Нашла очень интересное интервью Бориса Гребенщикова, тут затронуты тема духовности, но посчитала что это надо выставить на обсуждение отдельной темой.
Музыкант Борис Гребенщиков — один из немногих людей, оказавших огромное влияние на формирование отечественной культуры 80-90-х годов прошлого века. К наследию группы АКВАРИУМ, равно как к фигуре самого Бориса Борисовича, можно относиться по-разному, но в любом случае стоит учитывать его авторитет. Множество людей по-прежнему называют его гуру (учителем). Он один из немногих людей, которого знают просто по инициалам БГ. В этот раз мы решили не говорить с Гребенщиковым о музыке и культуре. Мы принесли с собой подарок – книгу Зоар*, и начали беседу с вопроса, который обескуражил бы любого человека: — Что для Вас значит «духовность»?
Борис Гребенщиков: Я даже слова этого не произношу и не знаю, что это такое. Обычно, к сожалению, как в нашей стране, так и за ее пределами, словом «духовность» пользуются немолодые и умеренно обеспеченные люди, преимущественно женщины, которые хотят как-то оправдать свое существование. Я их понимаю, но если отделять «духовность» от материальности, то мы приходим к нелепой ситуации. Это как с церковью: Бог здесь, а тут его нет. Здесь духовность есть, а тут ее нет. Люди долго жили, не зная, что есть духовное. И как только они до этого дорываются, им говорят: заплатите 20 $ и вот вам духовность ровно на 20 $. Они охотно платят с воплем: «Теперь мы духовны!».
– Индульгенция? БГ: Да и все. Но материя без духа мертва.
— Однажды в интервью Вы сказали, что важнее собирать сокровища на Небесах, а не на земле. Какие Небеса, о чем идет речь?
БГ: Я цитировал известную книжку… Имеются в виду простейшие вещи. Есть энергии разных форм: деньги — это одна форма энергии, физическая сила — другая форма энергии. И то, и другое подвержено рассеянию, но есть позитивная энергия (так называемая духовная, будем говорить так за неимением другого более точного слова, более тонкая энергия), которая возникает в результате каких-то положительных действий. Это могут быть как медитация, так и простое оказание помощи себе подобным или кому-то еще. И, как правило, эта духовная энергия рассеивается значительно меньше, и она меняет курс жизни человека. Если человек заработает 18 миллионов долларов, это не очень повлияет на его жизнь. Ну, он будет пить более дорогие вина, и у него будет «туалет из золота», но его направление в жизни останется тем же самым. Если же человек на эти 18 миллионов долларов сделает добрых дел, то изменится его жизнь, изменится его мировосприятие. — Разве эта духовная энергия не существует сама по себе? БГ: Она существует в потенциале, и когда ты совершаешь какое-то дело, которое мы условно назовем добрым, эта энергия из потенциальной переходит в реальную, внутреннюю, тонкую энергию человека. Закон сообщающихся сосудов — так устроена вся Вселенная. Когда человек что-то отдает, у него понижается уровень этой легко рассеивающейся энергии. То есть, он отдал физическое, а ему пришло нефизическое. И наоборот, если человек сделает что-то плохое, даже если он заработает себе 1000 миллионов, ему внутри будет очень плохо.
— Почему люди не хотят делать хорошее, жить в мире?
БГ: Есть старые примеры. Когда, скажем, появился джаз, многие выдающиеся духовные деятели говорили, что это конец музыки и падение человечества в целом. А потом, когда появился рок-н-ролл, джазмены говорили, что рок-н-ролльщики вообще играть не умеют, а представители академической музыки плевали с высокой горы на тех и на других вместе взятых. Однако прошло время, и выяснилось, что все они успешно сосуществуют и дополняют друг друга. Это объясняется тем, что люди в большей степени привыкли думать о себе и совершенно не замечают того, что происходит вокруг них. Они все трактуют со своей колокольни, а лучше слезть с колокольни и посмотреть на то, что есть на самом деле.
— А что, по-вашему, счастливый человек?
Б.Г: Счастливый человек — это человек, который не имеет своего «Я».
— Что это значит? Нонсенс какой-то.
