МИР В ЧЕЛОВЕКЕ ИЛИ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ? Ум-эго хочет отличаться от других, поэтому лепит из индивида уникальную гордую личность. Если человек считает, что находится в мире, то он отличается от других вероисповеданием, политическими взглядами, социальным положением, цветом кожи, национальностью, фамилией, телосложением и так далее: есть уникальный он и есть остальные отдельные от него индивиды. Трагедия мира не обязательно станет трагедией личности. Так же и с благоденствием.
Если же мир находится в самом человеке, то он срастается с миром в неразделимое целое, и трагедия или счастье мира автоматически становятся ощущениями самого человека. Мир в человеке размывает внешние границы, становится неотделимым от него, и судьба мира становится судьбой человека и является характерной чертой просветленного. Космическому разуму безразличны игры человека; он слишком Велик, чтобы вдаваться в мотивы поведения какого-нибудь индивида или моральные устои всего общества. Неважно, кто ты - преступник или святой, профессор или крестьянин - у каждого есть шанс стать просветленным.
Для просветления нужно развитое сознание и внутренний покой - младенец не в состоянии его достичь и у холериков с меланхоликами меньше шансов познать это состояние. Просветление не должно становиться целью жизни, - достаточно стать на путь духовного поиска и остальное предоставить Небу. Человек же стремится к просветлению ради избавления себя от страданий и пути к вечному блаженству.
Просветление как цель всегда ставится старым и вожделенным умом, ожидается в качестве чуда, некой вспышки озарения в качестве награды за долгие старания и поэтому будет лишь отдалять от истины. Мудрецы Востока так и говорят: чем сильнее стремишься к просветлению, тем больше удалишься от него, потому что гармоничные состояния не достигаются старанием, усилием и насилием над собой, коими являются медитации, чтения мантр, сидение в йоговских позах и так далее.