ТРЕТИЙ ГЛАЗ Другие названия: Глаз Брамы, Глаз Шивы, Глаз Дэвы.
Традиционно этот центр изображается в межбровье. Но такое местоположение “Третьего Глаза” Е.П.Блаватская считала “экзотерической вольностью” [15,с.363]. Третий глаз действительно был у андрогинного существа и в Третьей Коренной Расе человечества, и в ранней Четвертой, но находился он на затылке, почти у макушки головы [16,с.233]. Физическим органом представляющим Третий Глаз, является шишковидная железа (эпифиз), которая расположена в затылочной части головы [рис.2]. Сейчас эта железа является лишь свидетелем существования третьего глаза, но на той стадии человечества, когда духовность преобладала над интеллектом, центр Аджна (соответственно, шишковидная железа) был активным, он отражал Свет Духовной Мудрости. Когда началось нравственное и духовное падение человека 4-ой коренной Расы, — атлантов; когда они стали злоупотреблять оккультными силами, Третий Глаз стал утрачивать свою мощь.
Не следует понимать, что сама шишковидная железа как физический орган обладает высокими оккультными свойствами. Пока шишковидная железа не разбужена огненной энергией кундалини, она является носителем низшего разума. Когда в сознании проявляется духовная мысль, на нее отвечает аура шишковидной железы. Свет этой ауры постоянно вибрирует; он имеет семь градаций оттенков от самого тусклого к самому яркому [13, с.117]. Вокруг шишковидной железы всегда играют огни, но когда на миг ее “озаряет” кундалини, видна вся Вселенная [там же, с.125].
Но “пробудить Третий глаз должен” другой важный орган, находящийся у основания головного мозга. Это тоже маленькая железка, которую называют или питуитарным телом, или гипофизом. Гипофиз связывает мозг с астральным телом, соответственно, с астральным миром. Если гипофиз развит, то мозг сохраняет впечатления и информацию из астрального мира, полученную во время сна. «По мере продвижения человека по пути эволюции оживают чакры астрального тела, и гипофиз становится физическим органом для астрального, а позднее ментального ясновидения» [17,с.154]. « Молекулярные движения мокротной железы (гипофиза) рождают психическое зрение (с низшего астрала - Л.К.), но для духовного, высшего зрения нужно вызвать такие же молекулярные движения и в шишковидной железе. Излучения, или эманации, этих желез, объединяясь, дают высшие следствия» [6, с.537,28.08.31]. Гипофиз — возбудитель шишковидной железы. В обычном состоянии аура пульсирует в обоих центрах — в шишковидной железе и гипофизе; пульсация похожа на пульсацию сердца и никогда не прекращается в течение жизни.
Когда развивается ясновидение, при определенном напряжении, пульсация аур усиливается. Дуга гипофиза поднимается вверх «по направлению к шишковидной железе, пока ее не ударяет током точно так же, как электрический ток ударяет о какой-нибудь твердый предмет, и тогда спящий орган (шишковидная железа) пробуждается и возгорается, сияя чистым Огнем Акаши» [13, с.335]. Шишковидная железа соответствует Высшему Манасу, гипофиз — Буддхи. Когда вибрирующий свет Кундалини, который струится из Буддхи, коснется шишковидной железы, происходит слияние энергии Высшего Манаса и Буддхи, а т.к. Буддхи является проводником Атмы [см. разд.“ Высшая Триада”], эти три энергии вибрируют в трех высших полостях головного мозга и излучают ореол света, который виден у очень святых людей [там же,с.442]. «Огонь шишковидной железы сливается с секрециями питуитарной железы при достижении Архатства». Но это слияние должно происходить в нескольких жизнях [10,т.1,с.333;18.04.49].
Итак, пробудить Третий глаз должен именно гипофиз, который есть «всего лишь слуга шишковидной железы, ее факелоносец», бегущий с факелом впереди своего господина [13,с.333,444]. Шишковидная железа — есть возбудитель Воли (Атма -7-ой принцип), гипофиз — возбудитель ясновидения (связь с астральным планом и низшим ментальным). Шишковидная железа соответствует Невидимому Солнцу в нашей Вселенной (т.е. Центральному Духовному Солнцу); гипофиз отвечает Луне [10,т.2,с.309], Гипофиз — символ материи, женский аспект; шишковидная железа — мужской аспект, символ духа. Следовательно, только в объединении излучений этих двух центров возможны высшие, духовные следствия.
Следует отметить еще одну важную функцию шишковидной железы. При рассмотрении центра Муладхара, говорилось, что с достижением человечеством определенного этапа эволюции энергия Кундалини будет направляться из Муладхары не к воспроизводящим органам, а в сердечный центр (Анахату) и в шишковидную железу. Атрофированная в настоящее время она станет активной в Шестой Коренной Расе, и через нее сможет действовать духовная творческая энергия; тогда станет возможен совершенный брак. В процессе эволюции человек разовьет с помощью шишковидной железы и гипофиза еще два чувства — яснослышание и ясновидение. С развитием шишковидной железы мысль будет передаваться от одного мозга к другому. Человек будет способен воспринимать ментальные вибрации и пользоваться ими для общения. Гипофиз, как говорилось ранее, будет служить органом ясновидения, но это не будут те случайные проблески, которые бывают у многих, но сознательное видение бывших явлений и будущих событий. Человек, раскрывший центр Аджна (при объединенной работе шишковидной железы и гипофиза), может наблюдать работу внутренних органов, может видеть сквозь препятствия, сквозь стены, через расстояния, сможет наблюдать жизнь растений и минералов.