Б.Г: Нет, почему!? Дело в том, что, как правило, нами в жизни управляют импульсы, которые говорят: бери все себе и ничего не оставляй другим. Такой подход всегда подводит к очень несчастной жизни. Чем меньше человек думает о себе, и чем больше он думает о благе людей вокруг себя, тем он ближе к совершенству. Как говорил один мудрец: свойство Бога — отдавать, свойство человека — брать. И чем больше человек отдает, тем ближе он к Богу. Согласитесь, что Бог, наверное, счастливый человек. Поэтому, чем больше отдаешь, тем ты счастливее. Чем больше отдаешь, тем меньше у тебя своего «я». И в идеале, ты просто сливаешься со всем хорошим, что есть в мире, ты все воспринимаешь, но не думаешь о себе. Все несчастья оттого, что человек думает о себе. Собственно, если человек не думает о себе, то он даже и слова «несчастье» не знает.
— Тогда возникает другой вопрос, может «Я человека» в других — это истинное «Я»?
БГ: Я думаю, что, по большому счету, «Я» – только одно, оно и есть Бог. И это «большое Я» одно на всех… Более того, все другие люди, которых мы встречаем в жизни, — это замаскированные мы сами, это отражение того, что мы призвали в свою жизнь. У нас в жизни нет ничего случайного.
— Я недавно беседовала с ученым из Института прикладной физики. Он говорил о том, что все, что мы видим — это проекция, созданная нашим мозгом. То есть, что мира в реальности, как мы ее себе представляем, не существует, мы просто играем с иллюзиями собственного сна…
БГ: Знаете, все живые существа на Земле можно представить себе в виде такой очень большой перчатки. Пальцы разные, но это пальцы одной руки. Мы — это палец перчатки, а внутри нас — Бог, или то, что мы условно называем Богом. Наблюдая за действиями пальцев перчатки, мы считаем, что это взаимодействуют разные сущности, а сущность только одна. Просто у каждого «пальца перчатки» есть своя индивидуальность и свой метод обработки информации, а суть одна и та же. И если мы говорим о накоплении положительной энергии, то можно сказать, что она иллюзорна, но одновременно она очень реальна, и даже реальнее, чем те физические сущности, с которыми мы имеем дело повседневно.
— Как сделать так, чтобы пальцы воссоединились?
БГ: Если они соединятся, исчезнет перчатка (смеется). Они не должны соединяться, но было бы неплохо, чтобы больше пальцев осознавало, что они пальцы одной руки.
— Вся проблема этой системы в том, что если вектор осознания направлен на себя, то человек ничего не ощущает. Если же он направлен вовне, на другого, ты уже начинаешь чувствовать всю систему. Но как это объяснить, ведь когда говоришь слово «альтруизм», это вызывает саркастическую улыбку?
БГ: Старинная школа предполагает, что, когда человек готов, учитель находится. Грубо говоря, есть люди готовые воспринять какое-то знание и его переваривать, а есть люди, которые еще не готовы, и как не стараться, с ними сделать ничего нельзя. Я очень много раз пытался весьма милым людям что-то рассказать или давать книжки. Они даже не понимали, что там хорошего в этих книжках, зачем им я это даю. А люди очень милые. Увы, не готовы. Поэтому мы избрали самый мягкий путь. Мы делаем то, что с нашей точки зрения, является позитивным, красивым и нужным, и говорим: «Хотите — берите, не хотите — не берите. Вы все равно это услышите, и не исключено, что между тем, что мы делаем и вашим внутренним сознанием возникнет какая-то реакция». Когда я лет в десять услышал рок-н-ролл, я не мог осознать, что это такое, тем более классифицировать, анализировать. Меня просто притянуло к этому. Я кинулся, как в море, и до сих пор плаваю, чувствую себя отлично. И это меня привело в те края, о которых я даже не знал. Вот теперь ко мне пришла книга «Зоар». А, например, еще утром я не знал, что она ко мне придет. Вот так все и происходит. Поэтому я сторонник мирного распространения знаний.
— Во Флоренции собралось несколько десятков человек, и благодаря их внутреннему стремлению началась Эпоха Возрождения. Возможно ли сейчас старанием людей, сознающих ценность «альтруизма», изменить ситуацию в обществе?
