__

РАМТА - ЭЗОТЕРИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ » Ноцебо: убийственный эффект опасных убеждений


Ноцебо: убийственный эффект опасных убеждений

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

То, о чём вы думаете, может убить вас!
ДАВНО ДОКАЗАНО, что ожидание болезни может быть столь же опасным, как сам недуг. К примеру, последователи культа вуду часто прибегают к внушению, если им необходимо кому-то навредить. Вудуист заставляет человека поверить в заболевание, в результате у него проявляются различные симптомы, в некоторых случаях жертва буквально сама убивает себя. Этот феномен известен как «эффект ноцебо» (лат. nocebo — «я поврежу»).

Ноцебо: убийственный эффект опасных убеждений

Учёные уверяют, что опасные для здоровья убеждения могут передаваться от человека к человеку и распространяться через средства массовой информации

Чтобы прочувствовать эффект ноцебо на себе, необязательно провоцировать какого-нибудь жреца вуду — достаточно пролистать пару газет или обменяться сплетнями с коллегами по работе. Учёные уверяют, что опасные для здоровья убеждения могут передаваться от человека к человеку и распространяться через средства массовой информации. Вспомните — некоторое время назад прошёл слух, что сотовые телефоны пагубно действуют на мозг и хотя научных доказательств этого никто до сих пор не предоставил, тысячи людей во всём мире заявили, что мобильник стал для них источником головной боли, в буквальном смысле этого слова. Однажды медики поставили эксперимент, чтобы выявить связь между головной болью и сотовыми, при этом некоторые его участники жаловались на недомогание, даже если вместо настоящих телефонов на них «влияли» муляжи.

Эффект плацебо бывает настолько выраженным, что может не слишком удачную шутку превратить в настоящую трагедию. В качестве яркого примера пагубного самовнушения знаменитый немецкий психиатр Эрих Меннингер фон Лерхенталь приводил следующую историю, случившуюся с его студентами в Вене. Желая проучить одного из сотрудников университета, студенты затащили его в заранее подготовленную комнату, завязали глаза и объявили, что сейчас его обезглавят. Голову несчастного положили на деревянную колоду, а затем шутники ударили его по шее мокрым холодным полотенцем. В тот же момент жертва жестокого розыгрыша скончалась.

Ноцебо способен влиять не только на самочувствие человека, но и на физиологические показатели. В медицинских кругах широко известен случай, произошедший в 2007-м году. Пациент, проходивший курс лечения от депрессии, решил свести счёты с жизнью и проглотил несколько десятков выписанных ему таблеток. Мужчина рухнул бездыханным прямо в коридоре клиники, его кровяное давление резко упало и если бы не срочные меры, предпринятые подоспевшими вовремя врачами, его бы не было в живых. Самое удивительное, что анализ крови не выявил никаких сильнодействующих веществ в организме несостоявшегося самоубийцы. «Откачавшие» его медики некоторое время ломали голову над загадочным происшествием и только несколько часов спустя

Ноцебо способен влиять не только на самочувствие человека, но и на физиологические показатели. В медицинских кругах широко известен случай, произошедший в 2007-м году. Пациент, проходивший курс лечения от депрессии, решил свести счёты с жизнью и проглотил несколько десятков выписанных ему таблеток. Мужчина рухнул бездыханным прямо в коридоре клиники, его кровяное давление резко упало и если бы не срочные меры, предпринятые подоспевшими вовремя врачами, его бы не было в живых. Самое удивительное, что анализ крови не выявил никаких сильнодействующих веществ в организме несостоявшегося самоубийцы. «Откачавшие» его медики некоторое время ломали голову над загадочным происшествием и только несколько часов спустя лечащий врач пациента объяснил, что тот участвовал в эксперименте по изучению эффекта плацебо и чуть было не умер от «передозировки» сладкими «пустышками».

