__

РАМТА - ЭЗОТЕРИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ПРАКТИКА » СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ


СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Символическое моделирование. Продолжение
Напечатано 18 июня 2009 в категории «Помогаю»

В предыщей статье кратко описал отличия символического моделирования от других психотерапевтических, психологических методик, хотя  строго говоря, если так разобраться, СиМ ( Символическое моделирование), оной и не является. Те же самые вопросы, при строгом следовании методике, задавать может каждый, и даже теоретически можно запрограммировать ( такое в будущем не исключено), какого-нибудь робота:-)

Как правило, сессия ( процесс, беседа) начинается с вопросов: «На чём твое внимание?» или «Что ты хочешь, чтобы произошло?».

Ясно дело, ответы на такие вопросы касаются того, с чем пришёл человек. Не обязательно это проблема! Кстати, если видно, что человека что-то явно беспокоит, более логично задать первый вопрос. «Что ты хочешь чтобы произошло?»- это уже вопрос скорей позитивного рода, о возможностях, к примеру, которые человек хочет получить, но в данный момент не владеет.

Дальше, когда человек отвечает на эти вопросы, идёт уточнение, вычленение из его слов чего-то наиболее важного, вероятно, для дальнейшего разворачивания «символического ландшафта». То есть, отвечая на вопросы и описывая происходящее в своём внутреннем мире, вы по сути ПРОЯВЛЯЕТЕ символическую модель своего мира, который между прочим, генерирует и создает окружающую реальность.

Пример: «Я хочу испытывать легкость в творчестве» И ты хочешь испытывать лёгкость в творчестве, есть что-то еще? Используется местоимение «И», для присоединения к разговору, дальше проговариется то, что человек хочет ( или рассказывает сейчас), после чего можно задать уточнение : «есть что-то ещё?»

В тот момент, когда человек говорит о чём-то более менее конкретном, задаются вопросы относительно ФОРМЫ, РАЗМЕРА, МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ, ИМЕНИ (НАЗВАНИЯ) описываемых явлений или субъектов, то есть необходимо чтобы обьекты-символы из модели мира- имели свои названия, формы и размеры, а также положение в пространстве.  Кстати, нередко, положение в пространстве напрямую связано с телом человека, особенно когда есть какие-либо проблемы.

Часто, раскладывая таким вот образом по полочкам свою модель, приходит осознание что проблемы либо не существует на самом деле, либо она выдумана, либо очень легко решается. По сути дела, тот самый взгляд со стороны.

Ведущему процесс  категорически запрещается обсуждать символическую модель во время процесса, и после, давать свои оценки. Всё это остаётся на «совести» того, кто собственно начал такое путешествие в свой внутрений мир.

Кроме описания, посредством некоторых вопросов выявляются взаимосвязи между разными обьектами во внутреннем мире, что тоже весьма полезно и необходимо, чтобы составить целостную картину внутреннего ландшафта.

Существует также часть вопросов, которые нельзя задавать, чтобы внутренний монолог не превратить в диалог, дабы не возникло влияния со стороны процессора ( фасилитатора, ведущего). Например, это всякие неоднозначные термины, уже содержащие в себе метафоры самого ведущего, или вопросы, содержащие оценки: «это хорошо?»

Пока что просмотрел только половину семинара по символическому моделированию, однако эффекты произошли довольно интересные с самого начала.

У меня улучшилось отношений к некоторым людям, чьё поведение до этого было неприятно и непонятно, также довольно неожиданно появились новые знакомые, с искомыми общими интересами ( чего раньше не было на протяжении долгого времени). Кроме того, стали понятны причины некоторых проблем на уровне тела, нахожусь сейчас в процессе решения, так как не всегда бывает возможно проблему 20ти летней давности решить за три дня…

С самого начала просмотра семинара начал расти зуб мудрости, что сопровождалось повышением температуры и болью  районе этого зуба ( хотя может быть совпадение, если вам будет так угодно). Еще один интересный эффект, это остановка баланса на одном из телефонов. Промелькнула мысль, что очень не хочется платить за телефон, поскольку им почти не пользуюсь. Это было в тот момент, когда баланс стоял на уровне минус 4 рубля. Так он там и стоит уже 3 недели:-) При том, что звонки принимаются, и раньше в день снималось по 60 рублей ( абонентская плата 1800 в месяц).

