Рождается новый человек. Он еще не приспособлен к окружающему миру, его восприятие еще не собрано, не структурировано, не разложено по полочкам, не загнано в рамки. Он даже еще не знает, как реагировать на громкие звуки, как схватить игрушку, улыбнуться маме в ответ. Реальность лежит перед ним как она есть, открытая и непостижимая.
Но вот появляется взрослый человек. Он выделяет из цельной картины мира ребенка несколько кусков и объясняет исходя из своего восприятия: вот, приглядись, эта плоскость на четырех вертикальных ножках – стол. А вот это яркое и округлое – лампочка. А это вот – комната. А это вот... А это вот….
Так у ребенка появляются первые матрицы восприятия, пока еще самые простые: стол, стул, стенка, комната, солнце, человек, природа, мир, жизнь, смерть. Подобно горсти стеклышек в калейдоскопе, эти понятия, сложившись в определенный узор, создают ему новый мир. Их можно собирать, разбирать, тасовать так и эдак, получать ту или иную картину мироздания. Но все это будут искусственно созданные образы или их комбинации, не имеющие ничего общего с личным «Я» ребенка, ведь сами «стеклышки», как и представление о них, навязаны взрослым учителем. И чем больше в ребенка вставляют таких штампов, тем дальше он оказывается от видения истинной картины мира, и тем меньше шансов снова ее увидеть…
Ребенок растет. Идет в школу. В его мировоззрении появляются новые элементы: религия, этика, природа, взаимоотношения, любовь, семья, работа, карьера, необходимость воспроизвести самого себя...
Ребенок попадает под влияние различных убеждений, верований, этических принципов, ценностей. Некоторым детям внушают, что смысл жизни состоит в достижении материальных благ. Других, еще при рождении крестят или обрезают, надевают тюбетейку или воспитывают атеистом…
Малыш становится полноправным членом социума. Он истово работает, учится, заводит семью, детей, внуков, со временем начинает копить на старость, потом откладывать на похороны… И в итоге умирает, не зная, зачем родился и прожил эту жизнь, для чего умирает. Наверное, потому, что все так делают. Потому что невозможно представить себе какую-то другую жизнь.
Но возможно, если мы сумеем воспитать наших детей по-другому – не будем навязывать им с рождения нашу заведомо ущербную картину мира и ценности, в которых мы сами не уверены, если мы пробудим у них вопрос: «Для чего я живу? В чем смысл жизни? Зачем я здесь и что мне делать?» – возможно, что-то изменится в этом мире?
Быть может, эти вопросы принято притуплять, откладывать в дальний угол потому, что на них якобы нет ответа – каждый новый ответ порождает десятки новых вопросов. И очень многие родители, опасаясь за психику своих детей, сознательно отвлекают их от столь опасного путешествия подручными средствами. Часто это приводит подростков к апатии, суицидальным настроениям и без вольности. Если мы хотим, чтобы этого не происходило, то мы должны показать и доказать на личном примере, что ответ на эти страшные своей откровенностью вопросы есть. Ведь даже маленький шаг в эту сторону изменит и нас самих, и наших детей, внуков…
материал взят с газеты "Единый мир"