Конечно, всё это выглядит несколько комично, но по мнению Фабрицио Бенедетти, нейрофизиолога из Медицинской школы при Туринском университете, ноцебо действительно может прикончить человека. Ожидание и страх перед недомоганием самым непосредственным образом воздействуют на гипоталамус, гипофиз и мозговую часть надпочечников, провоцируя мощный гормональный взрыв. По большому счёту, организму всё равно, реальна опасность или её «создал» мозг — если страх перед угрозой достаточно силён, есть риск летального исхода.

То, о чём вы думаете, может убить вас
Как уже говорилось ранее, эффект ноцебо может передаваться через сплетни и слухи. Тот же Бенедетти в прошлом году устроил следующий эксперимент. Он предложил группе из более чем ста студентов совершить поход в горы, на высоту около 3 ТЫСм и за несколько дней до путешествия сообщил одному из них, что разреженный горный воздух может вызвать мигрень. «Посвященный» передал новость своим товарищам и ко дню похода около четверти его участников жаловались на сильную головную боль. Более того — их анализы показали, будто юноши и девушки только что вернулись из горного похода, где дышали воздухом с пониженным содержанием кислорода. «У „инфицированных“ слухами изменилась биохимия мозга» — отмечает нейрофизиолог.

Иными словами, эффект ноцебо может распространяться как своеобразная эпидемия и охватывать довольно многочисленные группы людей. При этом, человек порой даже не понимает, что вызвало недомогание — по некоторым данным, ноцебо действует и передаётся на уровне подсознательных сигналов.

Ещё несколько примеров загадочных массовых недугов, которые можно объяснить, пожалуй, только вспышками эффекта ноцебо. В июле 1518-го года во французском городе Страсбург на улице заметили женщину, которая исполняла странный танец, продолжавшийся несколько дней. К ней присоединялись другие горожане и постепенно «флешмоб» разросся почти до 400 участников. К концу лета несколько десятков участников «танцевального марафона» погибли сердечного приступа или истощения — этот трагический эпизод вошёл в историю, как «Танцевальная чума». В 1962-м году неведомая болезнь поразила десятки рабочих одной из американских текстильных фабрик. Среди симптомов были тошнота, онемение конечностей, головокружение, однако никому из пациентов врачи не смогли поставить диагноз. Официальная версия гласит, что виной всему — массовая истерия. В конце XIX-го века многие пользователи модного гаджета под названием «телефон» жаловались, что после телефонных разговоров у них кружится и БОЛИТ голова.

Вообще, страх перед техническим прогрессом часто порождает эффект ноцебо. Например, в Канаде довольно распространён так называемый «синдром ветряной турбины» — канадцы, живущие неподалёку от ветряных электростанций уверяют, что страдают бессонницей и немочью и разумеется, виноваты в этом ветряные турбины. В последнее время во многих странах мира участились жалобы на проблемы со зрением из-за просмотра 3D-телевизоров — врачи полагают, что виной этому также может быть эффект ноцебо, однако изучение влияния 3D-технологий на здоровье людей пока только набирает обороты.

Как остановить эпидемии смертельно опасных слухов и убеждений? Одной из мер может быть усиление контроля над деятельностью недобросовестных СМИ, распространяющих сведения, способные спровоцировать вспышки ноцебо. Кроме того, важно всячески повышать уровень образованности людей, объяснять им, что их доверчивость может создавать угрозу для их самочувствия. «Мы должны дать понять пациентам, что это внутренний страх и с ним нужно бороться» — говорит Димос Митсикостас. Он признаёт, что при всех достижениях современной медицинской науки нельзя игнорировать связь между мышлением и физическим ЗДОРОВЬЕМ. «Тысячелетиями медицина использовала волю людей, чтобы лечить их. Конечно, одного желания выздороветь недостаточно, чтобы победить болезнь, но без него никак не обойтись» — добавляет врач.

