Минские соглашения-2. Конкурс на лучшего продавца воздуха / Михаил Нейжмаков
Вашингтон практически заманил Россию в ловушку новых обязательств и новых поводов для санкций. Москве явно стоило немалого труда построить новые Минские соглашения так, чтобы максимально выйти из-под удара.
«Двухголовый негр» и бумажные победители
Чисто теоретически, если и не победой, то определенным успехом эти переговоры мог бы считать Петр Порошенко. Киеву, вроде бы, есть, за что зацепиться в тексте соглашений. Так, в новом документе более конкретно говорится о «восстановлении полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов». Никуда не делось указание на необходимость «разоружения незаконных вооруженных групп», под которыми и сам Киев, и европейские посредники наверняка будут подразумевать ополченцев. Документ говорит не о «федерализации», а о «децентрализации», что также было принципиально для украинского руководства. Унаследованный от предыдущих соглашений термин «отдельные районы Донецкой и Луганской областей», если понимать буквально, вообще не подразумевает единства территорий, ныне контролируемых ДНР и ЛНР.
Более того, создается впечатление, что команда Порошенко опасалась принуждения в Минске к куда большим уступкам. Вскоре после визита в Киев Олланда и Меркель глава МИД Украины Павел Климкин специально оговорился, что на киевские власти НЕ было оказано давления со стороны лидеров Франции и ФРГ. В подобных случаях отрицание смотрится, как явный намек, что давление было. Мол, если Порошенко на переговорах придется уступать, он не виноват, ему выкручивают руки западные партнеры. Глава парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко также заявлял: «Мы никогда не пойдем на то, чтобы украинско-российскую границу контролировали не украинцы. Никакие миротворческие войска, ни совместное патрулирование с Российской Федерацией, никакие другие варианты не могут принести мир».
То есть, украинской общественности предъявили угрозу, которая почти никем, кроме самих киевских верхов, не рассматривалась всерьез. Создается впечатление, что команда Порошенко действовала в стиле жены из бородатого анекдота. Чтобы скрыть последствия измены с африканцем, она все 9 месяцев пугала супруга рассказами про сны о рождении «двухголового негра». Когда же на свет появился обычный младенец, обманутый муж вздохнул с облегчением и даже не подумал спрашивать, почему тот чернокожий.
США тоже могли бы заявить о собственной дипломатической победе, причем достигнутой бесконтактным способом. В Минске не было американских дипломатов, а в соглашении ровно те пункты, о которых Джон Керри говорил на встрече с Порошенко в Киеве - в том числе, «конституционные реформы и честные выборы в Донбассе». Европейские лидеры смотрятся еще лучше. Они за считанные дни усадили за стол переговоров вовлеченные в конфликт стороны, добились подписания документа и при этом сами ни на какие уступки не пошли (санкции против России по-прежнему на месте). Ну, а сама Россия и лидеры Новороссии могут заявить, что вопреки заметному международному давлению (разговоры о поставках оружия из США и все чаще мелькающее в речах западных лидеров слово «война»), в итоге подписаны, по сути, те же старые Минские соглашения. Там есть неудобные пункты, но и нет и серьезных уступок.
Получается, что у минских переговоров одни победители, а такое в реальной жизни случается редко. И действительно, пресса дает случившемуся другую оценку. Украинские СМИ обрушили шквал критики на Порошенко. Европейские высказывают надежды на мир, но довольно часто говорят о победе Путина. Американские журналисты и эксперты соглашениями явно не очень довольны. Однако публикации в СМИ – лучшая дымовая завеса, за которой легко скрыть реальную подоплеку событий.
Бегом из-под удара
Прежде всего, в самом выполнении вторых Минских соглашений сомневаются очень многие. По крайней мере, предлогов для невыполнения и так крайне обтекаемых положений этих договоренностей может найтись достаточно. Так, замглавы украинского ЦИК Андрей Магера заявил, что на Донбассе «необходима предпосылка….проведения выборов как таковых». Прежде всего, если «вооруженные люди не будут ходить по улицам и у избирательных участков». Получается, условием проведения выборов, которые признает Киев, станет разоружение ополченцев, но последние вряд ли на это пойдут.
Интересно, что вскоре после подписания Минских договоренностей Служба безопасности Украины предъявила общественности гражданина, представленного, как бывший боец ДНР «Немец» и заявившего, что Совместный центр по контролю за прекращением огня использовался Россией для сбора разведданных об украинских силовиках. То есть, не успели высохнуть чернила на минских документах, а репутация одного из институтов, призванных поддерживать перемирие на Донбассе, поставлена украинской стороной под сомнение. Все это еще раз показывает, что в киевских верхах очень много недовольных подписанными соглашениями. А это значит, что Минские договоренности-2 может ждать судьба знаменитой «вороньей слободки». С той разницей, что «слободка» к моменту ее сожжения уже существовала, а выполнение самой важной части Минских протоколов (о прекращении огня) еще даже не начиналось.
