Эгоизм угрожает сам себе
Основание империй древности, великие географические открытия, промышленная революция XVI-XVII вв., колониальные войны. Чтобы все это стало событиями реальной истории - их надо было «профинансировать». И это было сделано в рассчете на будущие доходы от открытия новых богатых земель и торговых путей, роста производительности труда и прибылей.
Доходность экспедиции Колумба для испанской короны была, в конечном итоге, просто фантастической; открытие морского пути в Индию и основание Ост-Индской компании сказочно обогатили Англию; колониальные прибыли заложили основы могущества европейских стран... То есть, стимулом для этих первичных капиталовложений был чисто эгоистический расчет.
Но со временем прибыльность новых инициатив начала стремительно снижаться. Современные войны, космические программы, фундаментальные исследования (андронный коллайдер) требуют уже многомиллиардных затрат. Эгоизм ощутил снижение прибыльности своего развития и начал «замирать». Этому способствовало еще несколько факторов.
Эгоистически безоглядная эксплуатация природной среды привела к опасному опустошению ее ресурсов (плодородная земля, вода, чистый воздух, ископаемые...) и к еще более опасным экологическим последствиям, угрожающим уже самому существованию жизни на планете.
Кроме того, человечество в процессе эгоистического развития достигло этапа интегрального мира, в котором все взаимосвязаны и взаимозависимы. Из-за сложнейшей системы связей невозможно предвидеть даже среднесрочных последствий любой инициативы. Каждое движение становится попросту опасным.
И, наконец, видимый простым глазом рост всех видов преступности свидетельствует – сегодняшний эгоизм не терпит никаких законодательных и морально-этических ограничений.
Дальнейшее эгоистическое развитие человечества стало не только невыгодным, но даже опасным. Оно угрожает самому носителю эгоизма – человеку. Эгоизм «доразвивался» до угрозы самому себе.
Что же делать? Ведь общеизвестно, что эгоизм является нашей природной сутью. А давайте разберемся в этом утверждении.
Наша настоящая суть
Действительно, невозможно отрицать, что малейшее действие или даже простейшее движение человек неспособен выполнить без получения от него наслаждения.
Сегодня каждый обеспечивает наслаждения сам себе. При этом, интересы других людей учитываются лишь в мере постоянно сужающихся рамок морально-этических норм общества. Естественно, при таких взаимоотношениях люди неизбежно становятся конкурентами, и в обществе господствует скрытая взаимная вражда.
Однако, логически рассуждая, получать наслаждение можно не только эгоистически добывая его исключительно для себя, но и альтруистически взаимно «поставляя» его друг другу. Вопрос о реальности такого способа рассмотрим чуть позже. А пока проверим его последствия для человеческого сообщества:
- взаимоотношения людей перестают быть конкурентно-враждебными. Стремление каждого доставить наслаждение другому делает всех друзьями. Переход от враждебности к сотрудничеству и взаимопомощи прекращает сегодняшний общественный и экономический кризисы в человеческом сообществе;
- у всех людей появляется единая цель – насладить друг друга. На этой базе формируется единое всепланетное общество;
- отказ от безоглядно-эгоистической эксплуатации природной среды позволяет Природе восстановить нарушенный экологический баланс;
- переход к миру дружбы и взаимопомощи происходит не в результате демонстраций или революций, а изменением эгоистических свойств людей на альтруистические. Хочешь менять мир – меняй свои свойства, а не сам мир;
- до сих пор человечество развивалось безальтернативно, как животные, управляемое лишь одним эгоистическим свойством. С осознанием, что существует и альтруистический способ развития, человек обретает возможность выбора. Процесс развития становится осмысленным и зависящим от нас;
По общепринятому мнению переходу к альтруистическому обществу препятствует наша природная эгоистическая суть.
Но это чисто психологическое заблуждение. Дело в том, что нашей природной сутью является просто стремление к наслаждению. А каким путем оно будет добыто (эгоистическим или альтруистическим) – для этой сути совершенно неважно. Зато для людей - носителей этого стремления, совсем небезразлично жить ли в обществе вражды и конкуренции или дружбы и взаимопомощи.
Метод перехода
Человек может существовать только в обществе. Поэтому он не может сопротивляться общественному мнению.
Если система образования и воспитания, СМИ, окружающие будут утверждать, что альтруистические взаимоотношения – это хорошо, такое мнение станет господствующим.
А что заставит руководителей государства и владельцев СМИ заняться такой пропагандой? Отсутствие альтернативы и осознание объективной необходимости этого.
Такое осознание возможно двумя путями:
- или заранее предвидя гибельные последствия продолжения эгоистического развития (массовые насильственные беспорядки, рост экологических угроз и т.д.);
- или уже под непосредственным давлением самих этих последствий (не опоздать бы!);
Люди назвают себя «Человек разумный». Очень хочется верить, что мы действительно таковыми являемся.
оригинал статьи http://kabmir.com/obshhestvo/konec_istorii_egoizma.html