Будем также считать это совпадением, особенно если учесть, что одновременно в новом телефоне  NOKIA E71  прекратил работать GPS навигатор, видимо для равновесия. Хорошо что я им все равно не пользуюсь.

При этом, никаких мистических моментов в символическом моделировании не содержится в принципе, о чем ответственно заявляю!

Про другие моменты-эффекты пока умалчиваю, буду смотреть семинары дальше, и вероятно будет еще продолжение статей про символическое моделирование.

Напоследок интересное упражнение для вас. Возьмите несколько монеток разного размера и выложите из них модель своего окружения ( родственники, знакомые, друзья, коллеги), в зависимости от того кто какое место и размер в вашей жизни занимается. Думаю результаты вас могут удивить, особенно когда потом попробуете эти монетки передвигать. О результатах пишите в комментариях, буду рад.

0

2

Ниже приводится описание последовательности при данном методе работы

* Цель работы. Клиент решает, что он хочет добиться с помощью этой работы. Часто, однако, особенно в случаях, когда клиент хочет исследовать свой внутренний мир символов и метафор, ни клиент, ни терапевт не подозревают, чем может закончиться сессия. Преимущество картирования здесь в том, что метафоры и символы, которые появляются во время сессии, обычно напрямую связаны с тем, что наиболее важно для клиента в данный момент времени.

* На следующей ступени с помощью чистых вопросов терапевта клиент знакомиться со своим персональным символическим миром через вербальную или невербальную коммуникацию.

* Развитие метафоры. После знакомства клиента с его \ее метафорами и символами вопросы терапевта побуждают к дальнейшему развитию таковых для выяснения их качеств и атрибутов. Выясняется контексты метафоры, ее окружение, месторасположение и специфическую связь с другими символами и метафорами клиента. Все это вместе образует символический ландшафт, или психоландшафт. Теперь клиент готов к исследованию и изменению внутренней структуры своего психоландшафта. Цель картирования - не только обнаружить, как структурируется определенный опыт, но и побудить весь психоландшафт к позитивному изменению.

* Простое осознание своих внутренних символов, действует на клиента как катализатор - психоланшафт начинает выражать себя естественным образом, раскрывая свой потенциал. Изменения могут произойти по-разному: символ может развить новые качества, поменять свое местонахождение в психоландшафте или по-новому перестроить отношения с другими символами. Однако не все изменения происходят одинаково: иногда символы меняются постепенно, иногда изменения неожиданны и нежданны, иногда меняется только один элемент символа, иногда - целые серии. Эффект, который производят эти изменения, для психоландшафта тоже проявляется по-разному - иногда небольшой и локального характера, иногда меняет весь психоландшафт. Результат зависит от того, на каком уровне эти изменения происходят: те, которые происходят на более высоких уровнях, имеют соответственно более значимое влияние. И тогда как индивидуальные символы могут меняться и некоторым образом влиять на психоландшафт, более вероятно, что влияние изменений уровня ведущей метафоры будет ощущаться на всей территории психоландшафта. Хотя трудно заранее предугадать, где и как произойдут символические изменения, и какие следствия они повлекут за собой, одно совершенно очевидно - после работы с психоландшафтом, он выглядит совершенно по-другому, по сравнению с тем, что он представлял собой, когда клиент впервые начал осознавать его. С практической точки зрения, это дает клиенту новые способы восприятия мира и новые способы активности в этом мире.

0

3

Работа с метафорами, часть 3
Среда, Апрель 01st, 2009 | Author: javis

1.«Оживление» метафорического пространства.
У некоторых клиентов взаимодействие с их метафорическим ландшафтом таково, что они предпочитают исследовать его, двигаясь вокруг, а не описывать, сидя где-нибудь на одном месте. Им необходимо, двигаясь по комнате, занимать места символов, как бы оживляя их. “Оживляя “ метафорическое пространство, клиент может получить доступ к большей информации, к лучшему пониманию структуры своего пространства восприятия. В дополнение к использованию пространства в комнате, Дэвид Гров также поощряет клиентов обозначить, что из их физического окружения имеет для них символическое значение. Как следствие, он проводил сессии на вершинах гор, на озерах и в любое время дня и ночи для того, чтобы синхронизировать символическую и физическую территорию.

