AnnaO написал(а):Совесть делает нас трусами
Так сказал когда-то Шекспир, так говорят современные психиатры и осведомленные, как никто, священники.
Совесть - это приобретенный в процессе воспитания механизм негативной обратной связи, относящийся к сфере этики и морали. Если накопленная информация соответствует принятым в обществе нормам относительно того, что такое "хорошо" и что такое "плохо", а сам механизм не излишне чувствителен, а прагматичен, тогда совесть "полезное устройство", освобождающее нас от необходимости постоянно решать вопрос, правильно ли вы поступаете. Совесть направляет, ведет вас по узкой, но прямой тропе к нужной цели. Как и всякая другая система обратной связи, совесть выполняет свою миссию автоматически и на уровне подсознания.
Однако порой совесть может сама оказаться не права. Все зависит от ваших понятий добра и зла. Если они реалистичны и разумны, то совесть становится для вас союзником при столкновениях с реальным миром, надежным компасом в плавании по волнам социальной морали, - компасом, который помогает держаться подальше от бед, избегать жизненных рифов. Hо если ваши убеждения не совпадают с существующими реалиями, то ваш компас, именуемый совестью, уведет вас в сторону от правильного курса к нежелательной цели, чреватой хлопотами, тревогами и всевозможными неприятностями.
Если, например, в процессе воспитания вы усвоили, что иметь на одежде пуговицы грешно (а бывает и так), то всякий раз, когда вам придется носить одежду с пуговицами, вы будете испытывать угрызения совести. Если же вы выросли в крепком убеждении, что, отрезав человеку голову, высушив ее и повесив как трофей на стену, вы совершаете справедливый и достойный настоящего мужчины поступок, то, не сделав этого, вы будете чувствовать себя виноватым, недостойным и неполноценным человеком. Дикарь из племени охотников за головами назвал бы это "грехом упущения".
Совесть должна помочь вам обрести счастье, повысить способность к деятельной жизни. Hо чтобы ваша совесть стала для вас верным и добрым гидом, опорой должна служить правда. Иначе слепое следование велениям совести может сделать вас несчастными, выбить из колеи.
Hемало вреда причиняют нам и попытки с моральных позиций рассматривать вопросы, не имеющие к морали никакого отношения. Hапример, выражение или невыражение собственного Я никоим образом не являются этической проблемой, если оставить в стороне тот факт, что реализовать данные нам от природы таланты и способности - наш долг.
И тем не менее самовыражение может приобрести с точки зрения вашей совести аморальную окраску, если, скажем, в детстве вас постоянно сдерживали, стыдили, высмеивали и даже, быть может, наказывали, когда вы пытались выразить собственные мысли, если вас упрекали в том, что вы "рисуетесь", хотите показать себя в выгодном свете. В этих условиях в ребенке формируется убеждение, что проявлять свои способности, выдвигать собственные идеи, "высовываться" с какими-то предложениями, да и вообще быть чересчур словоохотливым - нехорошо.
Если ребенка наказывают, когда он сердится или раздражается, стыдят, когда он чего-то боится, смеются над ним, когда он открыто проявляет любовь и привязанность, то у такого ребенка складывается убеждение, что явно выражать свои чувства - дурно. Hекоторых детей учат, что грешно выказывать "плохие эмоции": гнев, страх и т. п. Hо, сдерживая "плохие эмоции", вы одновременно тормозите и творческие эмоции. Ведь, по сути, чувства нельзя делить на хорошие и плохие, а только на соответствующие и несоответствующие обстоятельствам. Когда вы встречаетесь в лесу один на один с медведем, то, вполне естественно, испытываете страх. А если вам нужно устранить какое-то препятствие, используя только физическую силу, то порой очень полезно крепко рассердится. Контролируемый и целенаправленный гнев - важный элемент отваги.
