Вот еще одна Мега битва между двумя воинами, описанная в Махабхарате. Они оба уже жили много лет и были практически неуязвимы. Здесь будет описываться как эти воины выпускали друг в друга по несколько тысяч стрел одновременно. Я слышал такое объяснение, что когда воин выпускал стрелу, и произносил мантру, эта стрела могла превратиться в сотни и тысячи стрел.
Парашурама направился на поле битвы, а Бхишма вернулся в Хастинапур. Он поведал Сатьявати обо всем, что произошло, и она дала ему свои благословения. Затем брахманы провели обряд для достижения победы и осыпали Бхишму благословениями. Одевшись в белые одежды, надев белую кольчугу и белый шлем, взяв в руки белый лук, он взошел на серебряную колесницу, которая была запряжена белыми лошадьми. Просторная колесница была обтянута со всех сторон тигровыми шкурами, она была оснащена всевозможными видами оружия, а управлял ею храбрый и искусный возница.
Пока слуги обмахивали Бхишму опахалом, брахманы пели прославляющие его гимны и желали ему победы. После этого колесничий быстро погнал коней к полю битвы Курукшетра. Там противники, жаждущие сражения и сгорающие от желания продемонстрировать свою доблесть, смогли, наконец, увидеть друг друга. В этот момент Бхишма громко затрубил в свою раковину.
Чтобы увидеть это потрясающее сражение, на Курукшетре собралось множество зрителей. Там присутствовали брахманы, лесные аскеты, а также боги, возглавляемые Индрой, - все они стояли вокруг поля битвы. Небожители были украшены райскими цветами и играли на различных божественных инструментах.
Вдруг перед Бхишмой появилась его мать, Ганга, и сказала ему:
- Сын мой, ты - воин, зачем же тебе сражаться с Парашурамой, который является брахманом? И, кроме того, разве ты не знаешь, что в прошлом он в одиночку уничтожил всех воинов земли?
Тогда Бхишма рассказал своей матери, почему возник этот конфликт и как он пытался предотвратить его.
Тогда Ганга бросилась к Парашураме:
- Не сражайся с Бхишмой - ведь он твой ученик.
- Пойди и скажи Бхишме, чтобы он остановился. Я бросил ему вызов потому, что он отказался сделать то, о чем я его просил.
Из любви к сыну Ганга вернулась к Бхишме и попросила его отступить. Однако глаза Бхишмы вращались от гнева, и он отказался послушаться ее.
В эту минуту Бхишма увидел Парашураму; тот стоял на земле без доспехов и вызывал Бхишму на бой.
- О герой, если ты хочешь сразиться со мной, сначала взойди на колесницу и одень доспехи, - сказал Бхишма.
Парашурама ответил:
- Земля - моя колесница, Веды - мои кони, ветер - мой колесничий, а три великие матери: Гаятри, Савитри и Сарасвати, - мое оружие. Вооружившись всем этим, я буду биться с тобой.
С этими словами он осыпал Бхишму своими стрелами.
И вдруг, просто силой своего желания, Парашурама материализовал удивительную, оснащенную всем необходимым колесницу, запряженную небесными лошадьми. На колеснице были золотые украшения, она была обтянута крепкими шкурами. Вооруженный луком, колчаном и в кожаных перчатках, Парашурама восседал в своей колеснице, которой правил Акритаврана.
- Подойди! Подойди! Доставь радость моему сердцу! - повторил несколько раз Парашурама.
Выпустив три потока стрел в Бхишму, он остановил его лошадей.
Бхишма спрыгнул с колесницы и подбежал к Парашураме. Поклонившись ему, Бхишма сказал:
- Парашурама, независимо от того, равен ли ты мне или превосходишь меня, я буду биться с тобой. Ты - мой славный гуру.
О учитель, пожалуйста, благослови меня и пожелай мне победы.
Крайне довольный почтительным поведением и смирением ученика, Парашурама произнес:
- Тот, кто хочет обрести удачу, должен действовать подобно тебе, ибо таков долг воина, который собирается сражаться с противником, более прославленным, чем он сам. Если бы ты этого не сделал, я бы проклял тебя. Сражайся внимательно и терпеливо. Я не могу пожелать тебе победы, поскольку собираюсь победить сам. Сражайся честно. Я доволен твоим поведением.
Поклонившись Парашураме, Бхишма быстро вернулся к своей колеснице. Протрубив в свою позолоченную раковину еще раз, Бхишма вступил в сражение. Выпустив острую, с широким наконечником стрелу, он обрубил один из концов лука Парашурамы. Затем он выпустил сто стрел в тело Парашурамы, и из него хлынули потоки крови.
Однако охваченный гневом Парашурама выпустил в различные части тела Бхишмы множество острых стрел с золотым оперением, заставив того задрожать. Но это еще больше распалило Бхишму, и он пронзил Парашураму еще сотней стрел. Казалось, Парашурама теряет сознание. Охваченный сожалением, Бхишма перестал сражаться и воскликнул:
- О горе мне! Какой грех я совершил! Я ранил своего гуру, который есть Брахман, исполненный добродетели!
Поскольку солнце уже заходило, битва была остановлена, и колесничий Бхишмы стал извлекать стрелы из своего тела, а также из тела Бхишмы и из тел лошадей.
На следующий день, когда взошло солнце, битва возобновилась. Бхишма осыпал Парашураму плотным потоком стрел, а Парашурама, в свою очередь, обрушил ливень стрел на Бхишму. Парашурама выпускал в Бхишму стрелы снова и снова, однако тот преграждал им путь своими стрелами. Тогда Парашурама пустил в ход божественное оружие, но Бхишма отразил и его. Когда Бхишма воспользовался оружием ветра, Парашурама отразил нападение оружием гухьяка. Затем Бхишма пустил в ход оружие огня, на что Парашурама ответил оружием воды.
Так они на равных сражались друг с другом различными видами божественного оружия. Однако в какой-то момент Парашурама пронзил стрелой грудь Бхишмы, и тот потерял сознание. Когда колесничий увез его с поля битвы, сторонников Парашурамы - Акритаврану и Амбу - охватила радость.
Как только Бхишма пришел в себя, его колесничий вновь вывез его на поле боя, и он в гневе обрушил на Парашураму шквал стрел. Однако Парашурама выпустил в ответ на каждую стрелу Бхишмы по три стрелы и расщепил стрелы Бхишмы на лету. Таким образом Парашурама прерывал полет каждой из сотен и тысяч стрел Бхишмы, и при виде этого всех его сторонников охватывало ликование.
Затем, желая уничтожить своего противника, Бхишма выпустил в него могущественную стрелу, несущую смерть. Удар был настолько сильным, что Парашурама упал навзничь на землю и потерял сознание. Все собравшиеся вокруг люди воскликнули: «О Боже!» Всю вселенную охватила тревога и замешательство, как будто солнце упало со своей орбиты. Все аскеты вместе с Амбой в беспокойстве приблизились к Парашураме. Подняв его, они начали приводить его в чувство и вдохновлять на победу в сражении.
Наконец Парашурама пришел в себя, встал, натянул тетиву и крикнул:
- Стой, Бхишма! Тебе конец!
Когда он выпустил стрелу, она пронзила левый бок Бхишмы, и тот задрожал, словно дерево во время бури. Осыпав потоком стрел коней Бхишмы, Парашурама затем пронзил его страшным роем стрел. Однако Бхишма вскоре пришел в себя и выпустил бесчисленное число стрел, которые остановили полет стрел Парашурамы. И вдруг все эти стрелы перестали двигаться и застыли в воздухе! Пространство было настолько заполнено стрелами, что ни солнечный свет, ни ветер не проникали через них. В результате сильного трения стрел друг о друга вспыхнуло огромное пламя, и через некоторое время стрелы превратились в пепел и упали на землю.
В этот момент негодующий Парашурама выпустил новые тысячи стрел, но они не смогли коснуться Бхишмы, так как он остановил их полет, выпустив им навстречу свои стрелы. Когда зашло солнце, воины перестали сражаться и вернулись в свои лагеря.
Так битва продолжалась в течение многих дней. Хотя ни один из противников не мог одержать верх над другим, их гнев и решимость росли с каждым днем.
Но в один из дней начали появляться различные неблагоприятные признаки. В небе появились скопления облаков, и из них на землю полилась кровь. На землю стали падать сотни метеоритов и порывы сильного ветра сотрясали все. Планета Раху заслонила собой солнце, подул сильный ветер. Затряслась земля и стервятники, вороны и журавли радостно поднялись в воздух. Шакалы выли не переставая, горизонт пылал, а невидимые барабаны отбивали воинственную дробь.
На двадцать вторую ночь Бхишме приснился странный сон. Восемь светящихся существ, по виду напоминающих брахманов, обступили его и сказали:
- Не бойся, мы защитим тебя. Парашурама не сможет взять над тобой верх; напротив, ты победишь его. В прошлой жизни ты владел оружием под название прасвара, о котором никто на земле не знает, включая Парашураму. Просто вспомни, как пользоваться им, и направь его на противника. Не переживай, ты не совершишь греха, ибо это оружие просто усыпит Парашураму. Таким образом, ты одержишь победу над ним, а затем сможешь разбудить его при помощи оружия, называемого самводхана.
С этими словами брахманы таинственным образом исчезли.
На следующий день, когда противники только начали сражение, Парашурама, охваченный гневом, призвал великое оружие Брахмы, брахмастру, однако Бхишма нейтрализовал его, выпустив свою брахмастру. Когда эти два оружия столкнулись в воздухе, они вспыхнули, словно сверхновая звезда. Небо запылало, и от жара двух брахмастр все живое охватил страх. Земля вместе со всеми горами, океанами и деревьями стала сотрясаться; горизонт заволокло дымом, и птицы не могли подняться в небо.
Видя все эти бедствия и желая положить конец битве, Бхишма решил воспользоваться оружием прасвара. Как только он подумал об этом, то вспомнил мантру, приводящую это оружие в действие. Но только он собрался произнести мантру, как с неба раздались голоса богов: «Не используй прасвару!»
Однако Бхишма уже нацелил оружие на Парашураму. В это мгновение перед Бхишмой возник великий мудрец Нарада и остановил его:
- Боги запрещают тебе использовать прасвару, ибо Парашурама не только брахман и аскет, но и твой гуру. Не унижай его!
Тут Бхишма увидел в небесах восемь сияющих брахманов, которые приходили к нему во сне. Они сказали:
- Бхишма, послушайся Нараду. Это принесет благо всему миру.
И Бхишма отозвал действие прасвары. Увидев это, Парашурама возрадовался.
Неожиданно перед Парашурамой появился его покойный отец, прославленный Джамадагни, а также другие предки. Обступив его, они сказали:
- Парашурама, больше никогда не проявляй подобного безрассудства. Сражаться - обязанность воина, а ты - брахман. Твой долг - изучать ведические писания и следовать обетам, ибо в этом состоит богатство брахмана. Пусть это сражение с Бхишмой будет последним - ты уже достаточно сражался. Отбрось свой лук и совершай аскезы. Боги не дали Бхишме победить тебя в этой битве, ибо ты - его гуру. А мы, как твои предки, тоже запрещаем тебе сражаться с ним. Тебе еще повезло, что ты остался в живых. У тебя нет никаких шансов победить его; он - прославленный Васу, один из богов.
Парашурама ответил:
- Я дал торжественный обет никогда не уходить с поля боя, и до сегодняшнего дня я никогда не нарушал его. Отец и деды, если вы хотите этого, попросите Бхишму прекратить сражение, поскольку я не могу этого сделать.
Аскеты во главе с Нарадой направились к Бхишме и сказали:
- Пожалуйста, прекрати сражаться и вырази почтение величайшему из брахманов.
Однако Бхишма ответил:
- Я не могу этого сделать. Я тоже дал слово никогда не покидать поля боя. Кроме того, таков мой долг, и ничто не заставит меня уклониться от его исполнения - ни страх, ни жадность, ни страдание, ни соблазны.
Как они ни умоляли его прекратить сражение, Бхишма оставался непреклонен.
Тогда они вернулись к Парашураме и сказали:
- Парашурама, пожалуйста, остановись. Ни один из вас не сможет убить другого.
И Парашурама сложил оружие.