МОРАЛЬ, ВИНА, СТЫД, СОВЕСТЬ И ПОКАЯНИЕ – корявые крючки насилия над бедным человеком, навязанные ему ограничения не только поведения, но даже мышления, продукт осознания им собственной никчемности: сделал провинность, появилась вина, появилась вина - нужно покаяться, покаялся – очистился, и опять по кругу. С готовностью стыдят «наглеца», того, кто делает неправильно, в обход привычного, кто делает по-своему, кого не понимают и пытаются втиснуть в узкие рамки привычного и традиционного.
Совесть считается лучшей самой чистой частью самого себя, неким внутренним контролером, нравственным цензором, праведным, неподкупным, ограничивающим порочные мысли и греховные дела центром. Вина, совесть, раскаяние, покаяние – старинные, проверенные веками инструменты манипуляции масс верхами, родные дети морали, и этими рычаги влияния на беспокойные умы граждан особенно эффективно пользуются в христианских странах.
Библейские Заповеди (6 из 10 заповедей наставляют на общежитие в обществе) - это тесная клетка для духа, примитивный моральный кодекс, инструмент взращивания грешников, подавление свободы мысли, индивидуальности. В этом конкретном смысле аморальное общество – более расслабленное, раскрепощенное, счастливое, свободное. Но обществу счастливых людей не суждено появиться, пока царствуют мораль, совесть и вина.
Мораль морали рознь; мораль служит конкретному обществу, тогда как нравственность общегуманна и служит человечеству. Исторически самые жуткие преступления против человечности, инквизиция, появление идеологии фашизма, взращивание ненависти к соседям и священные войны зарождались в самых верующих и морализаторствующих христианских странах Европы. Мораль – это свая общества, а вина и совесть - ее инструменты, средства управления человеком.
Счастливым не стать по подсказке, при постоянном сравнении своей жизни с какими-то канонами, традициями, правилами и Заповедями. Знание никоим образом не связано с духовностью, и часто они являются полными антиподами. Ум цепляется за проверенные историей традиции и уклады жизни. Совесть, как механизм манипуляции, тормозит духовный рост; духовник должен быть свободным от догм и морали, иначе он перестанет быть искателем.
Как внизу, так и наверху, как внутри, так и снаружи! Хочешь заставить человека быть вегетарианцем? Убеди его, что есть яблоки — это его долг. Хочешь заставить человека не есть яблок? Убеди его, что есть яблоки — стыдно и подло. Была бы у жертвы мораль, а направить её в нужную сторону — дело нехитрое. Мораль всегда держится на определенных китах мировоззрения, которое всегда формируется под влиянием каких-то социальных истин, поэтому высокоморальный человек свободным быть не может.