+2

2

Путник написал(а):

Ноцебо: убийственный эффект опасных убеждений

Отличная статья, Путник. Я давно убедился, что сила убеждения делает чудеса или наоборот провоцирует болезнь. У меня матушка лежала в больничке и вскоре стала жаловаться на бессонницу, требуя у врачей снотворного. Сначала ей кололи снотворное, после чего она засыпала, как младенец. Но врач сказал мне, что колоть снотворное каждый день ей противопоказано, тормозит действие основного лекарства. Тогда я предложил заменить снотворное другим, безопасным лекарством и мы решили ей колоть витамины. И каждый день медсестра говорила, что вводит снотворное, а на самом деле это были витамины и матушка спокойно засыпала до утра.

0

3

Однако в статье намешено несколько понятий......................Под нацебо здесь и плацебо и ментальные вирусы и чистое самовнушение. Видно что автор не медик и слабо владеет темой. Статья чисто для популизма (для увеличение тиража своего издания).

0

4

Наверно эффект самовнушения пытаются вместить в график. где его показания в виде кривой в зависимости от факторов влияющих на это состояние.  Наверно это очень древняя наука управления.

0

5

Путник написал(а):

Ноцебо способен влиять не только на самочувствие человека, но и на физиологические показатели.

это знают, и этим пользуются все вуду колдуны.....и не только заморские, но и доморощенные маги и "мистики", которые наводят порчи, и их же за большие бабки типа снимают

0

6

SERGXXX написал(а):

Наверно эффект самовнушения пытаются вместить в график. где его показания в виде кривой в зависимости от факторов влияющих на это состояние.  Наверно это очень древняя наука управления.

Сейчас ты говоришь ( и автор тоже частично это упоминал) о непрямом управлении .................Хорошо об этом в лекциях генерала Петрова (Концепция Общественной Безопасности...........КОБ...........................)           http://kobtv.narod.ru/Petrov-kurs/video/1.html

Отредактировано Триглас (19-09-2015 12:04:12)

0

7

Твой рецепт?... как отличить реальность от ноцебо.

Отредактировано SERGXXX (19-09-2015 18:20:37)

0

8

SERGXXX написал(а):

Твой рецепт?... как отличить реальность от ноцебо.

Я не использую этот термин......................и написал почему - в нём смешано несколько отдельных понятий психологии...................Конкретно по ментальным вирусам - "Вирусы сознания"  - автор кажется Сан Лайт.
Ссылку на лекции генерала Петрова - дал.
По плацебо можно погуглить..................
И ещё одно - в своей неоконченной книге (тема "Неоконченная книга") я подошёл к вопросу воздействия мысли на физическое тело.............но в связи с неинтересом к теме - перестал выкладывать.
ПыСы И ноцебо и плацебо стают реальностью если ты воспринимаешь это как реальность. Более сложный вопрос - Как заставить твой мозг поверить в придуманное тобой и изменить физическое тело по задуманной схеме - тут надо разбираться и накапливать знания..........что я и пытаюсь делать.

Отредактировано Триглас (19-09-2015 22:01:19)

0

9

Триглас написал(а):

И ноцебо и плацебо стают реальностью если ты воспринимаешь это как реальность

Интересно читать  и когда ты продолжишь свою книгу... насчет реальности - ну наверно это механизм познания . хотя наверно у богов есть свой прием - изменяют и не задумываются как это сделать.

Только не умничай пожалуйста над моими мыслями ... я  соображаю. http://yapro.ru/javascript/jquery.lebnik.Comments/smiles/37.gif

0

10

SERGXXX написал(а):

и когда ты продолжишь свою книгу...

Так я выкладывал её............уехал на море на 6 дней..........приехал - никто даже не вспоминает...........Значит людям неинтересно.....................А зачем выкладывать то что неинтересно?.............Вот сам и накапливаю знания...........
А смысл той системы оздоровления, которую я пытаюсь сформулировать, как раз и заключается в том, чтобы плацебо сделать управляемым процессом..................Чтобы не доктор тебя обманывал а чтобы ты сам "проектировал" изменения своего тела.

