Трактунг Ринпоче: ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА?
И что только сейчас не понимают под «тантрой» — давайте послушаем Мастера тантры Трактунга Ринпоче, что он сам говорит о Тантре!..
Что такое Тантра?
Духовный путь это не «забавно» — лучше
не начинать его вообще.
Чогьям Трунгпа.
Ученик: Слово Тантра довольно таки часто встречается в духовных кругах в наше время, и оно часто обозначает очень разные вещи. Я хотел бы начать с простого вопроса: Что такое тантра?
Трактунг Ринпоче: Тантра это горячая кровь духовной практики, которая разбивает вдребезги запрет на беспричинное счастье — беспричинное счастье это радость, которая есть основа бытия, когда границы дуалистической посредственности отброшены. Тантра это молниеносный путь, быстрый, радостный, безмолвный, дикий, сострадательный, страстный, всеохватывающий, и иногда свирепый. Существует много видов пути. Некоторые захватывают вас как ласковый весенний дождь, некоторые как суровое безмолвие пустыни, некоторые утешают как спустившийся святой дух — Тантра это летняя гроза на горных скалах. Она взбивает сотворение, разрушение, блаженство и пустоту. Тантра это дикая тигрица — если вы подходите к ней с правильной мотивацией, правильным намерением и честностью, она вскормит вас своей грудью; но если вы пришли к ней по скользкой дорожке, она разорвет на части ваше тело-ум, съест вас на обед, и высрет то, что останется.
У.: О! Тантра известна как очень быстрый путь к просветлению…
Т. Р.: Да, быстрый, но в такой же степени и опасный. Тантрический путь Ваджраяны сложный и может быть коварным; он требует сильного, очень целостного чувства себя. Тантра покоится на подножии гор сострадания и пробуждения — человек должен культивировать их для того, чтобы приблизиться к Тантре. Должно быть ощущение бытия, подготовленное через осторожную предварительную практику; в любом случае у практикующего есть возможность сделать грубые ошибки в самооценке и закончить в круговороте страдания эго. Больше рискуешь — больше получаешь — как на бирже. На пути Тантры есть опасность стать привязанным к эго в предельной форме быстрее, чем стать свободным. Вот почему мы практикуем Нендро и Шине как подготовку. Сила прямой линии передачи и гибкость пустоты — вот основа. Вы можете начать с намерения освободится от тирании обыденного восприятия по направлению к изначальному пробуждению и закончить формированием эго в твердой, как алмаз, иллюзии. Вот почему нет аутентичной Тантры без океана обязательств, дисциплины, разумности, мужества, и конечно чувства дикой, безрассудно смелой, бесстрашной отвязанности (abandon).
У.: Почему так? И почему безрассудно смелая отвязанность?
Т. Р.: Безрассудно смелая потому что этот путь для страстных игроков. Есть прекрасное стихотворение Руми, которое говорит об этом в суфийской традиции:
Любовь это безрассудство, а не разум.
Разум ищет выгоды.
Любовь приходит сильно, растрачивая себя не задумываясь.
И уже на середине страданий
любовь продолжает крутится как жернова,
твердые и прямо вперед.
Умерев для собственной выгоды,
она рискует всем и не просит ничего.
Любовь проигрывает каждый дар Бога.
Без причины Бог дал нам Жизнь;
без причины заберет ее обратно.
Проигрывание себя лежит за пределами любой религии.
Религия ищет благодати и покровительства,
но те кто проигрывает их есть любимцы Бога;
они не испытывают Бога
и не стучатся в двери приобретений и потерь.
Тантра делает прыжок в безумную мудрость — так далеко, как позволяет наша культура — удаляя из уравнения даже Бога, оставляя только тайну, без окончательной попытки определить ее. Это путь для тех, чьи сердца настолько дикие, что они готовы бросить их на произвол интуиции. Дисциплина, мужество, тяжелая работа и разумность это качества, которые сохраняют необузданность сердца сбалансированной раньше, чем она станет психотической фантазией. Эти качества также требуются для любого значительного поиска сердца. Тантра, которая превращает энергию творчества и воплощения в искусство прорыва через иллюзию, требует тщательной подготовки — открытия этих качеств внутри себя. Мы не ожидаем от человека, который просто хочет поиграть на клавишах то там, то здесь, что он станет концертным пианистом. Мы не ожидаем, что человек просто может встать с дивана и пробежать милю за четыре минуты. Большие задачи требуют больших усилий. В Тантре мы используем ум и тело как котел — чувства, эго, элементы и мир это алхимические ингридиенты, и Тантрическое внутреннее видение вызывается божественной энергией как катализатором. С этими вещами мы выполняем великую магическую задачу алхимической трансформации. Базовый металл дуалистических взглядов становится бесконечно более ценным золотом чистого и ясного просветления. Тантра это путь огромной энергии. Эту энергию непросто использовать, не подвергаясь опасности быть сожженным ей. Но в то же время это путь огромной радости.
