Кое-что о хрономагии - возможно поможет...
Что есть включение времени? Следствие или замысел? Знак зла или знак борьбы со злом? Потому ли Ахура-Мазда (и Ягве) включил движение во времени, что это было знаком сдачи силам зла всех «завоеваний» Господа, или сам старт хронопотока был обусловлен необходимостью борьбы с агрессором? У меня, если честно, ответ на этот вопрос уже есть. Если бы вторжение зла могло инициировать движение во времени, то время бы автоматически включилось и не потребовался бы «знак капитуляции». Но включено оно не дьяволом - в Авесте сказано о том, что замыкание Ангра-Майнью в конечном времени есть верный способ его победить (Ахура-Мазда замыкает Врага в ловушку временнóго круга, поскольку в вечности он якобы неистребим).
Считается, что Враг не владеет Хрономагией и не ориентируется в переключении времен. Он жизнеспособен только там, где время движется вперед, и «выпадает» из биосферы, когда время заворачивает в обратную сторону.
Это – особый блок знаний зерванитов, о котором я, подобно Ангра-Майнью, лишь «слышала звон», поэтому рассуждать о нем подробнее пока остерегусь.
Замечу только, что здесь мы сталкиваемся с отличием «христианского» способа борьбы со злом от «авестийского», хотя отличие это довольно условно. Для христиан оружие борьбы – Любовь, для зерванитов – Хрономагия (по уточненным данным, магия прошедшего времени, связанного с Судом). Почему я говорю об условности различий? Потому что сама Любовь «родом» из мифа об Андрогине
Вот что пишет об этом известная
исследовательница зороастризма Мэри Бойс ("Зороастрийцы. Верования и
обычаи", СПб, 1994 г.) [Это последнее (1994 г.) издание книги Мэри Бойс -
лучшее, что было издано на русском языке западными исследователями о
зороастризме.
Единственная ошибка Мэри Бойс связана с неправильной оценкой зерванизма
как ереси. На самом деле зерванизм - эзотерическая сердцевина учения
Зороастра.
Сходство касается прежде всего противопоставления Добра (Света) и Зла
(Тьмы) в рамках безусловного монотеизма и предоставления человеку на
протяжении всей его жизни (не только изначально) выбора между путем Света
и путем Тьмы, свободного выбора. Все это совершенно чуждо Ветхому Завету с
его изначальным грехом, десятью заповедями и классическим монотеизмом
грозного Яхве, тем более это чуждо Торе с ее скрупулезными предписаниями
каждодневной жизни. Сходство с зерванизмом также и в том, что дуальность
Добра и зла имеет не только начало, но и конец. Об каждом прямо сказано,
например, в Уставе Кумранитов (документ 1QS). В свитке 1Q Myst (Книга
тайн) по поводу наступления Конца дней говорится: "Когда (чрево),
порождающее Кривду, будет заперто, нечестие отдалится от лица Праведности,
как Тьма отступает перед Светом. И так рассеивается дым и нет его больше,
так исчезнет Нечестие навсегда, а Праведность откроется как Солнце -
порядок мира..." Согласно другим кумранским текстам, нечестивцы по
постановлению некоего эсхатологического Суда будут подвергнуты наказанию,
одни "временному", другие "вечному", до полного уничтожения. Очень важно
также то, что в рукописях Мертвого моря "свет" и "тьма" не
противопоставляются как дух и материя (подобно тому, как это извратили
гностики и манихеи), а выступают как термины, обозначающие веру и неверие,
жизнь и смерть, правду и кривду, знание и глупость (именно в таких
терминах). То есть, по ессейской идеологии, Божий мир изначально благ, а
его осквернение временно и побеждается в конце дней через свободный выбор
каждого человека на протяжении своей жизни. Но ведь это и есть выраженная
просто и коротко основная идея зороастризма!