После падения иллюзии "я"
Скотт Килоби
Если позволите, я буду использовать вольный язык...
В наши дни, похоже, всё больше людей испытывают сдвиг в восприятии, или первичное осознание Единства, или не-я, что-то вроде опыта сатори в дзен. Это видение или "событие" не всегда сопровождается бурными аплодисментами. Это не всегда тот великий момент, когда абсолютно всё отпадает в глубоком узнавании Единства. Это может быть намного тоньше, как просто изменение восприятия, которое тихо спускается на вас.
Я достаточно долго вращаюсь в сфере пробуждения, поэтому знаю, что эти переживания обычно не означают абсолютное окончание поиска, и что часто остаётся ещё много нерассмотренного. Однако это не означает поиск какой-то следующей точки в истории человека. После таких событий всё постепенно начинает отпадать, и в конечном итоге остаётся человек, полностью сдавшийся потоку жизни, который, как говорится, "живёт естественно в настоящем моменте".
Но до полной стабилизации приходится иметь дело с кучей эмоционального и психологического хлама, могут возникать даже остатки поиска. Я называю это "колебаниями", что представляет собой кажущееся движение вперёд и назад между "Я это мои мысли, чувства и ощущения" и "Я этим не являюсь, но это всё ещё возникает".
Дорога к свободе часто ухабиста и запутанна, полна сомнений, тёмных углов и старых историй о неполноценности, "Я недостаточно хорош", "Я слаб", "Меня никто не любит". В общем, этот старый инертный способ пребывания в мире не хочет уходить, словно цепляясь за свою драгоценную жизнь.
Учителя также подвержены этому. Я наблюдал в самом себе и практически в каждом другом учителе такие вещи как соревнование, зависть, проекции, фундаментализм, контроль, и в крайних проявлениях жадность, обвинение, и даже действия, похожие на культовые.
На мой взгляд всё это исходит из страстного желания слишком рано заявить "Я достиг", просто потому, что произошло событие. Часто это имеет принадлежность к культуре. Например, если кто-то следует за учителем, который сидит в тишине в удовлетворённом, мирном спокойствии или с сияющей улыбкой, это создаёт впечатление, что имеет место такая вещь как "достижение", как конечный пункт, где человек больше не страдает и не испытывает эмоциональных беспокойств. Такие сайты как Liberation Unleased признают, что человеку требуется помощь после прохождения врат, во время этого стабилизационного периода, следующего за начальным событием видения не-я. Другие учения также обеспечивают такую поддержку. И я думаю, это мудро.
Вот несколько вещей, которые имеют отношение к стабилизационному периоду.
Работайте над тёмными сторонами
Просто потому, что произошло "событие", не означает, что динамика "я" полностью рассмотрена. Эта динамика приходит из теней — тёмных сторон личности — проецируясь вовне на других людей. "Это проблема кого-то другого" — вот девиз тени. Тени возникают как жёсткие суждения о других людях, у которых есть очевидно негативные черты. Но довольно часто это суждение является неосознанным суждением о себе, поскольку тот, кто видит в ком-то тень, просто видит в самом себе эту черту, которую он похоронил и проецирует вовне на другого. Часто тени по сути позитивны — проекция хороших качеств, которые мы сами в себе отрицаем.
Наши отношения с другими это зеркало и часто источник продолжительного конфликта, дисгармонии, обнаружившейся скрытой ревности, суждений, поиска и контроля. Исследуя тени, мы освещаем сердцевинную историю своей неполноценности, перенёсшуюся из детства в пробуждение. Такие истории являются версиями "Со мной что-то не так" или "Я недостаточно хорош". Когда произошло событие пробуждения, эти истории может быть даже труднее увидеть. Фактически, их часто не видят вовсе. Вместо этого, мы находим себя в конфликте с окружающими, чувствуем себя стеснённо с теми, чьи взгляды противоречат нашим, не можем осознать настоящую безусловную любовь, неспособны принять других такими, какие они есть, а также очень тонкие формы поиска признания, даже восхваления от других или попытки переплюнуть всех, кого вы встречаете. Однако, этот конфликт не является чем-то нездоровым. Он может быть как раз подходящим лекарством, раскрывающим где находится наша вера в "я". Нездоровым является нежелание быть открытым к рассмотрению того, почему вы всё время попадаете в конфликт, чем оперирует вера в "я". Нам нравится быть правыми, не имеет значения в каком контексте — духовном, политическом или личном. И мы так и будем хотеть быть правыми, пока чувство "я" в его паттернах, мыслях, чувствах и поведении действительно не будет рассмотрено. Правота, контроль, или любые другие вопросы в отношениях часто являются лишь последними попытками "я" утвердиться, одеваясь в новые рациональные объяснения, типа "Я говорю сейчас из пробуждённой точки зрения". Вся эта динамика в отношениях означает, что действуют корневые убеждения в неполноценности.
