Трансформация сексуальной энергии
Секс является причиной рождения в этом мире. Учитывая трактовку мокши с точки зрения натхов и тантризма, мокша должна быть реализована в этом мире, поэтому невозможно просто так отбросить сексуальную энергию. В основе этой энергии лежат божественные категории: Шива и Шакти, их единство (Ямала), они постигаются через йогу.
Тантрическая йога позволяет животные качества трансформировать и перенести эту энергию в более высокий уровень бытия. Так, внешне иногда даже может показаться, что человек отрицает секс, но он отрицает не его высший уровень, а, скорее, бессознательное животное состояние, секс в мирском понимании.
Эту идею, как и некоторые другие (например, хатха-йогу) многие не понимают по причине недостаточной чистоты сознания, и поэтому многие люди (в том числе грамотные на вид) склонны использовать для деградации даже священные понятия. Поэтому практикующие, посвятившие себя садхане, имеют тенденцию скрывать подлинный смысл как практик тантрической майтхуны, так и йоги.
Восхождение и нисхождение Кундалини в теле практикующего и есть истинный процесс тантрической майтхуны, в Тантрах это называется "мантхана" (взбивание) с целью достижения духовного экстаза. Рассказать все в деталях, что собой представляет такая практика, в рамках статьи очень сложно, но одно можно сказать точно: то, что называют тантрической майтхуной, пробуждением Кундалини, самадхи, самарасатвой и т.д. – это не процесс двух дней или года.
Задумайтесь, ведь о такого рода практиках, наверное, неоднократно слышала большая часть человечества, и многие как-то пытались экспериментировать, попадая в разные духовные школы, но практически все эти люди до сих пор перевоплощаются в этом мире. А значит, что они что-то не-до-постигли, что-то не-до-осознали, хотя, возможно, это «что-то» было всегда с ними.
Путь не для всех
Трансформировать сексуальную энергию в духовную может не каждый, сексуальная энергия или то, что под ней подразумевают, является источником творения не только наших тел, но и Вселенной. Представляете, с чем нужно иметь дело?
Сексуальная энергия связана с полярностью, то есть, под контролем этой энергии подразумевается вхождение в такое состояние, в котором нет двойственности. Потом происходит алхимия и превращение “низшей энергии” в духовную и, если у вас это получится, вы станете сиддхом. Вы перестанете себя считать какой-то одной частью этого мира, многие формы мира для вас станут просто эфемерными.
Об этом легко говорить, но сложно реализовать, т.е. нужно нормальное полноценное ученичество и готовность поменяться. Да, и было бы странным, если бы духовная жизнь и практика была проще обычной жизни. Вообще, практики работы с сексуальной энергией очень важны, так как от нее зависит состояние праны и ума.
Натховские тексты не описывают вамачарские методы в виде 5М (ритуальное принятие мяса (мамса), вина (мадья) и др.). Чаще всего тексты говорят о ваджроли-мудре. Она сложна, самый простой вариант – делать ваджроли, как она описана у Свами Шивананды, и еще прерывать половой акт. Помогает также пранаяма, от контроля праны и ума (что взаимосвязано) зависит много. Тем более, что пранаяма – это подготовка к мудрам, а ваджроли – одна из мудр.
Для того, чтобы научиться контролировать прану, нужна сначала качественная ануштхана (подготовка), побыть какое-то время брахмачари, вернее брахмачари надо быть всегда, просто практика ваджроли не есть нечто такое, что противоречит этому, а наоборот. Но для этого надо быть хорошо подготовленным, на это могут уйти годы. Для такой практики недостаточно быть просто учеником, нужно быть ХОРОШИМ учеником.
В Индии не все Гуру берутся учить подобным вещам, так как не у всех учеников есть твердое намерение стать сиддха-пурушей, многие не могут преодолеть даже минимальные трудности на пути, а как тогда можно преодолеть их все? Например, если кого-то научить самим техникам, игнорируя мировоззренческую часть, то адепт может привязаться к какой-то конкретной женщине, забыв, что женщина – это целая сотворенная Шивой вселенная, а не тело из плоти с которым он занимается сексом. Такой ученик может скатиться в быт или еще ниже. Т.е., если для вас на первом месте – освобождение от страданий и всех перерождений, а не секс, тогда вы можете секс рассматривать как один из видов духовной практики, но если нет, то лучше просто заниматься сексом, прожить лет 80, умереть как все «нормальные» люди.
