Вопрос: Существуют очень интересные книги, написанные достаточно компетентными людьми, в которых отрицается иллюзорность мира (но не его мимолѐтность). По их словам, есть иерархия существ от самых низших до самых высших. На каждом плане сложность организма предопределяет и отражает глубину, широту и интенсивность сознания без какой-либо явной или познаваемой точки высшего развития. На всех планах действует только один высший закон: эволюция форм для роста и расширения сознания и проявления его бесконечных возможностей.
Махарадж: Может быть, это соответствует истине, а может, и нет. Даже если это верно, то только с позиции ума, но на самом деле вся вселенная (махадакаша ) существует только в сознании (чидакаша ), тогда как я пребываю в Абсолюте (парамакаша ). В чистом бытии возникает сознание, в сознании появляется и исчезает мир. Всѐ, что есть, – это я, всѐ, что есть, – моѐ. Прежде всех начал, после всех окончаний – я есть. Существование всего – во мне, в «я есть», которое сияет в каждом живом существе. Даже небытие немыслимо без меня. Что бы ни произошло, я должен быть там, чтобы наблюдать это.
Вопрос: Почему вы отрицаете существование мира?
Махарадж: Я не отрицаю мир. Я вижу, что он берѐт начало в сознании, которое есть тотальность известного в бескрайности неизвестного. Всѐ, что
имеет начало и конец, – всего лишь видимость. Мир может привидеться, но не быть . Эта видимость может длиться очень долго по одной шкале времени или быть очень короткой по другой шкале, но по сути это одно и то же. Всѐ ограниченное временем мимолѐтно и не имеет реальности.
Вопрос: Без сомнения, вы видите окружающий вас действительный мир. Ваше поведение кажется вполне нормальным!
Махарадж: Так кажется вам. То, что у вас занимает всѐ поле сознания, для меня всего лишь крупинка. Мир длится, но лишь мгновение. Ваша память заставляет вас думать, что мир непрерывен. Я же не живу памятью. Я вижу мир таким, какой он есть, – образом, привидевшимся сознанию на мгновение.
Вопрос: Вашему сознанию?
Махарадж: Любая идея о «я» и «моѐм», даже о «я есть» находится в сознании.
Вопрос: Является ли тогда ваше «абсолютное бытие» (парамакаша ) бессознательностью?
Махарадж: Идея бессознательности существует только в сознании.
Вопрос: Тогда откуда вы знаете, что пребываете в высшем состоянии?
Махарадж: Потому что я в нѐм. Это единственное естественное состояние.
Вопрос: Вы могли бы описать его?
Махарадж: Только в терминах отрицания: не имеющее причины, независимое, ни с чем не связанное, неделимое, несотворѐнное, непоколебимое, неоспоримое, недостижимое с помощью усилий. Любое утвердительное определение идѐт из памяти, и потому не годится. В то же время моѐ состояние предельно реально, и потому возможно, постижимо и достижимо.
Вопрос: А не поглощены ли вы абстракциями?
Махарадж: Абстракции имеют ментальное и вербальное происхождение и исчезают во сне или обмороке, со временем они возвращаются. Я безвременно пребываю в моѐм собственном состоянии (сварупа ) в сейчас . Прошлое и будущее существуют только в уме, я есть сейчас .
Вопрос: Мир тоже существует сейчас .
Махарадж: Какой мир?
Вопрос: Мир вокруг нас.
Махарадж: Вы имеете в виду ваш мир, не мой. Что вы знаете обо мне, если даже мой разговор с вами существует только в вашем мире? У вас нет причин верить, что мой мир подобен вашему. Мой мир реален, именно таков, каким воспринимается, а ваш появляется и исчезает в зависимости от состояний вашего ума. Ваш мир чужд вам, и вы боитесь его. Мой мир – это я сам . Я у себя дома.
Вопрос: Если вы и мир – одно, как вы можете его сознавать? Разве субъект сознания не отличен от объекта?
Махарадж: Сознание и мир появляются и исчезают вместе, поскольку они – два аспекта одного и того же состояния.
Вопрос: Во сне меня нет, а мир продолжается.
Махарадж: Откуда вы знаете?
Вопрос: Я узнаю об этом, когда просыпаюсь. Память подсказывает мне.
Махарадж: Память – это ум. Ум продолжается во сне.
Вопрос: Частично он отсутствует.
Махарадж: Но его картина мира не меняется. Пока есть ум, есть и ваше тело, и ваш мир. Ваш мир создан умом. Субъективный, заключѐнный внутри ума, фрагментарный, временный, персональный, он висит на волоске памяти.
Вопрос: Как и ваш?
Махарадж: Нет, что вы! Я живу в действительном мире, а вы – в мире представлений. Ваш мир персональный, личный, его нельзя разделить с другими, он только ваш. Никто не может войти в него, видеть так, как видите вы, слышать так, как слышите вы, чувствовать ваши эмоции и думать ваши мысли. В вашем мире вы совершенно одни, замкнуты в своѐм вечно меняющемся сне, который считаете жизнью. Мой мир открыт, един для всех, доступен всем. В моѐм мире есть общность, озарение, любовь, качество реальности. Индивидуальное тотально, тотальность – в индивидуальности. Всѐ едино, и Одно есть всѐ.
Вопрос: Ваш мир так же полон вещей и людей, как и мой?
Махарадж: Нет, он наполнен мной.
Вопрос: Но вы видите и слышите так же, как мы?
Махарадж: Да, со стороны кажется, что я слышу, вижу, разговариваю и действую, но для меня это просто происходит, как для вас происходит пищеварение или потоотделение. Механизм тела-ума присматривает за происходящим, но не требует моего участия. Так же как вы не принимаете участия в росте ваших волос, так и я не забочусь о своих словах и действиях. Они просто случаются и не затрагивают меня, поскольку в моѐм мире не бывает неправильных вещей.
Нисаргадатта Махарадж - "Я есть То" Л