Избегайте убеждений как "Я ещё не достиг" так же как "Я уже достиг".
Оба этих убеждения являются частыми местами приземления "я". Жизнь текуча и постоянно изменяется. Те, кто заявляет, что уже достиг, либо косвенно либо напрямую, часто держатся за убеждение, что жизнь статична, и что есть "кто-то", кто может "достичь" жизни или даже пробуждения. Или, вероятно, вера такая: "Нет никого, кто может достичь — я достиг этого осознания". Это тонкий, скрытый способ сказать то же самое. А тот, кто говорит "Я ещё не там", часто всё ещё верит в историю кого-то, кто может пробудиться, всё ещё ищет какую-то конечную, вымышленную точку в будущем. Когда эти убеждения рассеяны, всё становится намного яснее. Откуда я знаю? Потому что сам тоже цеплялся за эти убеждения, и не мог их распознать. И это не заявление, что вот теперь мол я "достиг".
Наблюдайте за избирательной памятью
Когда приходит осознание, что этот момент это всё, что есть, либо подобный инсайт, то легко заключить, что все исследования, методы, встречи, которые вы посещали, и книги, которые вы читали не имеют к этому абсолютно никакого отношения. Может показаться, что всё это какие-то неясные воспоминания. Тогда возникает искушение сказать всем, кто делает исследование, занимается методами, посещает встречи, читает книги: "Остановитесь, просто остановитесь". Но разве вы могли просто остановиться? Если б могли, то остановились бы, и все эти исследования, методы, встречи и книги были бы не нужны. Всё время спорят о том, нужны методы или нет. Почему бы не упростить: для одних, похоже, методы работают, а для других нет. Это снимает все споры. Для "я" невыносимо не быть правым. Разве может кто-то из нас знать, что лучше для другого? Если вы начинаете учить или просто помогаете другу и говорите: "Всё, что есть — освобождение, некуда идти, нечего делать, нет никого, кто бы это делал", то совершенно очевидно, что здесь есть что делать — слушать ваши слова или посещать ваши встречи. Если бы и правда нечего было делать и некуда идти, никто бы не пришёл, и вам не пришлось бы произносить ни слова о том, "что есть" или об "освобождении". Когда приходит пробуждение, и мы предполагаем, что исследование, методы, медитации и всё остальное не имели с ним ничего общего, это похоже на то, как если бы вы съели один пончик, не наелись, съели ещё один, и ещё — всё равно не наелись. После 12 пончиков вы едите булочку и говорите: "Блин, зачем я ел все эти пончики, когда мог наесться сразу одной булочкой?". Мы не можем знать, как методы и исследования могут помогать или не помогать другим. Мы можем лишь говорить о том, что помогло нам, и оставить всё на волю вселенной.
Избегайте отрицания относительности
Прежде всего, как вы можете отрицать относительность и как бы вы вообще это делали? Когда вы говорите или думаете, эти мысли разделяют реальность на части, и не важно, действительно эти мысли глубоки или глупы — это всё равно мысли. Сам акт отрицания относительности это мысль. Претензия на бытие за пределами относительности есть относительная мысль, которая разделяет жизнь на абсолютное и относительное. Эта статья — относительная точка зрения, и объективно не истинна. Она даже не будет резонировать с каждым читателем. Страдание возникает из веры в то, что ваши мысли представляют истинную, точную, объективную картину реальности. В этом камень преткновения. Как только вы начнёте видеть, что ваши мысли не объективны, реальность становится интересной как игра. Трансцендировать относительность важно только тогда, когда она является проблемой. И конечно же, эта проблема создана мышлением, которое относительно. Пытаясь исключить местоимения или любые другие упоминания о себе или других могут просто означать, что вы всё ещё верите в то, что вы это объективное "я", которое должно себя подвергать цензуре. Мы всегда манипулируем языком. Но перестройка нашего мышления вовсе не означает пробуждения от отождествления с мыслями. Это просто перестройка. Мы будем перестраивать наше мышление всеми путями, пока не найдём какую-то точку приземления, которая отделит "я" от других. Осознание незатронутой тишины не персонально. Однако, мы любим делать его таковым, типа "Я осознал тишину, а ты нет". Это ещё одна перестройка мышления, инвестиция в какое-то объективное "я". Что же тогда нужно трансцендировать, если вы видите, что игра жизни пуста, и на самом деле в ней нет реальных разделений? Любите её, ненавидьте её, но в любом случае, видьте её как игру.