Тексты говорят, что контроль сексуальной энергии ведет к бессмертию, но, несмотря на то, что тексты так говорят, почему-то многочисленные брахмачари в Индии проживают как максимум лет сто, умирают как и все обычные люди. Тогда, логически получается, что либо тексты неправильные, либо неправильные брахмачари. Я думаю, что второй вариант более верный. Многочисленные брахмачари реализуют брахмачарью на самом простом уровне, но это не уровень сиддхов, они относятся к определенному духовному социуму, но йога – больше чем социум, и не всегда формального отказа от секса достаточно.
Нужно стать «урдхварета», а до этого еще много-много над чем нужно поработать. Не стоит при этом забывать, что в мире все на своих местах, каждый в нем играет свою роль, у каждого своя миссия. Не всем дано достичь состояния урдвареты, потому что мир должен быть разнообразным, в нем есть место для всех: для бомжей, для царей, для больных и несчастных, убогих, для рожденных в прекрасных телах, это все – игра Майи. В этом мире есть разные общества, разные уровни живых существ, природа против того, чтобы все были одинаковыми.
Почему один человек сиддха, а другой нет? Потому что сиддха не тяготят обыденные сферы, а обычного человека тяготят. Если вы оставите привязки к ним, то для вас откроется мир совершенств. Но открытие этого мира – как рождение: вы появились в мире, сначала вы учитесь стоять на ногах прочно, потом – ходить, потом – расширяете сферу своей деятельности, и весь мир для вас становится родным домом.
С воздержанием от секса и взращиванием оджаса – то же самое. Например, если человек воздерживался, но какие-то скрытые свои проблемы сам не отследил вовремя, вот они ему и дают знать о себе в более радикальном виде. В Индии когда Гуру дает ученику какие-то ретритные практики, он предварительно рассказывает много тонкостей, и, самое главное, – ученик внимает каждой упадеше, стараясь ничего не проигнорировать. Совершение тьяги – это может быть долгий процесс, надо быть ко многому готовым, так как меняется отношение ко всему, кто-то может "посыпаться" сразу.
Даже практику брахмачарьи как воздержание от секса, не стоит упрощать и недооценивать, как это делают, например, некоторые "адепты" тантрического секса и пути "крайней недвойственности". К пути очищения, тапаса не стоит относиться неуважительно, небрежно, как к чему-то простому – поскольку самые крупные ошибки делаются людьми всегда с полной уверенностью в своих поступках.
Если вы хотите утвердиться в мире сиддхов, то готовьтесь к тому, что природа вас будет проверять, проверять во всем, и вам будет дано то, на что вы реально способны. Здесь, как в мире большого бизнеса: деньги и власть лучше делятся на меньшее количество людей, поэтому иногда случаются “несчастные случаи” (люди разбиваются на самолетах, попадают под машины, заболевают и умирают). Понимаете, чтобы быть мультимиллиардером нужен особый талант, неужели кто-то считает, что для становления сиддхом талант нужен попроще? Я так не считаю. Это сложный путь.
Осознание и контроль инстинктов
В этом мире есть действия, которые совершаются в негативном состоянии ума и чувств, а есть те, которые совершаются в позитивном. И дело даже не в том, секс это или еще что-то еще, от всего энергию можно терять, в широком смысле, и в таком же – взращивать, делать сильнее. В вамачарской тантре обычно партнерша в практике воспринимается как Божество, и для этого есть соответствующие духовные практики, но они в основном носят ритуалистический характер, для них нужно особое посвящение, и не все могут быть к нему готовы.
Если сказать проще, суть этой практики в том, чтобы все действия, которые связаны с основными инстинктами человека, поместить в очень чистую атмосферу, обычно мистическо-религиозного характера. Это состояние некой чистоты, духовного равновесия, но мы его можем назвать иначе –- просто каким-то сверх-позитивным состоянием. Если у вас нет посвящения в аутентичные каулические практики, а также вы прекрасно понимаете, что отказаться от секса на данный момент нереально, то занимайтесь иногда сексом, но тогда просто постарайтесь не испытывать каких-либо негативных чувств относительно секса. Это может быть стеснение, комплексы, что вы делаете что-то крайне плохое, или что вы должны выполнить какую-то "спортивную норму в сексе" и т.п.
