+16
________
Практика осознавания нечистого аспекта телесной природы (асубхасати, на пали) – одна из четырех защитных практик. Ее цель – ослабить привязанность к своему телу и вожделение по отношению к телам других. Рекомендуется, главным образом, лицам, у кого основные скверны – самолюбование и похотливость. Не особо рекомендуется гармоничным мирянам, ведущим семейный образ жизни.
В пятой главе трактата «Висуддхи магга» («Путь очищения») Буддхагхоcа перечисляет разные виды трупов и указывает на пользу от их созерцания:
1) созерцание вздутого трупа благотворно для того, кто испытывает физическое влечение к красивым формам;
2) созерцание посиневшего трупа благотворно для того, кто имеет пристрастие к красивой коже;
3) созерцание гноящегося трупа благотворно для того, кто испытывает вожделение к ароматам тела от цветов, духов и т. д.;
4) созерцание изломанного трупа благотворно для привязанного к полноте и крепости тела;
5) созерцание изгрызенного зверями трупа плодотворно для того, кто привязан к различным выступающим частям тела, типа груди;
6) созерцание расчлененного трупа полезно для того, кто влечется к гармоническому соединению частей тела;
7) созерцание разрубленного и раскиданного трупа полезно для того, кто имеет физическое влечение к безупречному телосложению;
8) созерцание окровавленного трупа благотворно для того, кто привязан к красоте, создаваемой украшениями;
9) созерцание трупа, кишащего червями, благотворно для человека, страстно привязанного к собственному телу и думающего: “Оно мое”;
10) созерцание скелета полезно для имеющего влечение к красивым зубам. “Таким образом, вызывающие чувство отвращения объекты, соотнесенные с различными типами похотливости, будут осознаны десятикратно”, – делает вывод “Висуддхи магга”.
Более простое выполнение практики – визуализировать труп своего пола, и повторять следующую установку на языке пали или на каком удобней:
ПАТИКУЛЛА – ПАТИКУЛЛА
Мерзость, мерзость
или
АСУБХА, АСУБХА
Нечистое, нечистое
Постепенно йогин развивает в себе видение нечистого аспекта телесной природы – своей и других. В результате у него исчезает наивное представление о теле как о чем-то вечно привлекательном. Он спокойно относится к смерти и болезни своего тела. Он видит, что все украшения, косметика, пластические операции и т. д. – это всего лишь маскировка, с помощью которой люди пытаются отчаянно скрыть аспект нечистоты, асубха.
Используя эту технику, йогин избавляется от привязанности к телесности, как чужой, так и своей, и перестает испытывать влечение к телесной красоте: “Так как свойство быть отвратительным, которое характеризует истинную природу тела, не воспринимается и скрывается посредством всяких дополнительных украшений, поэтому мужчины восхищаются женщинами, а женщины – мужчинами. Но в действительности в теле нет ровным счетом ничего, что могло бы вызвать восхищение”.
Не следует считать, что практика этого метода, может вызвать то, что визуализируется. Это не так. Болезни, смерть приходят в зависимости от каммы (кармы). Но непонимание телесной природы, как правило, приводит к сильному страданию, депрессии, шоку и отчаянию, когда эта красота тела увядает, что в свою очередь может вызвать не только расстройства психики (особенно у людей с чрезмерной привязанностью к своему телу), но и физические недуги.
В действительности телесная красота – это всего лишь обратная сторона асубха. Понимающий природу красоты не страдает, не приходит в ужас, когда она исчезает. Умиротворенность его ума позитивно сказывается как на его физическом здоровье, так и на его внешнем виде.
Не даром этот метод назван защитной медитацией.