2. Тело как метафора.
Помимо взаимодействия с пространством восприятия, тело человека (клиента) коммуницирует\передает большое количество всяких разных сообщений, идущих от символов. Как отмечал Дэвид Гров: «В каждом жесте, особенно в повторяющихся навязчивых жестах и тиках, и в этих смешных идиосинкразических движениях закодирована целая история данного поведения. Она содержит всю вашу психологическую историю абсолютно так же, как каждая клеточка вашего тела содержит всю вашу биологическую историю». (13)

Иногда информация доступна только в том случае, если клиент принимает определенное положение в пространстве или двигает какой-либо частью своего тела определенным образом. И с другой стороны, определенные слова заставляют принять определенную позицию. Любая часть тела клиента, или тело в целом, могут представлять собой живую, невербально выраженную, метафору.

* Выражения лица (гримасы, надувание губ, ухмылки, хмурый взгляд, внезапное покраснение лица, напыщенность, зевание и т.д.)
* Выражения тела и идиосинкразические движения (тики, подергивания, вздрагивания, пожимание плечами, дрожание, необычное дыхание и т.д.)
* Взаимодействие с собственным телом (держаться, например рука за руку, потирание рук, кусание ногтей, сосание пальца, пощипывание бровей, накручивание волос на палец и т.д.)
* Взаимодействие с физическими объектами (поправление одежды, обнимание подушки (если таковая лежит на диване), жевание ручки, поигрывание с драгоценностями и т.д.)

Все эти символические паттерны можно исследовать, сделав их фокусом чистого языка. Обычно – в результате появляется метафорический эквивалент или вербальное описание.

Иногда клиент не может описать свой опыт в словах, потому что оно было закодировано невербально или относится к травматическому событию, о котором клиент никогда не говорил, или связано с мистическими переживаниями. В таких случаях чистый язык - эффективное средство для прямого контакта с невербальным поведением без какой-либо необходимости объяснений со стороны клиента.

3. Невербальные звуки
Дэвид Гров отмечал, что эти звуки (такие как глубокие вздохи, маленький быстрый вдох, покашливание как прочистка горла, кашель, пыхтение, щелканье пальцами, смешки, постанывание, мычание, а также выражения типа: ум, а ха, ох-ох) такие же источники символической информации как слова или рисунки. Более того, невербальные звуки обычно кодируют то знание, которое не осознано клиентом. Такой звук может расцениваться либо как сам символ, либо как «вход» в неисследованную область метафорического ландшафта клиента.

Отзеркаливание
В НЛП отзеркаливание слов клиента и его произношения - способ признания его опыта, его карты мира. То же самое относиться и к невербальным звукам. Однако для исследования какого-либо определенного звука необходимо его номинализировать. Тогда клиента, предваряющего свой ответ большим вздохом можно спросить:

«Клиент: (глубокий вздох) Я сдаюсь.
Терапевт: И (повторяет глубокий вздох) вы сдаетесь. И когда (глубокий вздох) что это за (глубокий вздох) этот (глубокий вздох).
Клиент: (глубокий вздох) Я не знаю
Терапевт: И (глубокий вздох) вы не знаете. И когда вы не знаете, (глубокий вздох), есть что-нибудь еще об этом (глубокий вздох).
Клиент: Я не могу найти слов.
Терапевт: И вы не можете найти слов. И когда вы не можете найти слов об этом, (глубокий вздох) есть что-нибудь еще о словах, которые вы не можете найти?
C: Они заперты внутри». (12)
Необходимо отметить, что в данном примере терапевт признает и использует как вербальные, так и невербальные ответы, извлекая информацию из обоих источников.

Использование времени.
Другой способ использовать невербальные звуки - это рассматривать их как темпоральный маркер. С помощью чистых вопросов время можно двигать вперед и назад, используя невербальный звук как референтную точку. Пример продвижения времени вперед: И (повторение невербального звука), и когда (повторение невербального звука), что происходит потом? Пример движения времени назад: И (повторение невербального звука), и когда (повторение невербального звука), откуда мог (повторение невербального звука) появиться?
Чистый язык замечателен тем, что он может работать также эффективно без слов, как и со словами. Это метод использования невербальных выражений и прямым и косвенным образом путем извлечения метафоры невербального поведения. Или, другими словами, чистый язык неоценим для исследования «вселенной поведения, неисследованной и неизученной». (14)