0

11

SERGXXX написал(а):

насчет реальности - ну наверно это механизм познания . хотя наверно у богов есть свой прием - изменяют и не задумываются как это сделать.

В принципе реально то, что можно сделать в течении одной жизни.......обладая определённой технологией работы со своим мозгом.....в смысле и изменения своего тела.....................Вот давно мучает вопрос - можно ли лет за 25-30 вырастить жабры например?...........И стать Ихтиандром!!!

0

12

МУЖЕСТВО БЫТЬ СОБОЙ



Мужество быть собой

Всякий раз, когда я делал не то, что хочу, – я убивал себя.

Каждый раз, когда я говорил кому-то «Да»

в то время как хотел сказать «Нет» – я убивал себя.

В. Гусев

Вся жизнь индивида – это не что иное, как процесс рождения себя;

мы, наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей – умереть, не успев родиться.

Эрих Фромм

Начну с моей любимой притчи Кафки «Врата закона».

У врат Закона стоял привратник. Пришёл к привратнику поселянин и попросил пропустить его к Закону. Но привратник сказал, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал посетитель и вновь спросил, может ли он войти туда впоследствии?

— Возможно, — ответил привратник, — но сейчас войти нельзя.

Однако врата Закона, как всегда, открыты, а привратник стоял в стороне, и проситель, наклонившись, постарался заглянуть в недра Закона. Увидев это, привратник засмеялся и сказал:

— Если тебе так не терпится, попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество моё велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх.

Не ожидал таких препон поселянин: «Ведь доступ к Закону должен быть открыт для всех в любой час», — подумал он. Но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжёлую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую чёрную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти.

Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидел он там день за днём и год за годом. Непрестанно добивался он, чтобы его впустили, и докучал привратнику этими просьбами. Иногда привратник допрашивал его, выпытывал, откуда он родом и многое другое, но вопросы задавал безучастно, как важный господин, и под конец непрестанно повторял, что пропустить его он ещё не может.

Много добра взял с собой в дорогу поселянин, и всё, даже самое ценное, он отдавал, чтобы подкупить привратника. А тот всё принимал, но при этом говорил:

— Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил.

Шли года, внимание просителя неотступно было приковано к привратнику. Он забыл, что есть ещё другие стражи, и ему казалось, что только этот, первый, преграждает ему доступ к Закону. В первые годы он громко проклинал эту свою неудачу, а потом пришла старость и он только ворчал про себя.

Наконец он впал в детство, и, оттого что он столько лет изучал привратника и знал каждую блоху в его меховом воротнике, он молил даже этих блох помочь ему уговорить привратника. Уже померк свет в его глазах, и он не понимал, потемнело ли всё вокруг, или его обманывало зрение. Но теперь, во тьме, он увидел, что неугасимый свет струится из врат Закона.

И вот жизнь его подошла к концу. Перед смертью всё, что он испытал за долгие годы, свелось в его мыслях к одному вопросу — этот вопрос он ещё ни разу не задавал привратнику. Он подозвал его кивком — окоченевшее тело уже не повиновалось ему, подняться он не мог. И привратнику пришлось низко наклониться — теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста.

— Что тебе ещё нужно узнать? — спросил привратник. — Ненасытный ты человек!

— Ведь все люди стремятся к Закону, — сказал тот, — как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?

И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, закричал изо всех сил, чтобы тот ещё успел услыхать ответ:

— Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их.

Красивая и глубокая притча, наполненная экзистенциональной тоской и печалью. Тоской за непрожитую жизнь. Ее герой умер  в ожидании жизни, ему не хватило мужества для того, чтобы встретиться с собой.