Вы постепенно начнете замечать, что сначала вы учитесь принимать сексуальную энергию, а потом то, как она в позитивном ключе начинает менять вас. Постепенно вы обнаружите для себя, что эта энергия начинает менять свои качества и из грубого состояния она перейдет в более тонкое. Вы увидите причины, откуда вообще появляются сексуальные желания. Если вы научитесь контролировать эту силу, то вы научитесь контролировать всего себя полностью. У вас может полностью поменяться мировоззрение, и обычно это не происходит "в два счета". Сексуальный инстинкт – такой же, как и инстинкт сна, питания, дыхания, любой психофизической рефлексии. Собственно, научиться ими управлять –- это значит понять то, как эти вещи сакрализирует тантризм, этому нужно посвятить время, потому что в таком случае вам нужно стать йогином.
Йогин –- это тот, кто контролирует все инстинкты, а не тот, кто закручивается в фигуры. Такие на вид простые вещи как секс, имеют большую связь со всеми практиками йоги. Это великая сила интеграции всего во Вселенной, которая лишь частично проявляется как половой инстинкт на физиологическом уровне. А так как все со всем связано, то йогин через попытку контролировать какие-то стандартные рефлекторные механизмы в теле, получает доступ к осознанию всех механизмов, которые существует в этом мире.
Мы привыкли дышать как-то стандартно, как все, йоги придумали дыхание как не все дышат; люди привыкли ходить, стоять головой вверх, а йогин становится на голову; люди едят быстро пищу, а йогины – медленно; люди занимаются сексом, чтобы поскорее достичь оргазма и впасть в бессознательное состояние; йоги могут заниматься сексом, но при этом осознают свои страстные состояния, и их же через осознание трансформируют.
Слушайте себя, занимайтесь йогой регулярно, постепенно ваше тело, сердце и ум сами вам дадут подсказки, что вам нужно, а что уже излишнее, и вы сами увидите, от чего вам надо отказаться в сексе, питании и т.д., или что надо уменьшить, или преобразовать в другое состояние. Это –- самое общее, что можно посоветовать.
Вообще, йога –- это самый высокий путь, и он требует полной отдачи; многие говорят, что йога –- это приложение к жизни, а не наоборот, но на самом деле, она –- сама жизнь и есть. В ней, по большому счету, нет разделенности, поэтому нет ничего такого, что бы она не включала в себя. А раз люди так много всего посвящают сексу (не только люди, а все живые существа), то этот инстинкт для йоги должен играть большую роль.
Я видел небольшое количество святых в Индии, которые действительно низший инстинкт трансформировали, но многие только внешне надели одежду садху. Конечно, любая санньяса ко многому обязывает и дисциплинирует как метод, но пока пройдет полная трасформация сознания, мироосознания, может уйти немало времени. Можно временно пробовать уходить в ритриты, а потом возвращаться в мир, обретая иное виденье социума, и потом опять уходить в интенсивные садханы. Так, постепенно, вы научитесь управлять всеми инстинктами.
Отказ от секса
Подумайте сами, если суть брахмачарьи состоит в том, что при пробуждении Кундалини вы ее поднимаете к сахасраре, где она с Шивой "занимается сексом", то как в таком случае можно сказать, что секс – это зло? Да и что будет, если все от него откажутся или станут ненавидеть источник своего появления в этом мире? Тогда, может быть, уместен отказ от секса, чтобы им заниматься внутри на уровне энергий, называя это «урдхварета»?
Но даже в таком случае термин "отказ" не совсем точен. Другое дело, я могу сказать по своему опыту, что поднятие этой Шакти сквозь чакры приводит к тонкому экстазу, который по качеству близок к обычному сексуальному, но только состояние более творческое и тонкое. Собственно, разные техники хатха-йоги именно для этих целей и созданы – мудры, бандхи, кумбхаки, и др.
Для активизации сушумны в Натха-сампрадайе и проводят чира-санскару, она имеет отношение не к фрагментарным целям и практикам, а к самым основным, как и все санскары в йогической традиции. Как в тантре каулические садханы считаются высшими, так и в йоге есть процессы и цели разного уровня, и фактически все они в разных традициях преследуют одну общую цель.