Стремитесь к простоте
Это относится к вышесказанному об относительности. Всё, что вы воспринимаете правильным/неправльным, плохим/хорошим, просветлённым/непросветлённым, значимым/незначимым в отношении себя, других, мира или реальности не существует объективно. Это ваши мысли. Выбросьте их из головы, если хотите, но не забывайте этого простого, основного момента. Разумеется, это относится и ко всему, сказанному здесь.
Избегайте приманок, затем исследуйте:
Если вы где-то прочли, что кто-то получил большее признание, чем вы, сначала распознайте, что это приманка, затем, исследуйте. Людям свойственно формулировать так, чтобы это придавало им значимость. Когда они говорят о стадиях и уровнях, заметьте, что они всегда ставят себя возле вершины стадии или уровня (либо помещают туда СВОЕГО учителя). А это часто эгоцентричный способ сказать: "Я особеннее вас". Они могут прибавить замечание о каком-то своём убеждении, что незаметно придаёт им чувство превосходства или большей пробуждённости, чем другие. Не ведитесь на это. Если это тянет вас в поиск в будущем, это приманка, мираж, вера в то, что в настоящем что-то не так, от чего вы должны уйти или выйти за его пределы. Просто исследуйте. Может быть, что этот человек уже стабилизировался (так сказать) и не испытывает неприятные моменты, упомянутые здесь. Выясните, о чём именно он говорит, с какими убеждениями он покончил. Спросите его. Не думайте, что уже знаете ответ. Возможно, он не предлагает бежать за морковкой, а более глубоко рассмотреть некоторые убеждения, которые многие таскают с собой. Вы можете обнаружить, что дело не в том, чтобы достичь какого-то уровня в будущем, но больше в том, чтобы то, во что верилось как в реальное, отвалилось. Пробуждение именно таково. Не то, что вы что-то приобретаете. Но вы теряете. И вы теряете то, что не было реальностью. Это было просто убеждением, которое вы таскали с собой.
Избегайте веры в то, что все концепции ложны
Это само по себе является концепцией. Если вы посмотрите, то в концепциях нет никакой проблемы, проблема в чувстве себя, которое их присваивает. Когда нет больше цепляния, мысль видится прекрасной и неотъемлемой частью человеческого опыта. Как и всё остальное, она приветствуется, и не превращается в какого-то врага, которого надо уничтожить. Мысли могут успокоиться естественным образом, но только потому, что человек теряет интерес к своей истории, драме и фиксированным представлениям о реальности и даже к истории своего пробуждения из истории, драмы, всех фиксированных представлений о реальности. Что же останется?... Способность выражать или не выражать, думать или не думать, чтобы ни возникало. Как бы вы ни делили это на части, всё, что мы говорим, это концепция, включая концепции о тишине или недвойтсвенности, и даже концепции, которые пытаются уничтожить другие концепции.
Будьте откровенны (что бы ни было, говорите только от себя)
Начнёте ли вы учить или помогать другим или нет, после падения существует тенденция не замечать движений "я", которые всё ещё работают. И даже если вы их видите, тенденция такова, что вы будете пропускать их и говорить только о шикарном блаженстве или бесконечном покое или запредельности или об абсолютной свободе, которой вы теперь достигли. Например, вы не склонны говорить о том, как совсем не благостно было вам, когда однажды вас выворачивало наизнанку после пищевого отравления, или о чувстве неадекватности, которое всё ещё появляется в вашем браке. "Вся эта человеческая суета" не имеет значения. Но так ли это? Не является ли это просто умом, прячущимся за убеждение "Я пробуждён", или даже "Некому пробуждаться", или за другое трансцендентное убеждение? Если вы трансцендировали всю человеческую суету, почему же вы всё ещё выходите из равновесия в определённых областях отношений? Почему вы всё ещё пытаетесь доказать что-то другим людям, когда сами всё уже трансцендировали? Разве это не человеческое свойство? Разве черепахи кичатся, что трансцендировали свою черепашесть? Разве птицы пытаются сделать личные заявления о лучшем распознании воздуха, чем другие собратья? Поймите одну простую вещь, что никому так не интересна ваша история пробуждения или ваши озарения, как вам самим. Делитесь ими свободно, но заметьте, что это просто части вашей истории, даже если повествуют о трансценденции.