В каких же случаях совесть в самом деле способна превратить человека в труса? Многие из людей, заторможенных неправильно сформировавшимся нравственным самосознанием, одним из выражений которого и является наша совесть, в любом виде деятельности предпочитают занимать "заднюю скамейку", держаться в тени. Они чересчур восприимчивы, слишком много и озабоченно размышляют о том, а имеют ли они вообще право рассчитывать на успех даже в самом благородном деле, и насколько он ими заслужен. В глубине души они считают, что не имеют права на заметное место в обществе; кроме того, слишком обеспокоены тем, как бы окружающие не подумали, что они пытаются выставить себя в выгодном свете.Волнение перед выходом на сцену, страх перед аудиторией - хорошо известные и широко распространенные явления. Эти переживания легко понять, если взглянуть на них под углом чрезмерной негативной информации. Страх перед аудиторией - во многих случаях проявление детской боязни наказания за попытку высказать собственное мнение, за стремление "высунуться", "похвастаться" своими знаниями. Эти вещи с детства кажутся нам заслуживающими наказания. Чувство страха перед аудиторией достаточно ясно показывает почти универсальный характер такого явления, как подавление, сдерживание самовыражения.
Автор: Максуэлл Мольц (Я - это Я, или Как стать счастливым)
Отредактировано AnnaO (2011-02-03 12:04:41)
Вам, Анна, как иным автомобилисткам следует вывесить знак "Путаю педали!" , только в Вашем случае это будут не "педали" , а "понятия"... "Путаю понятия! --- ваше кредо в этой теме...
Но это, отнюдь, не ваша вина, это лишь "трудности перевода", т.к. Вы приводите слова изначально англо-язычных авторов, которых перевели не точно, а "по схожести понятий"... Ведь именно в расхождении значения слов кроется вся суть возникшей полемики.
Даже в определениях этих двух понятий присутвует разница:
В русском это "способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль." [1]
В английском это " judgment of the intellect that distinguishes right from wrong". (суждение от интелекта, что отличает добро от зла) [2]
В западном мышленнии, которое различными средствами пропагандируется в последнее время и у нас, интелект(ум) имеет первостепенное значение и понятие "знание" связано лишь с ним. И не мудрено, что за понятия "западной совести" отвечают лишь приобретенные при взаимодействии с обществом моральные и нравственные правила, которые так или иначе ограничивают личность в определенные принятые рамки. Борьбу с которыми и означил, указанный выше Шекспир, ведь настоящее искусство, как раз и призвано раздвигать рамки и расширять сознание людей сонастраивая их с Высшими понятиями, в противовес страхам и ограничениям невежественного, но воспитанного человека. Человека, который не знает "почему", но знает " как принято" и как его не осудят другие... Человека, который поступает не "от души", а потому что "так надо"... Я назвал бы это понятие "ложной совестью", ведь оно противоположно совести данной свыше.
У нас совесть -- это понятия морали и нравственности, когда они не навязаны извне, а идут из глубины и они скорее помогают в жизни проявляться честно, искренне, открыто и бесстрашно. Проявляться "от души". Это понятие Высшей совести и его нельзя путать с вышеуказанной "ложной совестью". Это "камертон" который настраивает нас на единый лад со Вселенной и помогает встроится в единый поток жизни, она это та связь с Богом, с Единым творцом, с НАШЕЙ изначальной сутью, которая делает нас бесстрашными. Ведь когда ты един со всем сущим, то чего вообще бояться? Поэтому, если ты потерял совесть, то ты потерял все...
Подводя итог вышесказанному, Совесть и Conscience, изначально означали одно и тоже -- Связь с Высшим Знанием, а не совокупность моральных и нравственных правил принятых в обществе и давлеющих на впитавшего их индивидуума. У нас это понятие транформировалось в меньшей степени чем на западе и в этом наше счастье, поэтому некоторые постулаты сказанные их мыслителями, могут быть абсолютно чуждыми нам.
[1]Значение слова совесть:
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т. н. «угрызений совести». В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание. Так же и в русском языке со и весть. (Читать далее...http://ru.wikipedia.org/wiki/Совесть)
[2]Значение ее английского аналогичного понятия Conscience:
Conscience is an aptitude, faculty, intuition, or judgment of the intellect that distinguishes right from wrong. Moral evaluations of this type may reference values or norms (principles and rules). In psychological terms conscience is often described as leading to feelings of remorse when a human commits actions that go against his/her moral values, and to feelings of rectitude or integrity when actions conform to such norms. The extent to which conscience informs moral judgment before an action and whether such moral judgments are, or should be, based wholly in reason has occasioned debate through much of the history of Western philosophy.(Читать далее...)