Если вы собираетесь использовать парадокс сострадания, пустоты и восприятия — яд, удовольствие и личность как путь, вам надо быть осторожным, чтобы не перейти к саморазрушению. При работе с продвинутой садханой, такой как Ваджракилая, которая является центральной в нашей линии, используются мощные энергии духа, природы и тонких сфер. Когда такая мощная садхана помещена в систему человека посредством аутентичной передачи, это не является легко достижимой вещью. Например вы собираетесь использовать гнев на пути. Это лезвие бритвы между возможностью высвободить гнев в гневное сотрадание зеркальной мудрости или просто стать самодовольным, ханжеским формалистом. С Ваджракилаей, либо вы действительно трансформируете поток своего ума в мудрость-существование великой гневной энергии сотрадания, либо вы просто одеваете свой эгоистический гнев в божественные одежды. Если Тантра употребляется неправильно, божество становятся демоном.
Когда вы идете путем Тантры, вы играете с оголенным проводом. По нему идет не электричество, а энергия, стоящая за творящей силой — сущность, которую нельзя потрогать и назвать — природа, являющаяся тонкой ясностью — и энергией или способностью проявления форм как магической пустотной видимости. Это то, что мы называем Дхармакая — сфера истины, Самбхогакая — сфера блаженства и Нирманакая — сфера форм. В сердце существует пустота. «В сердце» — не означает скрытое внутри него, а означает тонкое наиболее тайное сущностное качество. Все три сферы существуют в одном пространстве в одно время — они взаимопроникаемы и не препятствуют друг-другу. Буддийская пустота не находится где-либо в другом месте от мира форм. Это все более тонко и не может быть адекватно выражено в словах (тем более в нескольких предложениях), но это может быть реализовано.
Все миры и сферы восприятия вырываются из пустой сферы чистой потенциальности — чистой волшебной сферы Дхармы. Сущность, эта пустота, невыразима, и других вещей вообще нет. И еще это движущаяся матрица из которой все это (проводит рукой по комнате) возникает. И все это является её представлением, и в неё все это возвращается.
У.: Вообще это выходит за пределы основного Нью Эйдж взгляда на Тантру как просто на продвинутый способ помощи самому себе, нежели чем на глубокую магическую или трансцендентальную практику. Но это правда, что Тантра (в своей радикальной форме) работает с обыкновенными эмоциями и ежедневными проблемами?
Т. Р.: Две вещи — во первых Нью Эйдж взгляд на большинство путей определяется тем, что можно получше продать другим ради выгоды, и уберечь себя от столкновения с некомфортной стороной Истины. Второе — не бывает «обыкновенных» эмоций и ежедневных проблем. В этом суть. Бытие это естественное ясное качество матрицы чистого потенциала. Пустота это сущность — Бытие/пробуждение это её природа. Бытие представляет себя в игре существования. Полное блаженства сияние чистого пробуждения играет в цветах Бытия. Мир и ваше собственное тело, ваш ум и ваши энергии есть ничто иное как естественная понимающая основа неограниченности. Нет абсолютно НИЧЕГО обыкновенного во всём!
Когда цвета Бытия просматриваются через искажения дуалистического взгляда, они проявляются как эмоции и запутанность, и человек связан тиранией обыденной видимости. Бытие — освобожденное от искаженного взгляда — играет как ощущение и ясность в дикой и пронзительной игре проявлений. Когда истинная природа каждого явления распознана, даже наиболее приземленное событие будет иметь такую красоту, что это вдребезги разбивает ум.
Сила Тантры в ее способности распознавать яды эго скорее как искажения качеств, ведущих к просветлению, чем как объективные или извечные проблемы. Практики трансформируют эти искажения или, в зависимости от способностей человека, спонтанно высвободить дуалистический искаженный взгляд в его собственную истинную природу. Для Тантры материал тела, эмоций и ума, «обыденные эмоции и события», являются сущностными ингридиентами, нужными для алхимической трансформации искаженного взгляда в качества Будды.