В любом случае говорите только от себя. Позвольте и мне рассказать здесь о себе. После падения иллюзии я всё ещё испытывал лёгкое чувство "меня нельзя любить", которое практически полностью исчезало, когда я искал его. Но оно часто проявлялось в отношениях — желание быть включённым, нелюбовь к критике и тд. Да, да, да, позволяя эмоциям быть такими, какие они есть, и даже исследуя чувство себя, отвалились тонны всего. Но когда я сижу сейчас и пишу это, я не вижу смыла заявлять, что я трансцендировал всё это, кроме некоторой нужды в том, чтобы быть любимым. Видите обман в заявлении о пробуждении? Также я переживал много теневых сторон. Имел дело с тонким чувством поиска, чтобы освободиться от хронической боли. И чем больше я говорил о себе, тем свободнее я мог говорить о таких вещах, не прячась за фасадом какого-то просветления. И чем больше я был способен смотреть на эти тонкие формы "я", тем естественнее позволял им быть как есть, не пытаясь избавиться от них. Таким образом, они перестали исчезать. И нет, это не означало, что я достиг Говорите же о себе. Делайте это везде. Открывайте дискуссию. Миру вовсе не нужен ещё один гуру или даже друг, который будет заявлять, что всё трансцендировал, когда на самом деле это не так. Меньше обмана, больше откровенности.
Практически всё сводится к страху
Если вы не знаете, что вас беспокоит, допустите, что это страх и просто ощущайте его без истории. Страх злости, страх страха, страх близости, страх ошибиться, страх смерти, страх неопределённости, страх быть никем, страх не быть любимы и тд и тп. Чувствуя страх напрямую, без истории, ваша "стабилизация" проходит более гладко, без нужды в драматическом процессе "тёмной ночи души". Иногда это кажется чем-то другим, не страхом. Например, если вы много сил тратите на придумывание большой схемы для объяснения запутанных уровней пробуждения, или испытываете дискомфорт при настоящей близости с другими, или реагируете на чьи-то слова, это не всегда сразу проявляется как страх, пока вы не сверитесь с телом. И вот он.
Наблюдайте отождествление с телом
Кто-то может увидеть "не-я", когда речь идёт об истории, или образе мышления и эмоций, но всё ещё имеет очень сильное ощущение в кишках, что "Я это тело". Отождествление с телом отвечает за большое количество борьбы, испытываемое после падения. Будьте рядом с тем, кто покончил с этим отождествлением — это хорошо проясняет, особенно очень тонкое движение сопротивляться неприятным ощущениям, словно ощущение это ты.
Ищите всё, что вы отвергаете
"Я" можно рассматривать как отвергание эмоций, мыслей, взглядов, переживаний и других людей. Это может продолжаться и после падения. Что бы вы ни отвергали, заметьте, что часто причиной этому страх и продолжающаяся вера в отдельное "я". Вы боитесь, даже если пытаетесь заявить "меня нет". Признайтесь в этом себе и позвольте этой эмоции, всем эмоциям, быть как есть без истории, смело встречайте их, осознавая, что они появляются и исчезают, что они не могут вас убить или даже причинить вред. Это временные энергии. Вот и всё. Неспособность быть с самыми болезненными эмоциями, тонко отвергая собственные переживания, часто опрокидывает человека после падения иллюзии. Откройтесь этому. Если вы увидели, что нет никакого "я" в сердцевине, здесь нечего бояться, что касается эмоций.
Доверяйте своему опыту
Это один из отличительных признаков периода "после падения". Это касается вашего счастья и свободы, которые в действительности можно найти только в собственном переживании. В конце концов вы поймёте, что нет авторитетов. Вы будете слушать мнения других, принимать их, оставаясь верным своему опыту, находя собственный голос, и позволяя пробуждению разворачиваться для вас по-своему. Если вы видите, что всё ещё следите за каждым словом учителя, ещё раз изучите эту свою веру. Это включает то, что я здесь говорю. Не верьте мне. Рассмотрите всё это сами. Всё здесь написанное это знание сэконд-хэнд.
Избегайте крайних взглядов
Если вы видите, что выражаете одну из противоположностей, будто она верна, а другая нет, пусть это будет сигналом тревоги, который даст вам знать, что вы, возможно, ещё держитесь за убеждения об опыте пробуждения, ещё пытаетесь где-то приземлиться. Как сказал Будда: "Не привязывайтесь к концепции "я" и "не-я"". Не привязывайтесь к своим взглядам на пробуждение. Они только ваши, и всё. Это включает все противоположности.
