Влади_мир написал(а):"Каков источник этого мира?" – "Пространство, – ответил тот, – поистине, все эти существа выходят из пространства и возвращаются в пространство, ибо пространство больше их, пространство – последнее прибежище".
В оригинале(на санскрите) в первой части данной упанишады это пространство называется акаша...
Там обсуждается священный слог ОМ:
"Ом – как [почитают] этот слог, [так] следует почитать удгитху, ибо [начиная со слога] Ом поют удгитху...
Конечная сущность сущностей, высшее, превосходное, восьмое – вот что такое удгитха....
Рич – это речь, саман – дыхание, удгитха – слог Ом. Речь и дыхание – рич и саман – образуют пару....
Эта пара соединена в слоге Ом. Поистине, когда пара сходится вместе, то каждый выполняет желание другого....
Поистине, кто, зная это, почитает удгитху, как этот слог, тот становится исполнителем желаний...."
В последующих главах первой части происходит последовательный подъём удгитхи(а с нею и слова ОМ) на космический уровень
В той самой девятой главе из которой ты взял цитату...
В Индии возникло не одно, а два понятия пространства – «акаша» (ākāśa) и «диш» (diś, букв. – страны света), соответствующие как бы двум концепциям: «пространство-вместилище» и «пространство-место-направление».Есть ещё и воздушное пространство (небо - kha)...
Влади_мир написал(а):По истине, что есть пространство в человеке, то, поистине, и есть это пространство в сердце.
И это пространство в оригинале = акаша...
ОМ=СЕРДЦЕ=АКАША....
Влади_мир написал(а):Поистине, что [зовется] "Брахман", то, поистине, и есть это пространство вне человека.
А это пространство в упанишаде = диш
"Движение вайю (жизненных потоков) проверяет должным образом пищу и напитки повсюду вокруг скандхи. Она закрывает своей головой (открытие) брахмарандхры и во время (практики) йоги пробуждается огнём (в апане); тогда она сияет с огромным великолепием в акаше сердца в форме мудрости."(с)
Проблемы первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека, можно выделить следующий их ход: пища (ан-на) – основа всякой жизни и сама жизнь (жизненное дыхание – прана).
Затем идет конкретный вещественный материал. Чаще всего – вода или совокупность элементов – вода, воздух, земля, огонь. Иногда добавляется пятый элемент – эфир (акаша).
Все это вместе взятое носит название бхута.
Далее говорится о внутренней природе вещей – свабхава : упоминаются в качестве первопричины пространство – акаша и время – кала.
От времени проистекают существа, и от времени они достигают роста, и во времени они исчезают.
Время – воплощенное и невоплощенное.
Это воплощенное время – великий океан творений.
Возникшее сущее умело мыслить. Оно само решило стать многочисленным.
Первым актом самотворения был жар (теплота), который, в свою очередь, решил расти и стать многочисленным.
Он сотворил воду.
Поэтому, когда человек горюет или потеет, из этого жара рождается вода.
И вода подумала и решила расти и стать многочисленной.
Она сотворила пищу.
Поэтому где бы ни шел дождь, там бывает обильная пища. Из воды рождается пища для питания.
Здесь отразились естественные условия жизни древних индийцев. Только наличие воды способствовало получению необходимых средств существования.
Жара выступает в условиях Индии в качестве постоянной и первичной величины, а вода – в качестве переменной и вторичной.
Соединившись друг с другом, они дают возможность получать обильную пищу, жить, размножаться и развиваться человеку и всем другим живым существам.
Эти три составные части – пища, вода и жара – и являются основой бытия.
Ибо разум состоит из пищи, дыхание состоит из воды, речь состоит из жара.
Но сама жизнь – это атман, вошедший в каждое живое существо, в каждую вещь. Эта тонкая сущность – основа всего существующего.
" Поистине, покинутое жизнью, это [существо] умирает, но [сама] жизнь не умирает. И эта тонкая [сущность] – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!" – "Учи меня дальше, почтенный!" – "Хорошо, дорогой, – сказал он."(с)
आत्मन् /ātman/ m.
1) дыхание
2) жизнь; существование
3) сущность, природа
4) собственное «я», сам
5) тело
6) ум, интеллект
7) филос. атман, мировая душа, высший дух(в последнюю очередь)
В состоянии сна со сновидениями перед нами предстает конкретный мир. Но этот мир не является реальным, поскольку, пробуждаясь, обнаруживаем, что мир, виденный во сне, не совпадает с тем, который мы воспринимаем в состоянии бодрствования.
Как следует объяснять мир? Эмпирическое множество ограничено пространством, временем и причинностью. Если я – это единое, всеобщее, неизменное, то в мире мы встречаем множество частностей с противоположными свойствами. Мы можем лишь называть это не-я, объект субъекта.
Время, пространство, причина – эти основные категории мира опыта – внутренне противоречивы. Они – лишь относительные понятия, зависящие от своих составных частей.
Они не являются несуществующими. Мир существует, мы действуем в нем и благодаря ему.
Абсолютное никогда не может стать объектом познания, ибо то, что известно, является конечным и относительным.
Мы не можем познать абсолютное я при помощи мысли...