БГ: Я думаю, что это будет аналогично советскому эксперименту, когда в школе учили, что делать хорошо — это хорошо, а делать плохо — это плохо. А на переменке старшие ребята учили прямо противоположному. И, как правило, все поступали по совету старших ребят. Тому, чему учат в школе, половина людей точно не верит. Они к этим знаниям приходят позже и самостоятельно. Несмотря на полную бесперспективность таких попыток воспитания, их все равно нужно предпринимать, потому что неровен час, а вдруг кто-нибудь все-таки поверит. Один человек из миллиона — это уже много. Если вспомнить 60-ые годы, то идеи были прекрасные — западный мир утонул в материализме, а теперь мы вам дадим новые вечные ценности. И кто их воспринял? Были люди, которые разбрелись потом по своим темным углам, и мы можем о них что-нибудь узнать, а, можем и не узнать никогда. Большая часть людей сделала на этом какие-то деньги. А самая большая часть восприняла это как повод бесплатно поесть кислоты. Джордж Харрисон приехал в Сан-Франциско, считая, что там рай земной, что все там бесплатно делятся всем друг с другом, и полное счастье. Он увидел там толпу провинциальных мальчиков и девочек, которые ели очень плохие наркотики и пытались понять, зачем они это делают. Омерзение. Харрисон уехал оттуда. Не сделать так, чтобы вместо «одного человека из миллиона» весь миллион людей начал заниматься хорошими делами. Это невозможно, потому что все находятся на разных стадиях развития. Можно провоцировать людей каким-то образом, вот музыка — это один путь, искусство — это другой путь. Вполне возможно, что какой-то хороший фильм, после которого люди выходят и чешут репу, и потом говорят: «Да!», повлияет на них так, что вдруг на следующий день они сделают что-нибудь хорошее, и почувствуют, что это стоило сделать.
— Как вы думаете, не дошло ли сейчас человечество до такого уровня, когда чувствуется, что необходим этот какой-то способ, новый метод, что-то такое, что просто перевернуло бы все?
БГ: Это прекрасная идея. Я сам всю жизнь придерживался этой же идеи, пока, наконец, опыт не заставил меня признать, что революционные методы не действуют. Если при этом огромном народном населении как-то дать, продать, впарить, втюхать какую-то блестящую новую позитивную идею, они найдут немедленно способ использовать ее в своих целях, сразу же. А те 5%, 3% или 1%, которые реально что-то соображают или реально могут что-то делать, они и так в курсе. Но этот «один процент» все время нужно поддерживать, потому что он все время вымирает. Давать возможности новым людям примкнуть к этому одному проценту. По-моему, другого пути человечество и не знало. Я не думаю, что человечество сильно изменилось за последние 5000 лет, как раз к началу XXI века. Нет, не верится мне в это. Поэтому я вижу старые методы работы: отдавай то, что можешь, и не жди результатов. — Жертвами цунами в Малой Азии стали 300 тыс. жителей, но не погибло ни одно животное, они все ушли. Человек, находящийся в центре Вселенной, пребывает с Природой в самых дисгармоничных отношениях. Он совершенно перестал ощущать природные влияния, перестал с ними взаимодействовать. Если можно объявить контр-террористическую операцию каким-то конкретным людям, то тайфуну это сделать невозможно. Невозможно устроить бойкот нереализованным возможностям, которые заложены в человеке и должны быть реализованы.
-Как найти воздействие, которое привело бы к каким-то качественным изменениям? Сегодня говорят о том, что человечество на пороге качественного изменения.
БГ: Это блестяще. Я все-таки водолей. Мы на это рассчитываем, но человек предполагает, а Бог располагает. Мне приятно, что будущее будет розовым, но на всякий случай я не буду в это верить. Я буду делать то, что сейчас могу, своими руками, и вдруг будет лучше, чем я думал. Отлично, прекрасно. Я абсолютно уверен только в одном: использование и расширение этих двух процентов до большего количества процентов мозга, будет возможно только изнутри человека, то есть человек должен это захотеть. Насильно можно притащить человека в Царство Господне, но он не будет знать, что там делать. Он будет искать там ближайший бар, вот и все. А поскольку в царстве Господнем баров не предполагается, то он будет там потерян. — В книге «Зоар», которую мы сегодня принесли, написано, что 1995 год — это та самая точка, когда в человечестве возникнет потребность в этом знании, вы очень точно сказали, что «если хочешь развеселить Творца, расскажи ему о своих планах», но с другой стороны — кому может верить человек, кроме самого себя?
Сегодня мы видим, как потребность проявляется, но есть ощущение, что люди, которым эти знания открыты, немножко опаздывают. И опаздывают во многом именно из-за того, что недостаточно консолидированы.
БГ: Те, кого я знаю, к сожалению, и так на виду. Думаю, что погоду как раз сделают не они – появится что-то новое, что обещано. Интересны как раз люди неизвестные. Я попытаюсь насколько смогу помочь, но как, как это сделать, я, честно говоря, не знаю. Но консультироваться, естественно надо. По крайней мере, узнать друг о друге – это уже первый шаг к консолидации.