"ОН МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ", ЧАСТЬ 2: КАК БЫТЬ С ДЕТЬМИ?
Под предыдущим постом появился вопрос: «А что делать, если 'не слышит' ребенок?»
Ну, давайте попробуем разобраться.
Я не работаю с детьми и подростками, поэтому предлагаю под этим постом высказаться более опытным в этом вопросе коллегам.
Но вот мое видение.
Во-первых, исходить надо из того, что вас не НЕ СЛЫШАТ. А игнорируют.
То есть в этом плане у нас та же история, но есть нюансы, на которые вы справедливо указали в комментариях – от детей не уволиться и к маме с вещами не уйти, предварительно заблокировав их в телефоне и гордо бросив им в лицо всё, что они вам надарили за то время, что вы вместе…
Правда, есть ещё один нюанс – если речь идет о маленьких детях, то, хоть и с натяжкой, но про них можно сказать НЕ СЛЫШИТ. Это их особенность такая: маленькие дети не понимают с первого раза и это абсолютно нормальная история.
Но всё таки вы легко можете отличить ситуацию «не слышит, потому что недостаточное количество раз повторили или объяснили» и «не слышит, потому что ему плевать не хочет выполнять», правда?
Сначала давайте разберемся в причинах, почему «не слышат» дети.
Вообще-то это __естественная__ часть процесса взросления, напрямую связанная с границами. Не слыша, не слушаясь и вообще нарушая правила, дети «исследуют территорию», пытаясь понять насколько далеко можно зайти.
Тут есть небольшая разница между «не слышит подросток» и «не слышит маленький ребенок»
➖ Когда не слышит ПОДРОСТОК, то дело, скорее всего, в борьбе за контроль. Вы хотите его контролировать, а он хочет отвоевать свою территорию. Классика жанра. Подросток проверяет, где проходят границы, и насколько они прочные. Дело не в том, что он вас не слышит – он вас проверяет.
➖ Когда не слышит маленький ребенок, тут немного другая история. Ребёнок в этом возрасте только учится границам и проверяет вас на стойкость. "Не слышит" в данном случае значит, проверяет, насколько вы действительно уверены в своих словах. Если вы сказали что-то, но при этом готовы отступить, он это мгновенно уловит и воспользуется этим.
Дети – отличные манипуляторы, они учатся этому быстрее, чем ходить.
Отсюда следует, что если ребенок вас – давайте называть вещь своими именами – ИГНОРИРУЕТ, то это потому что вы однажды (хотя, скорее всего, далеко не однажды) провалили его тест на границы: ребенок понял, что ваши слова, угрозы, ультиматумы – это пустой звук. Да, ребенку не нравится, когда вы кричите, но если вы в конце концов сами уберете разбросанные игрушки, то, в принципе, это можно вынести и со временем перестать обращать внимание.
Если вас не "слышат" – значит, либо вам не верят, либо вами манипулируют, либо их устраивает риск последствий.
Ваша задача – перестать быть мягкой игрушкой и стать взрослым, чьи слова имеют вес.
А дальше — договаривайтесь. Учите их понимать последствия. Учите принимать решения. Учите уважать границы – свои и ваши.
И да, иногда будет больно. Но таковы уж правила взросления, не только их, но и вашего.
👇👇👇