Но будем помнить, что ни механические приемы, ни другое искусственное форсирование этого центра (как и других) недопустимо. Учителя предупреждают, что прежде всего следует получить твердое знание основ жизни и Бытия с духовной точки зрения. Когда человек будет готов к новому этапу эволюции — центры мозга — гипофиз и шишковидная железа, откроются и будет возможным получать внутренний Свет без опасности быть уведенным с Пути или уводить с Пути других.
При рассмотрении центра Анахата указывалось на важнейший проводник тончайших излучений между Анахатой и шишковидной железой — вагус. Этот «нерв космического сознания» соединяет сердце и голову, соединяет Буддхи и Манас. Поэтому “ Агни Йога” говорит, что «Манас захватывает и Чашу и Третий глаз» [2,ч.2,с.35]. В разделе “Эфирное тело” говорилось о трех главных эфирных проводниках (нади) — сушумне, иде и пингале, которые берут начало « в священном месте над продолговатым мозгом» и заканчиваются в центре Муладхара. «Три высшие нади помещаются между гипофизом и шишковидной железой» [13, с.155]. Здесь происходит взаимодействие и преобразование тонких энергий, циркулирующих через позвоночник, через вагус и излучающихся из шишковидной железы и гипофиза.
Когда сердце становится активным центром духовных вибраций, его излучения поднимаются к головным центрам через вагус. Высокие и чистые энергии Духовной Любви, идущие из сердца, стимулируют шишковидную железу и гипофиз. Кроме указанных взаимодействий между головными центрами необходимо сказать еще об одном, отражающем процесс передачи высокодуховных накоплений индивидуальности от низшего начала к высшему. В разделе “Ментальное тело” говорилось о том, что Пятый принцип Высшей Триады (Высший Манас) при воплощении человека становится двойственным. «Часть Божественного… отправляется оживлять личность… вклинивается в мозг и чувства утробного плода в конце завершения им седьмого месяца… А Высший манас не соединяется с ребенком до завершения первых семи лет его жизни» [18,с.439].
Низший манас является единственным посредником между Высшей Триадой (Духом) и низшим началом человека (душой). Низший манас заслонен окутавшей его астральной материей от своего Родителя — Высшего Манаса. Связывает их только Антахкарана — мост или тропа между индивидуальностью и личностью; это путь земного человека к Небесному. Е.П.Блаватская говорит, что Антахкарана «передает от низшего к высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть по своей природе, ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и, таким образом, стать бессмертным вместе с нею» [Теософский словарь].
Каким образом происходит переход очищенных тонких энергий Высшей «неумирающей Сущности», т.е. Высшей Триаде?
Желудочки головного мозга, где расположены центры( в том числе гипофиз и шишковидная железа, олицетворяющие Третий глаз — Аджну), соединены с сушумной, идой и пингалой — главными эфирными каналами, связывающими все центры, а через них — тонкие тела, в том числе и ментальное (низший манас). Преобразованные, утонченные энергии низшего манаса по указанным каналам переходят в головные центры и если «гипофиз соответствует манасу — антакхаране» [13,с.442], следовательно, сам гипофиз — часть антакхараны. Затем поток энергии передается шишковидной железе, в которой расположен ментальный атом низшей триады, а он, в свою очередь, связан с Высшим Манасом Высшей Триады. Эта связь-канал также является частью Антахкараны. Но Антахкарана дает«возможность передачи импульсов в обоих направлениях между» низшим и Высшим манасом [16,с.206]. Принадлежит она тому среднему подплану, который назван “полем битвы” на ментальном плане [табл.1,]; и антакхарана тоже названа “полем” (или “тропой”) битвы” [13,с.53].
«Антахкарана есть та часть низшего манаса, которая едина с высшим,… в ней пребывают восходящие энергии низшего манаса. Вся судьба воплощения зависит от того сможет ли антакхарана обуздать Кама-манас или нет. Она — единственное спасение. Разорвите ее— и вы превратитесь в животное» [13,с.467].
«После смерти высший свет (антахкарана), который несет воспоминания и впечатления обо всех хороших и благородный устремлениях, ассимилируется с Высшим Эго, плохое рассеивается в пространстве и возвращается как плохая карма, ожидающая личность» [там же, с.142]. Антахкарана — это связующий мост, где происходит встреча и слияние высочайших, прекрасных устремлений, возвышенных чувств, рожденных человеческим умом (низшим манасом), с тождественными энергиями Высшего Манаса. Но если человек упорно стремится только к удовлетворению своих низших потребностей, он разрушает связующий мост (Антахкарану), т.к. передавать Высшему Манасу ему нечего, мост атрофируется, а человек превращается в бездуховное существо, имеющий низший, материальный ум и низкие желания. А такое существо для общества небезопасно. Е.И.Рерих еще в 30-ые годы писала, что сейчас воплощаются миллионы людей, которые еще до своего нынешнего воплощения порвали связь с духом [6,с.238;3.01.33].
Чтобы такого не произошло, чтобы низший манас всегда излучал высшие энергии, устремленные к Высшему Манасу-Буддхи, человек должен научиться и мыслить возвышенно, и чувствовать высокодуховно, и трудиться вдохновенно, т.е., находясь в физическом теле, соединить с помощью собственных усилий 4-ый аспект (низший манас), 5-ый принцип (Высший Манас) и 7-ой принцип (Атму) и слить их в 6-ом принципе (Буддхи). В этом случае человек станет сознательным на всех планах проявления и обретет истинное бессмертие.