Мы играем с детства и играем всю жизнь. Девочки играют в дочки-матери, учительниц и докторов, мальчики – в военных и шоферов. Потом становятся мамами и папами, учителями и врачами, шоферами и летчиками. Дети, играючи, копируют привычку родителей курить или ругаться, а потом, не успеешь оглянуться, как привычка становиться второй натурой. Играя, дети растут, а, повзрослев, не перестают играть.

Ребятам о зверятах

Ученые обратили внимание, что детеныши животных, которые в детстве были лишены игр, вырастают агрессивными и трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь проводят в одиночку, – медведи, дикие кошки, например, – в детстве очень общительны и игривы.
Этологи (этология – наука, исследующая врожденное поведение, инстинкты как животных, так и человека) видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения: как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. Большинство игр – вариации на три главные темы: хищник-жертва (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), брачные партнеры (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), родители-дети (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.).
Присмотримся, во что играют наши дети, во что играли в детстве мы сами, что нам нравилось, к чему нас тянуло. Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (игры в войну) – все знакомые темы, общие с животными. (В.Р. Дольник, «Такое долгое, никем не понятое детство»)
Но ребенок не только воспроизводит игровые модели, заложенные в нем природой, он также копирует действия взрослых, чтобы приобрести их ступень, статус, уровень. Сначала он играет во взрослого, но потом так проникается игрой, что становится взрослым.
Подмастерье копирует действия мастера, чтобы самому стать профессионалом. Так мы, желая понравиться и чуточку быть похожими на тех, кого мы уважаем, любим, считаем примером, часто неосознанно проникаемся их привычками.

Взрослые игры

Взросление и рост основываются на природном законе подражания, который действует на всех биологических уровнях. Нижняя ступень хочет получить свойства высшей ступени и начинает копировать ее действия. Желание со стороны низшего уровня заставляет высший уровень как бы спуститься до уровня низшего, а точнее, одеться, проникнуть в него и передать ему свои свойства. Низший таким образом пропитывается свойствами высшего.
Человек играет, чтобы расти, или, растет, чтобы играть.
Ученые выделяют несколько периодов роста желаний человека. Первый – рост физических желаний, связанный с ростом физического тела, приобретением знаний и созданием собственной семьи.
Второй период – это рост желаний материального: мы хотим приобретать, зарабатывать деньги и тратить их, покупать на них впечатления. Через некоторое время деньги уже перестают нас удовлетворять, мы мечтаем, чтобы наши заслуги признали – это период стремления к славе и власти. Но и всеобщее признание вскоре нам тоже надоедает, мы понимаем, что абсолютную власть над собой и всем миром дает знание, знание всего обо всем. Это четвертый период развития желаний человека, но не последний.
Желания человека иметь семью, дом-полную чашу, деньги, уважение окружающих, знания сплетаются в плотную систему, полностью определяющую его жизнь и ведущую его к осознанию, что больше всего он хочет понять, кто же он такой.

Какая у тебя роль?

Зрелый человек уже и сам не знает, сколько ролей он играет. На работе он пунктуальный подчиненный или строгий руководитель, ценящий время и деньги. Дома – семьянин, в компании – балагур и заводила. Рядом с мамой – хочет снова поиграть в ребенка, тем более что маме намного приятнее видеть его маленьким, чем взрослым незнакомым человеком. У человека столько ролей, сколько компаний или обществ, в которых он вращается! Но где же он сам? Не может же он только раствориться в тех ролях, которые как костюмы надевает на себя по необходимости.
Каждый период проходит согласно диалектическому закону отрицания отрицания: всякая вещь существует до тех пор, пока не начинает себя разрушать. В этом разрушении есть созидание высшей ступени. Поскольку желание знаний – это ступень, находящаяся выше желания власти, славы, денег, секса и хорошего питания, то и желание вырасти на этой ступени намного выше, а значит и страдания от невозможности достичь желаемого тоже тяжелее.
Однако все жизненные ситуации призваны помочь человеку правильно задать вопрос о смысле жизни и самому дать себе правильный ответ, и в какой-то момент человек все-таки достигает ступени осознания цели и смысла собственной жизни.
В этот период человек уже не хочет играть все эти роли, ведь он понимает, что, прячась за ними, он заслоняет свою суть. Его раздирают вопросы: «Кто я на самом деле? Зачем я живу?».
Этот вопрос – главный признак того, что личность достигла в своем развитии особенного состояния, в котором она может наконец-то почувствовать свою сущность. Если, согласно известному выражению Шекспира, «весь мир – театр, а люди в нем – актеры», то в жизни человека наступает такой момент, когда из театра он приходит домой, снимает маску, оставляет на вешалке концертный костюм и может, наконец, увидеть, кто же он на самом деле, когда он не играет, когда «Я» – это просто «Я».

материал взят с газеты "Единый мир"