Теперь надо сказать о некоторых диких вещах, и либо это правда, либо я лгу, или заблуждаюсь, и это могло бы быть моим личным делом, если бы я не учил. Я мог бы быть очень счастлив обучать Адвайте, но это было бы ложью. И она не является ни искусно работающей системой, ни даже подходящей времени и культуре.
У.: Да. И это наводит на вопрос: как оценивать ваши заявления. Обычно воплощенная линия, какого-либо мастера, уполномачивает и стоит за правом человека учить и передавать Дхарму. Вы должны быть санкционированы вашим мастером, и дальше вся линия представляет вашу истинность.
Т.Р.: Это очень хорошая и важная тема. Первое, что я хотел бы сказать, что обучение это не вопрос статуса. Это не орден. Обучение это духовная страсть. Она возникает, когда человек полон любви и сострадания до уровня неудержимого переливания через край. Обучение это функция, а не символ статуса. Это функция быть наполненным линией и желающим поделиться. Обучение - это не обо мне; это о линии. Падмакара и Еше Цогьял наполнили меня чем-то, и мое сердце требует петь об этом. Никто это не может санкционировать. Никто не может это остановить. Это то, чем и кем я являюсь.Это благодарность, которую я должен выразить. Это не заявления; это песни, которые вырываются наружу из юмора пустоты и формы. Заявления принадлежат невротическому миру глупости семейства Ратна.
Есть определенные жесты признания нашей с Адзом Ринпоче работы, которые мы получили от членов "традиции", но как они могут рассматриваться в качестве знаков авторитета? Вы по большей части не знаете этих людей, и тех, кто уполномочил их, и так назад и назад вплоть до Шакьямуни - кто уполномочил этого парня? Человеческие существа имеют неистовое желание ложного комфорта и безопасности. Но нет реальной безопасности в этом переменчивом как текущий песок мире вне любви и реализации пустоты-формы и их единства. Люди хотят доказательства учителей, потому что не чувствуют необходимости использовать различающую мудрость в своих взаимоотношениях и действиях.
Теперь, в качестве проверки, если я лгу или заблуждаюсь, тогда создаю причину для себя и других испытать много страданий и закончить в ваджрном аду. Я действительно не переношу страдания других людей, и уверен что больше не создаю причин для ваджрного ада. Я знаю, что я не лгу, и делаю все возможное, чтобы быть безжалостно честным относительно моих намерений и способностей. Возможно я немного сумасшедший или у меня некоторый тип тантрического химического дисбаланса - вы все можете сделать об этом выводы, наблюдая за мной.
Желание подтверждения за пределами вашего собственного опыта это коварное дело. Теперь, если я не могу сказать кто такой Будда, и таким образом мне нужно положиться на линию, то как я узнаю, что могу на нее положиться? Если вы доверяете мне, потому что мой мастер сказал что со мной все О`Кей, то как вы доверяете моему мастеру? Это становится бесконечной регрессией, и очень быстро вы начинаете полагаться на сомнительные связи с Шакьямуни. И вы никогда не встречали его, хотя все книги говорят, что он великий парень. И что вам подтвердить? Что я учу хорошим вещам? Используйте свой ум, используйте свой опыт, проверяйте меня. Шакьямуни, человек, который все это начал, сказал: "ПРОВЕРЯЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ". Не будьте ребенком, ждущим, что ему скажут другие.
Если вы встречаете учение, вы должны его проверить. Если оно притягивает вас, основывайтесь на опыте, а не на эмоциях. Если оно вас не привлекает, это безмолвный вопрос, потому что вам надо найти что-нибудь еще. Если подходит, тогда проверяйте. Вы приступаете к практике - если хотите - и делаете реальное усилие, чтобы усвоить взгляд и развить медитацию, и интегрировать это в действия. Пока вы это делаете, вы ближе наблюдаете за своим учителем. Вы изучаете их и видите, если они живут как говорят. Выглядят они действующими с безупречной осознанностью и глубоким состраданием? Растете ли вы в Дхарме с помощью вашей связи? Вы проверяете и проверяете. Конечно, иногда и они проверяют вас. Выбор идиота как учителя это печальная вешь для ученика. И мастер будет проверять вас. Гораздо больше фальшивых учеников, чем фальшивых мастеров! Выбор идиота как ученика это опасная вещь для мастера. Это двойная проверка.
Я думаю здесь есть некоторые хорошие тибетские учителя. Есть и не очень хорошие, также имеющие звание Тулку. Лично у меня есть глубокое беспокойство по поводу способа, которым Ваджраяна переносится на Запад. Это эзотерическая система, которая требует одновременно большой веры, выходящей из опыта, и глубокого понимания. Я сомневаюсь, что и то и другое можно развить с учителем, который проносится через ваш город раз в году, и это единственный контакт с ним, который у вас есть. Люди получают массовые передачи и "практики" и уже напрягаются, если хотя бы слышат слово "Самайя", хотя это сердце Тантрического пути. Люди запинаются в текстах на языках, которых они не понимают, участвуют в ритуальных действиях, которые они не понимают, принимают за "коренных гуру" людей, с которыми имеют лишь поверхностные отношения. Это все закладывает очень бедную передачу. Но зато эти учителя имеют бюрократические символы канонизации.