У.: Вы упомянули проявление Бытия как игру цветов, и это меня интересует. Так часто Бытие описывается как ясный свет или белый свет. Не-двойственная реализация кажется одномерной и имеющей один вкус вещью, в то время как это выглядит имеющим глубину.
Т. Р.: Свет преломляемый призмой показывает цвета, которые всегда были его природой. Его сущность это ясный свет и его природа проявляется как цвета радуги. Чистое осознавание полностью прозрачно, как лист стекла. Но когда оно преломляется, оно показывает цвета радуги или ароматы, которые есть субстанция проявления. Чистое осознавание и цвета Бытия не противоположны и даже не на разных путях. Они аспекты единого. Так много духовных путей в природе, однако часто неявно они негативно относятся к миру, телу и существованию. Они всегда ищут как бы попасть где-нибудь в «свет», не умея распознать, что все есть свет.
Духовные системы часто неверно интерпретируют привязанность скорее как результат бытия в мире форм, чем как результат неправильного взгляда. Поэтому они неправильно считают, что просветление означает абстрагироваться от форм в тонкие сферы или «чистое» осознавание. Эти духовные системы пытаются отрицать формы и растворять, или возвращаться в до-форменное состояние чистой потенциальности. Это возможно, и такой радикальный акт трансценденции формы дает больше счастья, но это не просветление. Форма и бесформенность — не две разные вещи; это единая мистерия. Такие системы одухотворяют формы дуалистического заблуждения. Тантра, которая в своей истинной форме Адвайтична (не-дуальна), выходит за пределы этого ограничения. Тантра это мудрость неистового восприятия всего, что есть.
На пути Тантры вы не обретаете «что-нибудь»; вы просто пробуждаетесь и видите истинную природу вещей, как они есть. Цвета, присущие ясному свету не являются чем-то отдельным от света. Проявление, посредством которого Бытие показывает свою безграничную мистерию не отлично от нерожденной и бессмертной чистой мистерии, из которой Бытие приходит.
У.: Интересно, что вы упомянули Адвайту. Я недавно читал Пунджаджи (Poonjaji), мастера Адвайты. Он сторонник того, чтобы не практиковать. Форма это иллюзия, и любое действие иллюзорного «Я» усиливает непросветленность. Что вы думаете об этом?
Т.Р.: Ну, я очень уважаю традиционные формы Адвайты. С другой стороны, есть некоторые серьезные проблемы и ограничения у разговорных школ Адвайты в отличие от разных практических школ, как например Тантра.
У.: Что вы имеете ввиду под «разговорными школами»?
Т.Р.: Разговорные школы это те, которые поняли, что заблуждение это только иллюзия, и все что вам нужно сделать, это понять эту иллюзию и быть свободным от нее. Потому что все, что «тебе» нужно сделать — это понять, а что «я» должен сделать как Мастер, это объяснить тебе истину, и все, что тебе нужно, это слушать и «ты» «достигнешь этого». Проблема в том, что это поверхностный подход к пониманию. Понимание в разговорной школе рассматривается в первую очередь как ментальное действие. Я говорю; ты слушаешь. На самом же деле понимание это целиком телесное действие. Вы должны понимать клетками вашего тела, вашим умом и чувствами. Слушание предполагает глубокое действие вас всего целиком. Это действие и есть практика. Духовная практика это действие слушания учений всем телом.
Учителя бесконечно-разговорных непрактических школ, такие как Кришнамурти, выходят чтобы сказать «Открой свои глаза и посмотри на прекрасный закат. Тебе не нужно ничего делать, что-либо к себе прибавлять, просто открой глаза.» Хотя это правда, что вам не нужно ничего прибавлять, проблема в том, что ваши глаза закрыты и на них повязка. Вы открываете глаза и ничего не видите. Эти учителя не видят вас, потому что они слишком заняты, восхищаясь собственным «не-дуализмом». Учителя разговорных школ Адвайты фактически дают практики. Они дают очень сложную практику до-вербального исследования, которая работает когда вы сняли повязку с глаз. Но до этого момента она оставляет вас сидеть на мели.
Очень часто люди следуют смыслу слов и развивают концептуальное просветление. Вы понимаете описание заката, таким образом вы думаете, что видели его, даже если все еще на вас надета повязка и глаза закрыты. Люди в таком состоянии даже становятся учителями разговорных школ, бесконечно описывая выдуманный закат другим. Я уверен что это основано на моем предпочтении Тантры, моем восхищении проявленным, но я часто нахожу этих учителей Адвайты немного ханжескими.