АБСУРДНЫЙ ДЗЭН
АБСУРДНЫЙ ДЗЭН ИЛИ НЕЧТО ПОДОБНОЕ
ПРАКТИКА ДЗЭН ПОСРЕДСТВОМ ГУНЪАНЕЙ
Гунъань — своеобразный способ, используемый в практике дзэн исключительно для преодоления заблуждений, чтобы тем самым постичь конечную реальность
ЗАПИСИ НЕЛЕПЫХ ДЗЭНСКИХ ДИАЛОГОВ
Существует неверное представление, особенно на Западе, о том, что дзэн — не что иное, как набор гунъаней, представляющих собой несуразные ответы на вполне разумные вопросы, или нечто подобное. Если ученик спрашивает наставника дзэн: «Что такое Будда?», тот может ответить: «Три цзиня льна», или «Твои уста — врата страданий», или «Если я встречу его, то убью». Эти чудные головоломки становятся для многих настоящей головной болью, поскольку многие книги по дзэн не только никогда не объясняют значение гунъаней, но и сами становятся одним огромным гунъанем. Вот по-смотрите сами, сможете ли вы хоть что-то понять в следующем отрывке из книги Дайсэцу Тэйтаро Судзуки «Введение в дзэн-буддизм», одного из наиболее авторитетных трудов по дзэн-буддизму на западе, который, однако, стремится скорее мистифицировать, чем объяснить сам дзэн-буддизм:
Один монах спросил:
«Согласно учению! Вималакирти,
тот, кто желает попасть в Чистую Землю, должен очистить свое сознание; но что такое ''очищенное сознание"'» Наставник дзэн ответил «Если сознание совершенно чистое, значит, у вас оно очищено, и говорят, что сознание совершенно чистое, если оно само выше чистоты и нечистоты. Ты желаешь знать, как этого добиться? Если при всех обстоятельствах будешь сохранить сознание пустым, значит, обретешь чистоту Но, достигнув подобного состояния, не позволяй появиться в себе ни одной мысли об этом, иначе обретешь не-чистоту Если же не убережешься от этого состояния не-чистоты, то не позволяй появиться в себе ни одной мысли об этом, и освободишься тогда от не-чистоты Это и будет совершенная чистота.
Здесь наставник дзэн Юнь-у (яп. Унго) предельно ясно объяснил, что такое чистота, и сам Судзуки превосходно это перевел. Если вы прочли мою книгу до этого места, то в пойимани этого высказывания у вас не будет никаких затруднений; действительно, по-добное обретение чистоты, иначе не-сознания (не-мысли), подробно рассмотрено в предыдущей главе. Но многих людей вышесказанное озадачит.
Почему, к примеру, ваше (очищенное сознание загрязняется, как только в вас самих зарождается хоть одна мысль о чистоте, и почему это состояние не-чистоты становится свободным от не-чистоты, если в вас не зародится ни одна мысль об этом? А ведь приведенное высказывание вовсе не является гунъанем, поскольку пытается дать простое и ясное объяснение затронутому предмету.