Представьте: вашего лучшего друга похитили и взамен пытаются подсунуть двойника. Очень похожего, но абсолютно чужого. А потом таким же образом заменили жену, собаку, даже домашние тапочки… Или, скажем, вас преследует знакомый, который непрерывно переодевается и предстаёт перед вами в самых разных образах, надеясь, что вы его не узнаете. Цель – как-то вам навредить, разумеется.
Нет, это не сюжет захватывающего психологическиго триллера. Это – примеры так называемых состояний монотематического бреда или, проще говоря, психических расстройств, при которых человек зацикливается на одной, не имеющей никакого отношения к действительности, идее. Разубедить страдающего таким расстройством в абсурдности его убеждений – совершенно невозможно.
Конечно, бредовые синдромы могут быть проявлениями и очень серьёзных заболеваний. Больные шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, например, могут страдать от целого набора подобных бредовых идей.
Монотематический бред – совсем другое дело. Человек в таком состоянии воспринимает мир, в целом, достаточно адекватно – и только одна деталь отличается для него от общепризнанной реальности. Интеллект и другие когнитивные функции при этом, как правило, не снижаются. Более того, эти люди нередко даже отдают себе отчёт, насколько странными выглядят их убеждения, но, тем не менее, упорно продолжают настаивать на своём.
Незнакомые лица
Иллюзия, при которой человек убеждён, что его друзей и близких заменили невесть откуда взявшиеся самозванцы, называется синдромом Капгра – в честь французского психиатра Жозефа Капгра, который в 1923 году первым описал это состояние.
Одна из пациенток Капгра, 53-летняя жительница Парижа, швея по профессии, была абсолютно убеждена, что всех её родных похитили загадочные существа, которых она называла «sosie» (фр. – двойник; прим. mixednews.ru). Злодеи держали узников под землёй и планировали отобрать всё имущество женщины:
Её муж [...] тоже исчез: его место занял двойник; она решила развестись с двойником; составила жалобу и потребовала расторжения брака через суд. Её настоящий муж был убит, «джентльмены», которые приходили навестить её в больнице – «двойники» мужа; она насчитала, по меньшей мере, восьмерых.
«Если этот человек – мой муж, – уверяла она, – он сильно переменился, стал абсолютно неузнаваем. Я заявляю, что этот так называемый муж, которого мне пытаются навязать, появился десять лет назад. Чтобы заменить мою украденную дочь, они всё время подсовывают мне новую, потом эту тоже убирают и меняют на другую… Не знаю, когда они отобрали у меня моё дитя, но твёрдо знаю, что мне подсунули другую, хоть и очень похожую. Эти пять лет тянулись для меня как тысяча [...]. Каждый день в мой дом приходят незнакомые девицы и каждый день исчезают».
Каждый, кого знала эта женщина – включая весь персонал больницы – был, по её убеждению, заменён двойниками. Капгр считал, что произошли некие нарушения в способности пациентки распознавать лица. По какой-то причине она не могла идентифицировать лицо с человеком, которого хорошо знала. Каждый раз ей казалось, что она видит разные лица. Разлад между разумом и чувствами привёл женщину к заключению, что все вокруг – самозванцы. Всё начиналось с «эмоционального состояния, потом вошло в привычку, и наконец, дело закончилось бредовым синдромом».
Величайший мастер перевоплощения
Леопольдо Фреголи был одним из величайших актёров, имитаторов и фокусников конца ХIХ – начала ХХ века. Он обладал феноменальной способностью к трансформации – мог моментально менять не только черты лица, но и костюм, рост, голос, грим.
Для него не составляло труда мгновенно перейти от тонкого сопрано к резкому басу, от игривого выражения лица юной кокетки к хмурой физиономии дряхлого ворчуна. Благодаря этому таланту имя Фреголи вошло в историю. Правда, сам артист вряд ли обрадовался бы такому бессмертию…
В 1927 году французские психиатры Поль Курбон и Густав Фей описали такой случай: 27-летняя женщина, служившая горничной, пожаловалась, что её преследуют две актрисы – Сара Бернар и Робин, которых она как-то видела в местном театре. Причём, по убеждению несчастной, это были не просто трюки с переодеванием – мучительницы сверхъестественным образом проникали в её сознание, читали мысли и навязывали свою волю.
Психическое расстройство, от которого страдала эта горничная, с тех пор накрепко связано с искусством моментальных переодеваний, а сама болезнь получила имя величайшего мастера жанра – Леопольдо Фреголи.
Синдромы Капгра и Фреголи – только два из великого множества бредовых состояний.
В 1932 году доктора Поль Курбон и Жан Туск впервые описали случай так называемого бреда интерметаморфозы или «патологического убеждения, что тела и души разных людей вселяются в тело одного человека».
В 1903 году описан случай психического расстройства, при котором человеку вся окружающая его обстановка кажется не той, к которой он привык, а её точной копией. И что его/её зачем-то перенесли на новое место. Пациентка чешского невролога Арнольда Пика была убеждена, что всю больницу в какой-то момент заменили на точную копию настоящей, и что Пик, скорее всего, работает в обеих больницах – так она объясняла, почему доктор лечил её и там, и тут.
Происхождение иллюзии
Так что же вызывает подобную потерю связи с реальностью? Как мы уже говорили, все описанные нами симптомы чаще всего сопровождают более тяжёлые психические заболевания. Но иногда они возникают и обособленно.
Причины таких состояний могут быть разными: травмы головного мозга, нарушение мозгового кровообращения или неврологические заболевания. Однако, когда дело касается мозга, мало что можно утверждать наверняка.
Немного легче проследить когнитивную сторону проблемы. Все вышеперечисленные расстройства связаны с трудностями идентификации, хотя и с разных сторон – гипер-идентификации при синдроме Фреголи (бредовая идея о постоянных перевоплощениях одного человека) и гипо-идентификации при синдроме Капгра (убеждение, что кругом сплошные самозванцы).
Как только происходит сбой в способности идентификации, мозг постепенно готовится к следующему серьёзному шагу – принять эти ошибки восприятия за доказательство существования некой другой реальности. Эту грань перейдёт далеко не каждый, и результаты исследований на эту тему позволяют составить портрет человека из «группы риска»:
Обычно это человек, который любит делать преждевременные выводы и склонен игнорировать любые свидетельства, идущие вразрез с его категоричными умозаключениями. Для подобной личности мир, полный самозванцев и актёров, прыгающих из образа в образ, запросто может оказаться гораздо реальнее, чем мир, в котором он окажется неправ.
К сожалению, такое бредовое состояние в наши дни совсем не редкость.