Учителя и учения
После падения иллюзии, события видения не-я или любого другого ощутимого сдвига в восприятии, наше отношение к учителям и учениям часто начинает меняться. Вот лишь несколько примеров, которые можно обнаружить:
1. Теневые стороны
Если вы всё ещё придаёте своему учителю массу чудесных качеств, словно этих качеств в вас нет, присмотритесь к этому.
2. Борьба с авторитетами
Если вы видите, что везде боретесь с авторитетами, споря о том, что сказал или сделал тот или иной учитель, возможно, что часть вашей личности, развитая ещё в детстве, всё ещё управляет вами, создавая в вас множество конфликтов и стрессов.
3. Не слушайте, что говорит учитель, а наблюдайте за тем, что он делает
У Тома Крокетта есть великолепнаое высказывание: "Мы не можем знать о субъективном опыте другого, но вполне законно взглянуть, как человек проявляет себя в мире". Если вы являетесь частью учения или преемственности и оно похоже на культ, вполне возможно, так оно и есть. Прислушайтесь к собственному авторитету. Если ваш учитель ревностно относится к тому, что вы слушаете других учителей, или можете уйти в любой момент, доверьтесь своим инстинктам. Часто это может означать: "Если ты покинешь меня, значит со мной не всё в порядке". Не обманывайтесь. Ум чрезвычайно обманчив. Вы склонны моделировать язык и поведение вашего учителя, что бы он ни говорил или делал. Тщательно выбирайте учителя. Не слишком обращайте внимание на то, берёт он деньги или нет. Если берёт, на это может быть хорошая причина, не имеющая ничего общего с жадностью. Вместо это посмотрите на его действия и чувства в отношении денег. Если вам кажется это жадностью, возможно, так оно и есть. Я видел учителей. Которые не брали денег, но всё ещё искали другой валюты. Они хотели бессмертного уважения и почитания. А другие, беря плату, несли в себе истинную скромность. Дело тут вовсе не в самих деньгах, а в убеждениях и отношении к ним. Дело не словах, а в том, как человек двигается в мире и в отношениях. Я никогда не встречал человека, который "после падения" не страдал бы или не был подвержен эгоцентрическому образу мышления или поведения. Это сказки. Будьте реальны. Я знаю все эти движения, так как осознавал из в самом себе.
Если вы, начав пробуждаться, не начинаете видеть своего учителя больше как равного друга, посмотрите на это.
Никто в конечном итоге не имеет авторитета выше, чем ваша собственная жизнь. Никто на самом деле не стоит выше другого. Эти перекосы в отношениях часто являются следствием скрытых историй о неполноценности и теневых сторонах. Будьте достаточно открыты, чтобы рассмотреть всё, что говорит вам, что вы меньше чем ваш учитель, или вы должны быть преданы ему всю свою жизнь. Скорее всего вы слишком много отдали ему энергии.
Не смешивайте ваши личные качества с безличностным Единством или любым другим трансцендентным понятием.
Это легко. Если вы всё ещё ведёте себя как полный придурок, не утверждайте, что это то качество, которое естественно появляется, когда человек пробуждается. И если вы всё ещё угождаете людям, чтобы им понравиться, не говорите, что эта черта естественно появляется, когда человек пробуждается. Скорее всего эти паттерны были с вами всю вашу жизнь. Это касается вас, а не Единства.
Что касается других проблем, возникающих "после падения", почитайте сайт Джеффа Фостера "Жизнь без центра". Я не перестаю поражаться способности Джеффа говорить как о трансцендентном пробуждении в безвременное присутствие, так и о полном приятии всего человеческого, которое продолжает возникать. Его послание является истинным зовом к открытости и искренности во всех смыслах.
Или просто будьте рядом с тем, кто, как вы знаете, открыт к рассмотрению этих предметов, или кто прошёл по этому бездорожному, запутанному пути. Будьте открыты прежде всего. Смотрите на всё, что появляется в вас, что делает жизнь персональной, или что создаёт разделение между одним и другим. Эти границы созданы мышлением, но они всё же могут казаться реальными, даже после грандиозного сдвига в сознании. Пусть ваше сердце будет открытым. Другими словами "То, что кажется угрозой во внешнем мире, обычно оказывается лишь неизученным убеждением у вас внутри". Посмотрите на это. Когда вы вырвете эти убеждения с корнем, вы почувствуете глубокий сердечный резонанс.
Теги: адвайта, пробуждение, практические советы