Сам Дэвид Гров так представил руководящую философию чистого языка.
* Клиент имеет внутреннюю возможность излечить психологические и соматические травмы своего биографического, родового или культурного прошлого.
* Симптомы - это неудачные попытки мозга и тела излечиться. Наша задача - создать подходящий контекст, при котором это станет успешным.
* Роль терапевта – «посетить» карту мира клиента и показать ему решения, которые уже содержатся в языке и находятся в логических границах этого мира.
* Чистый язык - центрирован на информации (в отличие, например, от клиент-центрированной или директивной терапии). Цель терапии - собрать всю возможную информацию о субъективном опыте клиента. Терапевту здесь не нужно понимание, важно исследовать метафорическую структуру и процессы психоландшафта клиента. Терапевт задает вопросы, которые ведут к источникам информации, оставаясь четко в рамках метафоры. Центрированность на информации означает включение сюда всей информации: семантика, соматика, пространственная, временная, а также биографическая, родовая и культурная информация.

Таким образом, учитывая все вышеупомянутое, чистый язык обладает следующими функциями:
* Вопросы чистого языка »уважают» и признают опыт клиента именно так, как он его описывает
* Вопросы чистого языка не загрязняют опыт клиента опытом из карты мира терапевта.
* Вопросы чистого языка обеспечивают эффективную коммуникацию с бессознательными процессами клиента.
* Вопросы чистого языка переводят чувства из слов в физиологические образы.
* Вопросы чистого языка уменьшают сопротивление.
* Вопросы чистого языка подводят клиента к определенному аспекту его или ее опыта.
* Вопросы чистого языка побуждают клиента к самоисследованию.
* Вопросы чистого языка эффективно работают с симптомами »внутреннего ребенка».

0

4

3. Основные вопросы
В чистом языке существует девять основных вопросов. Два вопроса касаются информации о местонахождении и два – о качествах или атрибутах. Существует два вопроса, запрашивающих о прошлом и два – о будущем. И остается один непарный вопрос, который и дает клиенту возможность произвести метафорический сдвиг в восприятии.

Это следующие вопросы:
И что еще вы можете сказать об Х?(это икс а не .. :rofl: )
И что это за Х / какой Х /?
И где Х?
И где именно (этот Х)?
И что происходит дальше ?
И затем что происходит?
И что происходит до Х?
И откуда Х (пришло /появилось)?
И это (Х) как что?
Эти 9 основных вопросов задаются примерно 80% от всего времени работы. Существует еще около 25 специфических вопросов, но они задаются только в ответ на информацию клиента, которая предполагает такого типа вопрос.

Отредактировано Аня (26-05-2012 19:52:22)

0

5

Норман Воотон, английский психотерапевт, ученик и сподвижник Дэвида Грова, добавляет: «Психоландшафт – это психологическая реальность, в рамках которой человек живет и функционирует в настоящий момент». (10) Это пространство находится как внутри клиента, так и вокруг него. Здесь и располагаются метафоры и символы индивидуума. Тело клиента само подскажет, где располагаются эти символы, в каком направлении они движутся и как они взаимодействуют внутри психоландшафта. При малейшей возможности клиент неосознанно так ориентирует себя в пространстве, что двери, окна, столы, тень и т.д. соответствуют его символам в психоландшафте. Предлагая клиентам сесть туда, где им будет более удобно, а, также спрашивая, где они хотят, чтобы находился терапевт, последний подстраивается к их психоландшафту. Как говорил Дэвид Гров, «пространство будет вашим ко-терапевтом, если вы отдадите ему должное». (11) Поэтому для терапевта важно отслеживать и учитывать все жесты клиента в разговоре; при этом движения самого терапевта должны быть конгруэнтны пространству восприятия клиента.

