Городские легенды. Нечисть в Кунсткамере
02.02.2012
Удивительный музей редкостей, известный как Кунсткамера, был создан в 1714 году по инициативе Петра I. Ясно, что подобное собрание редких вещей и чудес природы не могло не привлечь к себе различные аномальные феномены. Ходят слухи, что в музее не только водятся призраки и нечистая сила, но и хранятся различные зловещие магические артефакты.
Поговаривали, что царь устроил в музее бесовское скопище, и на каждом экспонате стоит печать Антихриста. Мол, в Кунсткамере есть предметы, которые не держат свою тень. Как только свет на них попадет — тень отделяется и начинает самостоятельно двигаться туда-сюда…
В первые годы существования музея народ боялся туда ходить. Тогда Петр велел сделать вход бесплатным и угощать каждого посетителя штофом водки или вина, а непьющим подносить кофе.
С 1718 года музей размещался в Кикиных палатах — здании, принадлежавшем бывшему главе Адмиралтейства Александру Васильевичу Кикину, колесованному за участие в заговоре против царя. (Он хотел посадить на престол царевича Алексея.)
Вскоре служащие Кунсткамеры начали жаловаться, что по комнатам бродит призрак Кикина. В присутствии бесплотной тени гасли свечи, плавился воск, и даже якобы оживали человеческие уродцы и чучела. Во всяком случае, они двигались!
А порой привидение выводило на стене надпись: "Государь Алексей I". Стоило же фантому прикоснуться к кому-либо из служителей — того непременно ждала какая-нибудь напасть.
В 1727 году, согласно завету Петра Великого, Кунсткамера переехала в новое, специально построенное здание на Васильевский остров. Но и тут, как уверяли служители, бедокурила "нечисть". Она будто бы и устроила пожар в 1747 году, когда погибла большая часть экспонатов. Лишь семь лет спустя, в 1754 году, императрица Елизавета Петровна приказала начать восстановительные работы. Но в 1759 году они прервались, так и не завершившись. Кое-кто опять же винил в этом нечистую силу.
Над недостроенной башней Кунсткамеры лунными ночами иногда появлялись неясные тени. Они разлетались по всему Петербургу, а с первыми солнечными лучами возвращались назад.
Вскоре после революции в Кунсткамере объявился еще один призрачный обитатель. Одним из экспонатов музея был скелет человека огромного роста. Во время революционных событий некоторые экспонаты, в том числе и череп великана, пропали. С тех пор, по словам служащих, ночами по коридорам бродит фантом скелета, который ищет свой череп.
Одна из самых любопытных баек питерской Кунсткамеры — о часах, идущих назад. Эти часы в корпусе из красного дерева привез из заграничного военного похода один офицер. Механизм оказался неисправен.
Но порой стрелки начинают двигаться назад. Они останавливаются всегда на 9:45. И как только это случается, кто-нибудь из сотрудников музея умирает.
Подобные магические экспонаты хранились в особой кладовой за черной дверью. Была там и бронзовая кошка, о которой ходило предание, что если она моргнет, то присутствующий при этом человек умрет.
Как-то раз один студент, убежденный материалист, вызвался провести ночь в этой кладовой, чтобы доказать, что никаких чудес там не происходит. Подкупив сторожей, студенты проникли в помещение. Смельчак вошел в кладовку, товарищи закрыли за ним дверь и удалились, обещав утром вернуться. Но наутро за черной дверью никого не оказалось. Лишь на морде бронзовой кошки застыла зловещая ухмылка. А студент больше нигде не объявлялся — он просто исчез.
Впрочем, Кунсткамера не единственный питерский музей, в котором "нечисто". Так, в здании Эрмитажа, который когда-то звался Зимним дворцом и служил официальной резиденцией российским императорам, нередко видели двойников царственных особ.
Незадолго до кончины Екатерина I (супруга Петра I) рассказала своей статс-даме Эльзе Глюк, что ее двойник сидел в кресле неподалеку от кровати и пел колыбельные песни на ее родном латышском языке…
Октябрьской ночью 1740 года по залам и коридорам Зимнего бродил призрачный двойник императрицы Анны Иоанновны. Встревоженные тем, что привидение не реагирует на их обращения, часовые позвали фаворита государыни Бирона. Тот понял, что перед ним призрак, и попытался прогнать его. Но тут появилась сама Анна. Посмотрев на фантом, она произнесла:
— Не трогайте! Это смерть моя!
На следующий день императрица скончалась.
Ныне, говорят, обитает в Эрмитаже призрак императора Николая I. Фантом движется по залам в полночь, в офицерском мундире с эполетами. У него прямая осанка и холодный взгляд… Почему-то люди, которым доводится с ним повстречаться, сразу безошибочно узнают в нем царственную особу…
Музейные привидения вообще не редкость. А уж в Питере, издавна имеющем славу мистического города… Чему же тут удивляться? Надо лишь научиться уживаться с потусторонними сущностями, и тогда они не причинят вам вреда.
Ирина Шлионская