Явно или подспудно эта тема «звучит» в жизни каждого человека, обостряясь в периоды экзистенциональных кризисов. «Кто Я?», «Для чего пришел в этот мир?», «Так ли я живу?», «С теми ли я живу, с кем хочу жить?» – чаще всего эти вопросы хотя бы раз в жизни встают перед каждым человеком.

Уже сама постановка этих вопросов требует определенного мужества, так как предполагает необходимость честной инвентаризации своей жизни и встречи с собой. Именно об этом еще один известный текст.

Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:

– Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».

Встреча с собой неизбежно обостряет тревогу, так как ставит человека перед выбором – между Я и не-я, Я и Другим, своей жизнью и чьим то сценарием.

И всякий раз в ситуации выбора мы сталкиваемся с двумя альтернативами:Спокойствие или Тревога.

Выбирая привычное, знакомое, устоявшееся, мы выбираем спокойствие и стабильность. Мы выбираем знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что завтрашний день будет похож на сегодняшний, полагаясь на других. Выбирая новое – мы выбираем тревогу, так как остаемся один на один с собой. Это как ехать в поезде, зная, что у тебя есть гарантированное место, определенный маршрут, гарантированный минимум удобств (в зависимости от класса вагона), конечный пункт. Выйдешь из поезда – и сразу откроются новые возможности, но одновременно и повысится тревога и непредсказуемость. И здесь нужно мужество, чтобы положиться на себя и на судьбу.

Цена спокойствия – психологическая смерть. Выбор спокойствия и стабильности приводит к отказу от развития и в итоге к отчуждению от своего Я, принятию ложной идентичности. И тогда неизбежно оказазываешься перед закрытыми воротами своей жизни, как герой притчи Кафки.

Быть собой – значит быть живым, рисковать, делать выборы, встречаться с собой, своими желаниями, потребностями, чувствами и неизбежно сталкиваться с тревогой неопределенности. Быть собой –значит отказываться от ложных идентичностей, снимать с себя как с луковицы слой за слоем не-себя.

И здесь мы неизбежно встречаемся с выбором между собой и другими. Выбор себя нередко предполагает отвержение другого.

И здесь бы не свалиться в крайности. Цена альтруизма – забвение себя. Цена эгоизма – одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим – предательство себя, психологическая смерть, а нередко и физическая в виде болезней. Далеко не всегда в этом выборе между собой и другими человек выбирает себя.

Что же это за цена, ради которой человек отказывается от самого себя?

Эта цена – любовь. Величайшая социальная потребность – быть любимым.Взрослые кто осознанно, а кто интуитивно знают об этом и пользуются этим, воспитывая детей.  «Будь таким, как я хочу, и я тебя буду любить» – вот нехитрая, но действенная формула отказа от своего Я.

В дальнейшем потребность в любви от Другого трансформируется в потребности в признании, уважении, принадлежности и многие другие социальные потребности.«Откажись от себя и ты будешь наш, мы признаем, что ты – это ты!».

В одном из моих любимых фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова и Григория Горина выбор для героя между собой и другими – это выбор между жизнью и смертью. Смертью не физической, а психологической. Все окружение барона не хочет признать его уникальности, пытается сделать его таким, как они.

«Присоединяйтесь, барон!» – настойчиво звучат их голоса, станьте одним из нас.

«Присоединяйтесь, барон!» это значит – откажитесь от своих убеждений, от того, во что ты веришь, соври, откажись от себя, предай себя! Вот цена социального комфорта!

Однажды барон Мюнхгаузен уже отказался  от себя, попрощался со своей прошлой безумной жизнью и стал обыкновенным садовником по фамилии Милллер.

— Откуда такая фамилия? — удивился Томас.

— Самая обыкновенная. В Германии иметь фамилию Миллер — все равно что не иметь никакой.

Так символично автор текста передал идею отказа от себя, потери себя и своей идентичности.

По каким критериям можно судить о психологической смерти?