Понимая, насколько зыбкими являются достигнутые договоренности, Кремль, устами Дмитрия Пескова, поспешил напомнить, что Россия остается гарантом реализации этих соглашений, но о самом их выполнении – вопросы не к Москве, так как она не является стороной конфликта. Европейские лидеры тоже призывают не спешить и дождаться выполнения соглашений.
Создается впечатление: все участники переговоров заранее понимали, что в нынешних условиях любые конкретные обязательства могут стать в лучшем случае тупиком, в худшем ловушкой. Они добились почти невозможного – сделать новые Минские соглашения по форме чуть более конкретными, а по сути столь же обтекаемыми. И отступили на заранее подготовленные позиции.
Впрочем, некоторые отступить не успели. Как ни старалась команда Порошенко заранее прикрыть шефа от ударов, избежать огня критики на родине ему не удалось. Собственно, даже если Минские соглашения-2 так и останутся не бумаге, украинский президент все равно окажется под ударом. Ведь это значит, что Петра Алексеевича ждут новые переговоры – и каждый их раунд, не принесший особых результатов, будет сжигать остатки его репутации.
Почем мертвые души на рынке?
Как правило, в таких ситуациях выигрывает тот, кто остается в тени, не выходит на линию огня. Эта закономерность оказалась верна для внутренней украинской политики. Еще в ходе визита Джона Керри в Киев американский госсекретарь назидательно общается с Порошенко и напоминает ему о необходимости «не забывать о взятых на себя обязательствах» - тех самых, о «конституционных реформах», за которые украинского президента потом будут критиковать. А вот на брифинге с Арсением Яценюком американский дипломат дает вовсе не поучения, а надежду (пусть и весьма туманную) – «президент (США) повторно рассматривает все возможности, и одна из них – предоставление оборонной помощи Украине». Та же тональность в публикациях многих украинских интернет-СМИ накануне Минских переговоров. Для Порошенко и его окружения – намеки на сложные переговоры с неизвестным финалом, для Яценюка – сообщения о том, что премьер-министр обсуждает введение безвизового режима с ЕС. Кто набрал больше «очков» по итогам последних дней – вряд ли нужно объяснять.
Ни для кого не секрет, что именно Яценюк давно считается главным ставленником Вашингтона в украинской политике. В российской прессе США часто называли главным проигравшим в результате Минских переговоров. И определенная логика в этом есть – благо многие американские эксперты от этих переговоров не в восторге. Тем не менее, посмотрим, с каким же балансом выходят из этой ситуации американцы.
Считается, что США очень хотели начать поставки оружия для Киева, а теперь у них исчез повод для такого шага. На деле, уже «Акт о поддержки свободы Украины», принятый в декабре 2014 года, уже предполагал возможность таких поставок, но руководство США не воспользовалось этим правом (по крайней мере, открыто). Собственно, в Белом Доме и дальше никаких оборонных поставок Киеву не обещали. Американские чиновники на разные лады говорили лишь об обсуждении данного вопроса в Вашингтоне.
Сама «челночная эпопея» Олланд и Меркель очень напоминает события 2013 года вокруг Сирии. Тогда, явно не очень желая начинать военную операцию против Дамаска, но подвергаясь давлению собственных «ястребов», администрация Обамы сначала тоже «замотала» этот вопрос на уровне европейских союзников. И действительно – зачем проводить масштабные поставки, если можно добиться своих целей, не идя на такие траты?
В итоге же, США, практически не затратив ресурсов и «торгуя» лишь угрозами, добились нескольких тактических успехов. Подняли «акции» своего основного ставленника в Киеве (то есть Яценюка). На совместной пресс-конференции Обамы и Меркель прозвучало утверждение, что НАТО должно и дальше продолжать укреплять оборону членов альянса на востоке Европы. То есть, в итоге США через Альянс укрепят свое влияние на восточноевропейские страны и смогут еще больше вбить клин между ними и лидерами ЕС (включая ту же Германию).
Наконец, Вашингтон практически заманил Россию в ловушку новых обязательств и новых поводов для санкций. Москве явно стоило немалого труда построить новые Минские соглашения так, чтобы максимально выйти из-под удара.
Если бы Чичиков существовал и жил в наше время, его способностями наверняка бы заинтересовались в Вашингтоне. Ведь «торговля» «мертвыми душами», то есть бонусами и угрозами, на деле сотканными из воздуха и ничего не стоящими – давний стиль американской политики. Вспомним знаменитую программу «Звездные войны» в финале Холодной войны. Россия очень достойно держит удар в этой ситуации, но победа или хотя бы ничья в битве с бывалым шулером международной политики потребует еще много усилий.