Это немного странно, что мы, как культура, отказавшаяся от монархии, и затем в 60-х подвергавшая сомнению все авторитеты, теперь движемся к неоспариваемым авторитетам. Возможно это реакция, возникшая от более сильной, чем мы предполагали, потери точек опоры. Люди принимают все типы вещей из Ваджраяны и других иностранных религий, хотя это такие же вещи, которые они никогда бы не приняли от Католической церкви. Я не говорю, что Ваджраяна плоха, или тибетские учителя плохие. Я говорю, что нам надо думать, и возможно нам даже нужно бросить второй взгляд на некоторые новые одежды короля.
Использовать линию для авторитета это значит потакать самым низким аспектам человеческой инфантильности. Традиционно это не работало хорошо. Возможно некоторые люди действительно думают, что Тибет был некой идиллической страной, где каждый заботился о сострадании, но это очень наивный взгляд. То, что происходит с Тибетом это насилие и трагедия, но это не значит что нам нужно потерять все различающие взгляды в романтических образах. Тибет был очень похож на средневековую Европу, где управляла церковь, и это система, к которой хотели бы вернуться немногие.
Современное западное требование подтверждения через опыт из первых рук более близко намерению Будды. С другой стороны, хорошо изучать традицию, но не принимаемую наивно. Я часто посылаю своих учеников к разным традиционным "уполномоченным руководством линии" высоким учителям. Я хочу быть проверен. Передача Падмакары и Еше Цогьял, так же как моя собственная реализация, родились из практики, которая меня не "завалит". И кроме этого я проверял свои источники по книге Кто есть Кто в Дхарме. Я знаю что в Тибетской традиции не положено иметь какие-либо претензии. Претензии на статус и власть. Я ни на что не претендую, но одновременно я радостно пою ваджрную песню, которая сметает табу, мешающие осознанию мудрой радости. Я признаю, что эта линия имеет силу пробудить ум к нерожденному состоянию. Я признаю это, потому что это мой опыт. Знаете, реализация - это предельное табу. Вам позволено искать ее, но не найти. Вам позволено быть потребителем на рынке, где продаются объяснения вашей неполноценности, но вам не позволено провозглашать радость и реализующую силу линии. Как партия товара в духовном супермаркете, думаю что Адвайта должна продаваться значительно лучше, чем эти сумасшедшие тертонские, тантрические истории. Я ни на что не претендую, но провозглашаю врожденное великое совершенство. Если очистить орех - внутри не власть, а любовь.
У.: Я здесь не собираюсь пинать мертвую лошадь, но так много сейчас говорят о злоупотреблениях властью во взаимоотношениях учителя и ученика. Кажется людям надо быть осторожными; им нужно какое-то руководство.
Т.Р.: Опять же, это серьезная тема, и мы должны рассмотреть ее подробно. Каждый из нас один наедине с нашей кармой, нашими действиями и их результатами. Никто не может за нас родиться, никто не может за нас умереть, и каждый из нас единолично несет ответственность за наши решения. Я единственный, кто должен жить с кармическими результатами моих действий. Кагда мы вступаем в отношения мастер-ученик, надо делать это осторожно. Вам не стоит прыгать в постель с кем-то, кого вы только что встретили первый раз, и вам надо быть еще более осторожным в выборе Ваджрного Мастера.
С чем еще надо быть осторожными, так это с высказываниями типа: "Людям нужна помощь или руководство в принятии решений". Кто эти "люди", и кто такие те, кто собирается помогать им? Подразумевается, что есть "люди" с хорошим намерением, но возможно слегка запутанные и медлительные, и затем есть другая группа более умных, мудрых, с ясным взглядом людей, которые собираются помочь им - для их же блага, конечно. Меня растили профессора политической философии, так что я натренирован окружающей обстановкой замечать скрытые смыслы динамики власти. Описанное здесь бытие - это классическая легитимация фашизма. Мы должны быть очень осторожны думая что мы знаем, что лучше для других - для "народа".
В то же время нам надо быть очень внимательными в принятии чрезвычайно важных решений. Нам нужно искать руководство, читать, изучать, исследовать, слушать наше сердце с мудростью нашей головы. Слушать нашу голову с радостью сердца. Принимать информированные, хорошо обоснованные решения. Но когда мы решаем, что другие нуждаются в "руководстве", и они не могут его сами получить, мы вступаем на тонкий лед. Мир не является полностью безопасным или хорошо организованным местом. Вопрос в том, как его сделать таким, имея неумелых политиков, начиная с полиции или руководства городов.
Если вы сохраняете собственные мотивации очень чистыми, если вы внимательно наблюдаете за мастером перед тем, как давать обещания, если вы развиваете доверие на основе времени и поступков, если не покупаетесь на дурную логику псевдо-авторитетности, тогда скорее всего у вас будет все в порядке. Татнтрический путь не относится к безопасным, так что лучше будет сначала подумать и действовать внимательно. Тантрический Мастер не намерен заставить вас чувствовать свободу в строгом костюме посредственности. Если мы сделаем это совершенно безопасным, взрывная сила пути будет потеряна. Если собираетесь взяться за оголенный провод, делайте это внимательно.