Маркеры психологической смерти:

Депрессия

Апатия

Скука

Маркерами  психической жизни в свою очередь являются:

Креативность

Юмор

Сомнения

Радость

Что приводит к отказу от своего я и в итоге к психологической смерти?

Здесь мы сталкиваемся с целым рядом социальных посланий, оценочных по сути и предполагающих отказ от собственной идентичности: «Не выпячивайся!», «Будь как все!», «Будь таким, каким я хочу!», «Соответствуй роли, статусу, положению…»  – вот лишь некоторые из них.

Встречаясь с такого рода посланиями, человек встречается с сильными чувствами, которые приводят к отчуждению от Я и принятию ложной идентичности. Нерешенная задача психологического рождения в свое время (кризис Я-сам) накладывается на следующий кризис – подростковый, середины жизни…

Что это за чувства, которые останавливают процесс психической жизни и приводят к отказу от своего Я?

Страх   

Стыд

Вина

При этом и страх, и стыд, и вина могут выступать мотиваторами восстановления психической жизни, если они имеют экзистенциальную природу. К примеру, страх за непрожитую жизнь.

Более подробно хочу остановиться на экзистенциальной вине . Экзистенциальная вина – вина перед самим собой за неиспользованные в прошлом возможности. Сожаление об упущенном времени… Боль от непроизнесенных слов, от невыраженных чувств, возникающая тогда, когда уже поздно… Нерожденные дети… Невыбранная работа… Неиспользованный шанс… Боль, когда уже невозможно отыграть назад. Экзистенциальная вина – ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы тоже можем прятаться – загружая себя ненужными делами, сеьезными проектами, сильными чувствами…

С другой стороны есть чувства, реанимирующие собственное Я и подталкивающие к поиску своей подлинной идентичности.

Чувства, которые восстанавливают процесс психической жизни:

Удивление

Злость

Отвращение

И еще любопытство.  Любопытство позволяет преодолевать страх. Вся наша жизнь между страхом и любопытством. Побеждает любопытство – побеждает жизнь, развитие; побеждает страх – побеждает психологическая смерть.

У каждого человека есть предел, черта, перейдя которую он перестает быть собой. Чаще всего это связанно с ценностями, именно они являются стержнем идентичности.

Ценность чего-либо бывает легче опознать тогда, когда это нечто теряешь. Потеря чего-то ценного для человека субъективно переживается им как сожаление. Наиболее отчетливо иерархия ценностей вытраивается в экзистенциальных ситуациях, ведущей из которых является встреча человека со смертью.

Интересными представляются наблюдения женщины, которая много лет работала в хосписе. В её обязанность входило облегчение состояния умирающих пациентов, с кем она проводила последние дни и часы. Из своих наблюдений она составила список основных сожалений людей, подошедших к самому краю жизни, сожалений людей, которым оставалось жить считанные дни, а может даже и минуты. Вот они:

1. Я сожалею, что у меня не было смелости, чтобы жить жизнью, правильной именно для меня, а не жизнью, которую ожидали от меня другие.

2. Мне жаль, что я так много работал.

3. Мне жаль, что у меня не было смелости выразить свои чувства.

4. Мне жаль, что я не поддерживал отношения со своими друзьями.

5. Мне жаль, что я не позволил/позволила себе быть более счастливым.

В ситуации экзистенциальных кризисов жизни человек неизбежно встречается с вопросами своей идентичности, и обращение к ценностям, их ревизия позволяет «отделить зерна от плевел», заново выстроить для себя их иерархию, которые составят костяк подлинной идентичности. В этом контексте кризисы можно воспринимать как шанс родиться.

В ситуации психотерапии терапевт нередко создает условия для такой встречи человека с самим собой, которая приводит к обретению подлинной идентичности и психологическому рождению

Малейчук Геннадий Иванович

0

13

Кому как не творцу известно был ты самим собой или нет...остальное - все личные поиски.

0


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ » Ноцебо: убийственный эффект опасных убеждений


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно