Поэтому не пугайтесь длины текста, а внимательно вчитайтесь и уловите СУТЬ васан и как они устраняются.
Васаны
Теперь мы вернемся к одному из основных «кирпичиков», из которых состоит подсознательное по теории йоги. Это васаны.
Их еще называют самскарами и объединяют в пять подгрупп, пять «матриц»:авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша (неведение, эгоизм, страсть, отвращение, воля к жизни).
Эти пять «матриц», пять типов модификаций в читте (читтаврити) нельзя рассматривать как отдельные друг от друга психические функции, они вплетены друг в друга, подпитывают друг друга, противодействуют…
Каждая из них берет начало в АВИДЬЕ. Незнание выступает как бы полем, питающим остальные четыре класса.
Итак, авидья — это то, что бессмертный и совершенно изолированный пуруша (наш дух) вдруг «притягивается» неким аттракционом, некой диковинкой — пракрити, в виде светозарной саттвы, буддхи. Буддхи — это самая чистая, самая саттвическая часть материи (психика). Пуруша смотрит в это психическое озеро, в читту…
Дальше начинается некая игра, некое ДЕЙСТВИЕ, понять которое невозможно логикой. Мифы передают это действие образно — Бог вдувает самого себя в прах, в глину, пуруша соединяется с пракрити.
Одним словом, ПОЧЕМУ-ТО пракрити стала ИНТЕРЕСНА пуруше, он посмотрел в нее (В БУДХИ), как в микроскоп или как на видео… или как на компьютерную игру…
И ВКЛЮЧИЛСЯ.
Придет время, и мы детально рассмотрим теории связи между духом и материей. Но теперь мы говорим о КЛЕШАХ, об аффектах — пяти «матрицах».
Пуруша впадает в иллюзию, накладывает свои собственные атрибуты (чистоту, бесконечность, счастье и самость) на некое образование, не являющееся ни чистым, ни вечным, лишенным счастья и чувства «Я». Это и есть АВИДЬЯ, НЕВЕДЕНИЕ, незнание. Это не простое отсутствие знания, а именно ИЗВРАЩЕННОЕ ЗНАНИЕ.
Из Авидья прорастают остальные КЛЕША. Первая — Асмита, личина, то, что некий конгломерат, некие разные уровни субстанции пуруша считает собой.
Дальше возникает рага — страсть. Этот конгломерат тянется к удовольствию…
Автоматически возникает и двеша — отторжение всего, что мешает удовольствию или причиняет страдание.
И, наконец, весь этот иллюзорный психофизический континуум,ошибочно принимаемый пурушей за самого себя, отчаянно цепляется за жизнь, что является пятым аффектом — АБХИНИВЕШОЙ, желанием существовать, страхом уничтожения…
Авидья, являющееся полем, где прорастают остальные аффекты, превращает опыт в дукху — страдание. Пуруша забывает себя и отождествляет с тем, что радикально непохоже на него. Отсюда и название этих пяти «матриц» — КЛЕША (от санскритского термина КЛИШТ — причинять боль).
Авидья может быть описана как «неверный вектор поиска». Пуруша, пытаясь обрести вечность, могущество и прочие атрибуты, присущие ему, обращает внимание на пракрити, в которой этих качеств не может найти АПРИОРИ, ибо единственная вечность субстанции — вечность изменений. Для пуруши с его вечной неизменностью, вечное изменение и является дукхой, страданием.
Поэтому йога и предписывает работать с меняющимся психоментальным потоком, обуздать неистовый динамизм читтаврити (мысленных модификаций), достигнув НИРОДХИ — остановки, ментального безмолвия. Это не безмолвие камня, а полная свобода духа, пуруши, освобожденного от своеволия читты — психики.
Санкхья, в отличие от йоги, утверждает, что при устранении метафизического невежества (авидья), достигаемого правильным видением — даршаной, достигается свобода духа.
Йога говорит, что только знания (джнаны, праджны, видьи), даже правильного с метафизической точки зрения, никак не достаточно. Как только человек освобождается от одних КЛЕША, на их место приходят другие.
Вот какое значение йога вкладывает в термин ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ. Оно полно семян, предуготовленностей, и стоит человеку избавится от одних ВРИТТИ (вихрей) в психике, их сразу заменят другие…
Эти запасы и называются ВАСАНАМИ.
Васаны подпитывают волны ума (читта-врити), поэтому так трудно добиться цели йоги — ментальной тишины.
Йогам читта врити ниродхах — йога это остановка модификаций психики — вот классическое определение йоги, данное Патанджали в начале Йога-сутр.
Но именно васаны подпитывают эти читта-вритти — волны ума.
Значит, нужно избавиться от васан — скажете вы. И будете правы, хотя это очень трудно. Ведь недаром область их обитания называют подсознательным, бессознательным.
Васаны недоступны обычному сознанию. Лишь утонченный йогой интеллект может проникнуть в свои глубины настолько, чтобы выявить их, начать ими манипулировать и, наконец, СЖЕЧЬ.
Кроме чисто метафизического значения можно придать васанам еще одно значение.
Без всякого мистицизма и инкарнаций, чисто научно, васаны можно представить себе как информацию, переданную от поколения к поколению, через язык, нравы, цивилизацию… то, что называется этической и исторической трансмиссией.
Вот, для тех читателей, которые не хотят верить в перевоплощения и прочую мистику — васаны, это то, что складывается в подсознательном через массовое бессознательное. Добавьте к этому генетическую память, и вы получите почти полную картину — в уме, там, куда не доходит взор наших «Я», существуют некие семена поступков, мыслей… Одним словом, предуготовленностей… Там же и инстинкты, генетическая память...
Нет ничего предосудительного в том, чтобы быть материалистом, не верить в мистику, до того, пока все эти перевоплощения, пуруши, пракрити и прочее не будет непосредственно познано. Именно для такого типа читателей я и объясняю васаны через привычные для них понятия.
Для других же, которые принимают йогу такой, какая она есть, васаны — это семена от прошлых поступков и мыслей, от безначальных времен, от прошлых инкарнаций… Они находятся в ЛИНГЕ (тонком теле)или карана шарире (каузальном, причинном теле). Эти термины мы рассмотрим в дальнейшем, теперь же нужно лишь сказать, что ЛИНГА перевоплощается из одного физического тела (стхула шарира) в другое.
«Непросветленные состояния сознания своим неожиданным, ослепительным, полиморфным и вибрирующим внешним видом как бы пытаются компенсировать свою «загрязненность» (КЛИШТА можно перевести как «греховное состояние», оскверненное). Быстрота, с которой эти «вихри» сменяют друг друга в сознании непосвященного, производит устрашающее воздействие.
Почему не достаточно простого осознания для избавления от васан? Поскольку васаны являются реальными сильными энергиями, проявлениями космической материи (пракрити), они не могут быть уничтожены от простого акта осознания, как в классическом примере индийской философии, когда, осознав, что в темноте кроется не змея, а всего лишь веревка, страх перед змеей исчезает.
А вот йога утверждает, что пока ВАСАНЫ не будут сожжены, «как прокаленные на огне семена, потерявшие способность давать всходы», никакое знание не поможет.
Чтобы показать на примере, вспомним, что знание о вреде курения никак не освобождает от этой пагубной привычки. Так же и знание о вреде наркомании или обжорства…
Привычка должна быть уничтожена не знанием, а психическим противодействием. Она должна быть искоренена, сожжена…
Таким образом, «сожжение» памяти подсознания означает,что «Я» (Пуруша) отделился от потока психической жизни. В этом случае ментальная энергия, которая до этого заполняла темный горизонт сознания (будучи обусловленной законом кармы и порожденной невежеством), также покидает «индивидуальную» орбиту, в пределах которой она действовала (АСМИТА, «личность») и, предоставленная самой себе, находит свое место в пракрити, изначальной матрице, и прекращает свое существование.
Что такое васаны?
Вивекананда где-то писал, чтовасаны похожи на борозды в уме. Представьте, что каждая мысль, каждый поступок, страсть, агрессия — это новая борозда в уме, проделанная иглой.
Ну, раз мы дети 21 века, то можно перефразировать: каждая васана — это некий инграмный след, оставленный энергией, называемой ментальной волной. Это тончайшая энергия, и не имеет значения, вылилась она в поступок или была лишь импульсом. Даже при обдумывании действия мы проводим в уме новый путь…
Авидья — след бессознательного впечатления, обусловленного ложным знанием за многие и многие жизни. Психика, пропитанная следами прошлых впечатлений от превратного знания, не постигает истинной сущности Пуруши, хотя это и является ее назначением.
Буддхи сравнивают с поверхностью озера, в котором душа пытается увидеть свое отражение. Из-за волн отражение искажается. Авидья — совокупность этих волн.
Как только поверхность успокоится, Пуруша перестанет отождествлять себя с искаженным образом. Этот искаженный образ, некая ложная «Я»-концепция и есть корень страдания. Она существует из-за неведения, как змея, увиденная вместо веревки. Истинное знание (Видья) устраняет эту иллюзию. Тогда Пуруша НЕ ОСВОБОЖДАЕТСЯ, а ВСПОМИНАЕТ, что он свободен.
Это окончательное устранение оков — кайвалья (освобождение). Пуруша абсолютно самодостаточен. Он существует (сат), сознателен (чит) и полон блаженства (ананда).
Различающее постижение (вивека) — это различение субъекта и объекта, Пуруши и буддхи.
Наблюдатель и наблюдаемое — совершенно разные реальности. Обычный человек из-за неведения принимает их за одну сущность.
Только йогическими средствами можно овладеть психикой настолько, чтобы различать субъект и объект.Как хлопнуть одной рукой? «Кто может познать познающего?» — спрашивают упанишады.
Это так же трудно, как посмотреть в глаза самому себе. Для этого и нужна психика. Психику йога сравнивает с озером. Поверхность читты должна быть спокойной, чтобы отразить познающего. Вот объяснение сути йоги.
В данную минуту, читая эти слова, вы понимаете их смысл. Но этого не достаточно для устранения авидьи.
Когда вы смотрите на карандаш, опущенный в стакан с водой, то он вам кажется переломленным в том месте, где выходит из воды. Логика вам говорит, что это иллюзия, вызванная оптическими законами преломления света в воде. Но,несмотря на знание, глаза ВИДЯТ переломленный карандаш. Когда вы повседневно употребляете выражения «солнце взошло, поднялось, зашло», то вы в плену иллюзии, что солнце восходит и опускается. Умом, логикой каждый из нас знает, что это мы вместе с землей кружимся вокруг солнца. Но, тем не менее, наши органы чувств говорят нам, что движется солнце.
Это и есть авидья.Понимать — не значит искоренить незнание. Авидья существует в виде миллионов семян сорняка.
Логика помогает устранить уже проросшую траву.Но пока есть семена, ложное знание будет прорастать снова и снова. Йога сравнивает свой метод с очистительным огнем. Прокаленные огнем йоги, семена незнания теряют способность прорастать.
«Когда ложное знание, сведенное к состоянию прокаленного на огне семени, более не способно плодоносить, тогда поток различающих состояние сознания (вивеки) становится незамутненным.
Этот поток ВИВЕКИ есть саттва, стряхнувшая с себя раджас аффектов. Она пребывает в состоянии высшей ясности и в осознании высшего господства. Это различающее постижение, будучи неколебимым, и есть средство избавления». Таков комментарий Вьясы (Вьяса-Бхашья). Саттва — способность нашей психики отражать, воспринимать. Раджас — волны, модификации. Неведение (авидья) — то, что является источником волнения читты (психики).
Выше мы рассматривали инграммы (самскары), кующие новые цепи кармы. Вивека, являясь психическим актом, тоже остается в виде латентной записи в психической материи, читте. Но эта самскара имеет диаметрально противоположное свойство от первой группы инграмм — оно не формирует заколдованный круг карма-самскара-чакры, где поступок превращается в самскару, а та — в новый поступок.
Вивека, или различающее постижение, есть психический акт, направленный на освобождение от оков материи. Состояние психики, называемое вивека, оставляет «след» в психике. Образовывается новый круг карма-самскара-чакры, направленный на освобождение пуруши и не формирующий новые цепи. Так нужно понимать слова Вьясы: «тогда поток вивеки становится незамутненным».Различающее постижение — противоядие от других аффектов. Если его придерживаться «неколебимо», то скоро обычное течение сознания меняется.
Представьте течение сознания как огромное колесо, катящееся в бесконечность. Карма-самскара-чакра, заколдованный круг постоянногоперехода кармы (действий) в записанные предрасположенности (самскары) и прорастание из этих латентных инграмм новых действий. Прошлые аффекты, как семена, прорастают в вашей психике, а актуализировавшись, превращаются в новые семена. Если вы попытаетесь остановить это «колесо» посредством вашей воли, то это вам не удастся. Сила инерции огромна. Но можно постоянно «бить» колесо в бок, на миллиметр изменяя траекторию.
Каждый акт различения души от психики тоже превращается в инграмму, которая «прорастет» в новый акт вивеки. Это подобно силе резонанса. Каждое упражнение йоги превращается в самскару, которая добавляется к остальным, подобным себе семенам (другим актам вивеки). Постепенно различающие состояния сознания сформируют один незамутненный поток. Если продолжить аналогию Вьясы с полем, усеянным семенами аффектов, то мы изменяем это поле, сея некие новые семена (вивеки), противодействующие семенам аффектов.
Когда вивека стала объектом непрерывной культивации, то наступают последние три стадии мудрости. Они отражают освобождение сознания…