Как показывают исследования, человек усваивает в среднем около пяти процентов информации, полученной в процессе среднего и высшего образования. Любой механизм, работающий с таким низким коэффициентом полезного действия, давно был бы признан негодным, но фабрика послушных специалистов, каковой является современная система образования, продолжает работать.
Это действительно фабрика с жестким планом обучения на несколько лет, расписанным по месяцам, неделям и дням. Даже каждый учебный день распределен в ней на несколько уроков по совершенно разным дисциплинам, как будто человеческую голову как телевизор можно мгновенно переключать с программы на программу.
Начальное сырье для этой фабрики – маленький ребенок, а конечный продукт – выпускник, который должен соответствовать двум основным параметрам: владение набором сведений из школьной программы и понимание социальной иерархии, в которую ему надо вписаться.
Однако, несмотря на постоянный контроль качества, вопреки всем тестам и экзаменам, фабрика послушных специалистов явно не справляется со своей задачей. Многочисленные опросы свидетельствуют о том, что школьники не знакомы с элементарными фактами истории и культуры. Для подавляющего большинства главные составляющие жизненного успеха – это свидетельство об образовании и «нужные» связи. Лишь одному проценту респондентов необходимы знания и интеллект, а «быть хорошим человеком» вообще предполагают считанные единицы.
В Японии учителя обязаны проходить курсы самообороны, в Англии на работу в школу уже нанимают тюремных надзирателей. Во многих странах детей обязывают принимать риталин – сильный транквилизатор, без которого ни учителя, ни родители с ними уже не справляются. Все это – результат «промышленного» подхода, главенствующего в воспитании и образовании на протяжении последних двухсот лет. Но подход этот искусственный, и природа ребенка восстает против него.
Человека надо воспитывать и растить. Не снимать с него стружку под заранее заданную форму, а создавать условия для свободного, творческого развития. Причем свобода должна заключаться не в выборе развлечений после уроков, а в совместном с учителем поиске оптимальной формы своего обучения.
Ребенок учится тому, что ему интересно. Тогда он быстро усваивает материал, легко вникает в суть предмета и хорошо в нем ориентируется. Задача учителя – заинтересовать его так, чтобы двигателем обучения было детское любопытство – заложенная природой познавательная программа, запускаемая через эмоциональное включение в учебу как в игру. К сожалению, «промышленный» подход быстро убивает в детях творческую жилку, без которой увлекательное изучение предмета превращается в простое натаскивание на сдачу экзамена.
Известно, что дети легко перенимают друг от друга дурные привычки, и пропускают мимо ушей нравоучения взрослых. Учителя говорят о честности и доброте, но дети видят, что для преуспевания в обществе нужны совсем другие качества. Учителя не искренни, а дети безошибочно чувствуют фальшь, они воспринимают то, что представляет собой человек, а не то, что он говорит. В итоге, потеряв доверие ученика, учитель теряет и всякое влияние на него.
Совершенно необязательно постоянно устраивать экзамены, проверки, ставить за все оценки, поощряя отличившихся и создавая тем самым атмосферу нервозности и соперничества. Каждому учителю и без того известно, насколько знают материал его ученики. Вместо того чтобы запрещать детям подсказывать друг другу, нужно использовать это естественное желание помочь товарищу, поощрять его. Не следует делить детей на успевающих и отстающих в погоне за искусственным результатом – атмосфера дружбы между ними дороже во сто крат.
Человеку, оканчивающему школу в наше напряженное время, важно иметь навыки открытого, доброжелательного общения. Он должен уметь строить дружественные отношения с другими людьми, понимать мотивы собственного поведения и соизмерять свои и чужие интересы. Учиться этому он будет в своем – детском обществе. Поэтому в играх и школьных делах важно создавать группы, смешанные по возрастам. Сверстники, а тем более старшие ребята имеют у детей больший авторитет, чем учителя. И потому лучше, чтобы школьники учились брать у товарищей и давать им лучшее, а не набираться друг у друга дурному.
Не нужно отправлять ребенка в школу, которую он боится и ненавидит. Отвращение к учебе, дурные привычки, психические травмы и даже попытки суицида – вот что ждет его там. Напротив, спокойная и доброжелательная атмосфера, дружба товарищей и уважение к личности ученика – лучшие гаранты хорошего образования.

материал взят с газеты "Единый мир"