Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста», – сказал Эйнштейн. Можно было бы с ним согласиться, но вот вопрос: что такое гармоничная личность?
Гармоничной личностью является такой человек, который умеет целиком использовать свою уникальность на благо общества.
Каждый из нас уникален, а, следовательно, каждый может достичь гармонии. Только вот какой методикой нам воспользоваться? Существует множество систем воспитания, но способна ли хоть одна из них воспитать идеальную счастливую личность? Ответ мы получим только задним числом, лет через 20-30 – а это, естественно, нас не устраивает.
К сожалению, большинство методик насаждают детям нравственность методом кнута и пряника. Они устанавливают искусственные стандарты и охватывают ими все общество. Однако со временем, в силу закона естественного развития, желания возрастают настолько, что справиться с ними уже невозможно, и тогда стандарты пересматриваются. Разумеется, ни к чему хорошему это не приводит.
Именно сейчас нужна система воспитания, отличающаяся от всех иных методик. Согласно ей, человек должен соответствовать не надуманным критериям, а мудрым законам природы. Ведь только перестав идти на поводу у собственного эгоизма, человек поднимается на уровень альтруистического восприятия, от домыслов переходит к реальной гармонии. Принуждением тут ничего не добьешься. Подлинное воспитание строится только на примере.
Человек формируется окружением, ему нужно постоянно видеть перед собой правильное поведение окружающих. К примеру, если бы все на дороге соблюдали правила уличного движения, то даже закоренелые нарушители незаметно для себя перестроились бы на новый лад. Никому не хочется быть белой вороной. Однако вместо этого общество откровенно пренебрегает теми моральными ценностями, которые пытается привить детям. «Язык тела» не соответствует красивым словам воспитателей.
Воспитание, внутренняя культура создается не знаниями, а естественным внутренним развитием, когда человек становится совершенным в своем отношении к жизни и к миру. Он обнаруживает, что все люди спаяны в единую неразрывную систему и не могут выживать и развиваться поодиночке. Тогда-то он и начинает понимать, как использовать свою уникальность не во вред, а на пользу другим.
Быть гармоничной личностью можно только среди других не менее гармоничных личностей. Именно поэтому хорошо воспитывать детей – значит давать им знание об универсальном законе природы, который требует от всех взаимосвязи и заботы друг о друге. Окружение должно служить примером молодому поколению, показывая, что отдача, забота о человечестве в целом, обо всем человеческом обществе – это высшая ценность, которая необходима как воздух. Тем самым мы правильно воспитаем детей для будущей жизни и обеспечим им возможность стать счастливыми.
материал взят газеты Единый мир