Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое. Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой . Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер.
Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании . Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием:
"Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это
в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в
математических или музыкальных символах ."
И такое знание называется конвенциальным , условным потому ,что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения .
Дух Дзэн обладает определённой прямотой .В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким ,почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований ,полных терпеливого усилия . В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение – нечто вполне естественное ,почти осязаемое , и которое может произойти в любой момент. Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание (чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными материями .
Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии .
Ланкаватара Сутра :
"Существуют как постепенные так и внезапные (югапат) достижения просветления :
1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума
2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает
дуалистический взгляд на мир (паравритти)
Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые
появляющиеся перед ним формы и образы ."
Дзэнский тип человека – прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными типы . Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный
донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким эстетическим вкусом ,поражающий своей жизнестойкостью, то есть попросту ванька-встанька. В них нет жестокости и их «на лопатки» уложить практически невозможно .
«Выбирать – абсурдно , ибо выбора нет».
На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе . Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот кто подчинился оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема. Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать . Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности , так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь обращается к тому делу , которое возникает перед ним как необходимое . Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными ( мо-чжи-чу ) . В обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не застревая на обдумывании и выборе .И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра за ударом кремня или как звук после хлопка в ладоши
Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их ссылки на священные писания и авторитеты . Дзэн открывает третий глаз – глаз мудрости . Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой . Эгоцентризм – это главная преграда на пути к просветлению , то есть склонность человека оценивать факты с собственных позиций . Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции характера .
Д.Судзуки отмечает , что сатори – это и есть дзэн .
Всего существует 8 важнейших черт сатори :
1. Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость
2. Интуитивное проникновение в сущность природы
3. Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав этого
состояния
4. Ощущение необычности состояния сатори
5. Сатори не относится к моральным ценностям
6. Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки отмечал
, что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне непривлекательной
обстановке.
7. При этом испытывается чувство восторга , как результат самоудовлетворения
, при реализации чего-то неосознанного , подсознательного
8. Краткость , внезапность , мгновенность сатори
В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов бытия без искажения их форм .
Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах .
С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот ,который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия .Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он отвечает невпопад . Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление интеллекта анализировать . Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой школы Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана , Чжэнь-гуаня . Он рассмотрел 3 учения дзэн:
· Первое учение
Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит , что все должны знать ,что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов различны и внешние объекты ( вишая , цзин) и внутреннее сознание ( читта , синь) разделены между собой и ограждены друг от друга . Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание, приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии . Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет
ничего не познанного . Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль .При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и не будет ничего , чего бы оно не отразило .
· Второе учение
Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании . Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания . Они изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности дхарм –вечно . Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена . Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией . Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у –ши ) , сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем самым избежит возникновения ложных представлений . Это изначально и называлось освобождением .
· Третье учение
Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы . Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет свойств и не является причинно - обусловленной . Сознание , которое определяет умение говорить , возможность к действию , возникновению жадности , гнева , сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды .
Познав эту небесную истину человек обретает естественность . Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути , так как путь и есть сознание .Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию. Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это и есть освобождение . Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не умаляется . Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой . И чтобы достичь просветления надо достичь состояния «не-различения» , которое является условием следования по пути совершенствования и непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное , в том числе и привязанность к просветлению .[/size]

особенно когда ученики задают глупые поисковые вопросы [взломанный сайт]
Прекрасно! Супер! В этом диалоге ВСЁ.. попытаться его понять - упустишь красоту мгновения 