Например:
«Клиент: Страшно

Терапевт: И страшно. И когда страшно, то где страшно?
Клиент: (указывает вниз и вправо)
Терапевт: И когда страшно (указывает вниз и вправо от клиента), то где именно (указывает вниз и вправо от клиента) страшно?
Клиент: Здесь внизу (показывает на правую ногу)
Терапевт: И здесь внизу (показывает на правую ногу клиента). И когда здесь внизу, то где именно здесь внизу?
Клиент: Примерно 20 см от ноги».
Терапевт: И примерно 20 см от ноги. И когда страшно примерно 20 см от ноги, то страшно, как что?
Клиент: Как будто стоишь на краю пропасти». (12)

0

6

Почему я влюбился в Символическое Моделирование?
Суббота, Март 28th, 2009 | Author: javis

…потому что каждый человек живет в собственной Вселенной, и никто кроме тебя самого не обладает информацией о том, что в этой Вселенной есть, куда мне идти и чего я хочу. Любые техники и методы работы над собой, предполагают манипуляцию или воздействие, то есть тебе говорят, что есть какие-то концепции, которым ты должен следовать (делай так и все будет хорошо и т.д.), тебе ставят диагнозы (да ты просто не любишь себя, ты лентяй, у тебя что-то не работает и т.д.), и в результате малоэффективны и вызывают либо временные улучшения либо все становится еще хуже, кому понравится узнать, что в тебе что-то там не то.

А у тебя внутри, уже все есть, все ресурсы, энергия и знания, для того чтобы самому ответить на все вопросы и жить своей собственной уникальной жизнью, а не спрашивать других “А что мне делать?”, «А что мне надо у себя убрать?», «А как стать счастливым?». Никто тебе не ответит на эти вопросы, кроме тебя самого. В СИМ ты сам находишь всю информацию, свой уникальный путь, и осознаешь, что ты совершенен, и видишь то, что проблемы это твои идеальные помощники, которые помогают тебе идти по своему Пути. И ничего не надо сливать, ничего не надо стирать или убирать, можно просто моделировать, то, что ты хочешь вместе с тем, что есть. Это - очень прекрасные переживания. Всем рекомендую…

Антон Яковлев

0

7

Отзыв о сессии Символического Моделирования
Пятница, Март 27th, 2009 | Author: javis

Перед семинаром по Символическому Моделированию, я находилась в состоянии жуткого стресса. Постоянные стрессовые ситуации на работе вымотали меня настолько, что я готова была пойти работать уборщицей, только бы не приходить больше в эту организацию, отношения с молодым человеком были на грани разрыва, постоянное эмоциональное напряжение практически привели меня к депрессии.

Проработав очень многие моменты при помощи СИМ, как на семинаре, так и после него (сессии СИМ, кстати, довольно просто делать и самостоятельно) я реально изменила отношения к работе, и сейчас хожу на нее без напряга, хотя и ищу новую. Отношения с молодым человеком стали гораздо лучше, еще есть над чем работать, но это уже не разрыв и не стресс, а процесс сближения и узнавания друг друга, ушло раздражение и негатив. Я понимаю в какую сторону хочу меняться, каким человеком стать, и СИМ помогает ускорить этот процесс изменений, убрать «заряды» прошлого, комплексы и зажимы, развить в себе те или иные качества, визуализировать желаемое и притворить это желаемое в жизнь.

Это работает странным образом. Наверное, для меня эта техника просто исключительно действенная штука. Я по жизни мыслю образами, метафорами. Хотя, по большому счету, так мыслят все люди, иногда даже не отдавая себе в этом отчет. По сути, любая проблема, любая заморочка может быть проработана в СИМ, любое негативное эмоциональное состояние можно убрать при помощи СИМ, зажимы – легко, страхи – просто. Можно смоделировать любое стремление, любую цель, и принять это для себя в своей символической реальности, а перенос в реальную жизнь происходит сам собой.

Это похоже на путешествие в сон, только очень осознаваемый сон, все понимаешь, все видишь, но при этом метафоричный мир, тот символический ландшафт, который развивается, живет как бы своей жизнью, получается, что ты как будто наблюдатель своего внутреннего мира. И в этом внутреннем мире можно разглядеть то, что в «нормальном» состоянии не увидишь, ведь наше подсознание лучше нас знает что делать, и оно как бы говорит с нами посредством метафор и символов, и корректирует эти метафоры и наши действия.

И удивительно, что после сессий СИМ, происходят реальные изменения в жизни, в отношениях ко многим вещам, в эмоциональном состоянии.

Екатерина Л., Томск
Category: Новости  | Tags: отзыв, СиМ, Символическое моделирование  | Comments off

0

8

http://static.video.yandex.ru/lite-audio/olegmatv/gdfkx408zn.4914/

0


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ПРАКТИКА » СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно