями. Такая деятельность увеличивает благочестие человека, очищает его от грехов и связывает гуной благости.
2. Викарма - это деятельность, совершенная из корыстных побуждений, не соответствующая указаниям священных писаний. В результате такой деятельности человек копит свои грехи и сначала находится под влиянием гуны страсти, а затем, постепенно, переходит под влияние гуны невежества.
3. Акарма - это деятеяьность, направленная на постижение души, Бога и их вечных взаимоотношений. Она не несет никаких материальных последствий, освобождает человека от влияния всех гун и дает только лишь духовные блага.
Карма
Само понятие карма в ведических писаниях имеет 2 основных значения: основное - это деятельность в целом; второе - это только благочестивая деятельность.
Для того чтобы шире освятить этот вопрос, мы с вами поговорим о карме, как о деятельности в целом. Существует классификация кармы по результатам деятельности, которую мы совершали, и той деятельности, которую мы совершаем и будем совершать:
1. Санчита карма - результаты деятельности, накопленные в прошлых жизнях, которые, складываясь вместе, формируют всю нашу судьбу.
2. Прарабдха карма - это та часть накопленной в прошлых жизнях кармы, которая предназначена только для настоящего воплощения, в котором мы живем. Эта карма состоит из уже созревших плодов наших прошлых поступков, готовых к тому, чтобы мы их «съели».
3. Крийяман карма - это та карма, которая создается нашими поступками в этой жизни и влияет как на это воплощение, так и на будущие.
4. Агами карма - это карма, результаты деятельности которой накоплены в прошлых жизнях, но предназначены не для настоящего воплощения, а для будущих.
Санчита карма
Это вся карма или, другими словами сказать, все плоды наших поступков и желаний, накопленные за множество жизней, но еще нами не отpa6oтанные. Образно сказать - это вся дорога нашей судьбы, которую нам предстоит пройти. Она делится на 2 неравных промежутка:
• прарабдха карма, или то, что нам предстоит пережить в этом воплощении;
• агами карма, или то, что заранее запланировано на будущие воплощения.
Это деление санчита кармы условно, так как человек за одну жизнь, в зависимости от гун, в которых он живет, может пройти по жизни очень большой путь, или, если он жил в невежестве, то есть вероятность, что он в жизни чего-то не доделает.
Вопрос: Как определить доделываем ли мы предназначенное судьбой или нет?
Ответ: Это можно определить по тому, насколько мы удовлетворены своей жизнью. Если человека сопровождает постоянная неудовлетворенность, то это значит, что он, скорее всего, занимается не своим делом (или большую часть времени занимается не своим делом).
Вопрос: А как определить, своим делом я занимаюсь или нет?
Ответ: Если вы что-то любите делать для других людей, то это, без сомнения, ваше дело. Однако, если вы что-то любите делать для себя, то, скорее всего, это не ваше дело. Тем не менее, даже это дело попробуйте делать для других, если понравится, то значит, оно ваше. Но, например, если нам всем нравится кушать, то это нельзя назвать нашей предписанной обязанностью или нашим долгом перед людьми. Так или иначе, некоторые люди считают, что их долг - жить за чужой счет. Или кто-то может думать еще хуже - что его долг - это заниматься сексом, курить наркотики, выпивать или валяться в постели, а больше делать ничего не нужно. Это очень опасные заблуждения.
Вопрос: А если я испытываю постоянное раздражение на рабочем месте, но удовлетворен своей работой, то как это можно объяснить?
Ответ: Это значит, что, скорее всего, в результате плохих прошлых поступков вы не можете очень хорошо делать свое дело. Тем не менее, Веды рекомендуют ни в коем случае его не бросать, а продолжать им заниматься во что бы то ни стало, пусть даже несовершенно. Другой причиной беспокойства может являться очень корыстный настрой во время работы, который рождает напряженность внутри и зависть к окружающим.
Вопрос: А можно за одну жизнь пройти всю санчита карму?
Ответ: Можно, но только в том случае, если вы будете самоотверженно заниматься духовной практикой, например, с любовью и преданностью повторять Святые Имена Бога.
Идя дорогой своей судьбы, человек должен отвечать за свои плохие поступки. Мы имеем развитый разум и этим отличаемся от животных. Поэтому, если мы реагируем на события неправильно, то создается наша новая карма (новые неотработанные поступки). Таким образом, в течении нашей жизни дорога судьбы может увеличиться, если мы накопили новую карму. Или она может уменьшиться, если мы всю жизнь старались очищать свое сознание и таким образом отрабатывать свою карму. В отличие от человека, животные не нарабатывают в соответствии со своими поступками новую карму, они также и не ликвидируют свою карму. Карма ликвидируется только в результате осознания. Животные же не могут что-либо осознать, поэтому их судьба, в основном, зависит только от их желаний. Например, если заяц умер насильственной смертью, то жить в теле зайца ему уже не хочется, а наоборот, хочется быть сильным и защищать себя. Так он в следующей жизни может стать, например, волком.
Вопрос: У одного - то же самое событие является счастьем (например, женитъба), а у другого - страданием. Как вы это объясните?
Ответ: Сами по себе события являются результатом наших желаний. Например, если есть сексуальное желание, то придется жениться. Женитьба - это событие, но каким это событие будет - хорошим или плохим, уже зависит не от наших желаний, а от наших поступков. Если мы в предыдущих жизнях в целом хорошо относились к представителям противоположного пола, то нужно ждать, что в следующей жизни брак будет удачным.
Вопрос: А бывает так, что сексуальное желание есть, а жениться не можешь?
Ответ: Если вы в прошлых жизнях относились надменно к противоположному полу или ушли от своего близкого человека, бросив его на произвол судьбы, то в вашей теперешней женитьбе могут быть какие-то проблемы. Все это можно увидеть по вашему гороскопу.
Вопрос: А как заранее узнать, каким будет брак, хорошим или плохим?
Ответ: Это также можно узнать от хорошего астролога. Вся эта информация заключена в нашем гороскопе.
Прарабдха карма
Это карма настоящей жизни, состоящая из уже созревших плодов прошлых поступков, готовых к тому, чтобы мы их «съели».
В момент зачатия происходит контакт тонкого тела живого существа с окружающим миром. В результате такого контакта определяется срок нашей жизни и основные события в ней. Другим важным моментом для определения судьбы человека является точное время рождения. Именно с ним, в основном, имеют дело acтрoлоги, потому что установить точное время зачатия очень сложно.
Окружающие нас планеты имеют свой индивидуальный характер, и, в результате их влияния на ум и разум, происходит вспыхивание наших, сформированных в прошлом, желаний. Под влиянием определенной комбинации планет в каждой точке Земли создается свое определенное настроение. Оно всегда будет отражаться именно на тех людях, которые в прошлых своих жизнях подобное настроение уже культивировали. Все они получают такое настроение не случайно, но из-за того, что уже имели подобный настрой (подобное поведение) в прошлых жизнях. Те, кто реагируют на это специфическое воздействие окружающих нас планет, сто процентов, раньше уже культивировали в себе подобное поведение или вызывали своим поведением у других людей схожий настрой. Таким образом, то, чего мы желали в прошлом и как влияли на других людей в прошлом, то и получим в настоящем. В результате воздействия на психику человека пространства и времени, в его уме возникают определенные глубинные изменения. Попробуем проследить, как это происходит. В нашем уме прошлые поступки сначала зародили семя будущей судьбы, затем оно выросло в дерево, ведущее нас к определенным событиям. Затем это дерево дало зрелые плоды каких-то наших прошлых поступков и желаний. Именно эти плоды наших прошлых поступков в результате контакта с окружающими нас планетами, или по-другому сказать, в результате контакта с пространством и временем и формируют прарабдха карму нашей жизни (нашу настоящую судьбу). Эти плоды наших прошлых дел и желаний, взаимодействуя с пространством и временем, вызывают определенную реакцию в глубине ума. В результате в глубине ума возникает импульс, который формирует в уме побуждение. Побуждение, выходя из глубины ума, вызывает желание, которое действует на поверхность ума. В результате такого воздействия на поверхности ума появляется волнение или определенное желание. В совокупности все желания, воздействующие на ум, оказывают сильное влияние на наше эмоциональное состояние, то есть на наше настроение. При появлении определенного настроения формируется какая-то идея или мысль что-то сделать. Поэтому все начинается с того, что мы в прошлом совершали какие-то поступки, которые теперь дали свои плоды. Эти плоды подействовали на наше подсознание, и из него вырвалось какое-то побуждение. Все побуждения, которые выходят из глубины ума, бывают:
• благоприятные;
• смешанные;
• неблагоприятные.
Кроме того, на наши поступки влияет окружающий нас мир (люди, животные и т.д.). Однако, это влияние также действует двумя способами:
• воздействие, идущее из глубины ума;
• внешнее воздействие.
Вопрос: Вы сказали, что внутреннее воздействие вызывается внешними факторами. Тогда зачем учитывать внутренние причины, если все зависит только от внешних?
Ответ: Даже при наличии очень тяжелых для судьбы внешних факторов, если на то нет плохих внутренних причин, плохое положение планет на нас не окажет никакого влияния. Внутреннее состояние человека зависит от планет, однако, если человек безгрешен, то плохое состояние планет на него не повлияет. Если же человек сосредоточен на духовном (например, вдохновенно читает молитву Богу), то, даже если он очень грешен, влияние планет на него вообще ослабевает. Таким образом, внутренние факторы - это как антенна, которая может определенным образом принимать внешние факторы. Может принимать их слабо или не принимать совсем.
Вопрос: Значит, если человек занимается духовной практикой, то его плохая карма действует на него слабее?
Ответ: На такого человека слабее действует любая материальная карма, зато увеличивается влияние духовного мира.
Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»