Ложное просветление - это когда ты понимаешь, что ничего в общем-то делать не надо. Настоящее просветление - это когда отчетливо понимаешь, чтО именно ТЫ должен делать. Любопытно, но "просветленных" первого типа становится все больше. Если поразмышлять, то интернет в этом играет немаловажную роль. Информационный поток, направленный на достаточно восприимчивый источник, может приводить к ложному просветлению. Ведь те знания, которые раньше добывались годами рядом с Учителем, пропускались через глубокие личностные слои, теперь поступают "на халяву" и, разумеется, оседают не намного глубже ума. Пресыщенный и "все понимающий" ум в определенный момент начинает испытывать этот самый феномен ложного просветления, который характеризуется в первую очередь своеобразным "пофигизмом" по отношению практически ко всему. Поэтому большинство "просветленных" нового поколения - это тяжело больные пофигисты с перекаченными умами и пустотой внутри.
Написано это вовсе не для того, чтобы кто-то прочитал, поместил себе еще на одну полочку ума и тем самым добавил порцию пофигизма из раздела: "Все равно никто ничего сейчас не понимает, нет никаких авторитетов, я так и знал". Пишу, чтоб самому понять, как противостоять давлению просветления первого типа. Потому что, наверное, и сам подвержен ему, только трудно сказать в какой степени, так как это требует хорошего взгляда со стороны. Итак, как противостоять.
Первое. Ограничение информационного потока. Причем не вообще, а именно в той области, которая для вас свята, которая претендует на то, чтобы проникнуть глубоко: прорвать оболочку ума, пустить корни в разум и в конце концов укорениться в сердце, став основой личности.
Второе. Разумные верность и преданность тому стержню, что образовался в сердце. Верность и преданность, несмотря на метания, колебания и трансформации ума.
Третье. Самонаблюдение качеств-индикаторов, которые показывают степень проникновения и преобразования информации.
Подробнее о каждом из этапов противостояния ложному просветлению.
Необходимость ограничения информации связана с тем, что глубокое проникновение возможно только для "острых" предметов. Игла входит глубже, чем толстый стержень, а стержень входит глубже, чем дно металлической тарелки. Когда информация идет не дифференцируемым потоком, она напоминает растекшуюся воду в тарелке. Разумеется, такая "вода" не способна проникнуть так же глубоко, как вода, помещенная в шприц и направленная вглубь под давлением.
Еще один важный и специфический момент: до сердца может добраться только то, что имеет ауру священности, святости. Без нее мы просто ничего не пустим глубоко внутрь себя. А эта аура очень легко рассеивается под влиянием широкого информационного потока, так как на любую тему мы можем насобирать десятки противоречащих друг другу мнений. То, что для вас свято, для кого-то - ничего не значащая пыль под ногами. И это естественно с относительной точки зрения, но опасно и неблагоприятно с практической. Множество мнений, обсуждения и споры сдунут ауру святости с чего угодно. А ведь эта "аура" ценна сама по себе, независимо от того, что она окутывает. Ценна способностью пропускать поток глубже ума. Конечно, "сдув" ее, мы избегаем опасности пропустить вглубь яд, но при этом теряем способность получить и нектар, постепенно превращаясь в просветленных первого типа.
Далее. Разумные верность и преданность. Здесь очень важно прилагательное "разумные". То есть эти качества (верность и преданность) становятся по-настоящему ценными только на уровне разума. Если они остаются на уровне ума, то их называют упертость и фанатизм. С абсолютной точки зрения это проявления одного и того же, но практически - их качества очень различаются в зависимости от глубины проникновения: на уровне ума - фанатизм, на у ровне разума - преданность.
Почему для того, чтобы прийти к истинному просветлению, необходимо поддерживать с помощью верности и преданности те ценности, что проникли в глубь сердца?..
Думаю, ответ содержится в вопросе. И мы пойдем далее.
Третье, или качества-индикаторы. Для того чтобы отслеживать свое развитие, мы должны знать признаки проникновения информации на те или иные слои. А это можно видеть по качествам.
Информация, растекаясь на уровне ума, дает гордость, фанатизм, упертость, невосприимчивость, зависть, высокомерие, жестокосердие, нетерпимость...
Поток, добравшийся до уровня разума, проявляется способностью к беспристрастному анализу, воле, самоконтролю, социальной автономности. Дает качества беспристрастности, формальной справедливости, логичности, некоторого равнодушия. Именно при таком проникновении информации появляются настоящие просветленные первого уровня, настоящие пофигисты, о которых идет речь в начале эссе.
И наконец, то, что добирается до сердца, дает самопожертвование, сострадание, сердечность, нежность, любовь...
Все эти качества, перечисленные выше, можно назвать индикаторами, так как именно по ним можно видеть, насколько глубоко проникает начальная "сырая" информация духовно-эзотерического толка.
Проблема появления и развития настоящих просветленных в том, что каждый уровень проникновения имеет свой "запас прочности". А значит, чем глубже, тем сложнее быть настоящим и живым. Гораздо проще оставаться в иллюзии просветления-пофигизма, который легко провоцируется у восприимчивых людей широким информационным потоком.
© Максим Мейстер