Мы приучаем их пользоваться шаблонами, стандартно думать, стандартно чувствовать... И при этом считаем, что облегчаем им жизнь.
Речь пойдет о наших с вами детях, точнее, – о том, чему и как мы их учим. Для меня, как для родителя и преподавателя, это важно. Конкретный пример – преподавание математики. Казалось бы, узкопрофессиональный вопрос, но он проясняет глубину и остроту проблемы.
Математика – один из центральных предметов, которому уделяется большое внимание. И в самом деле, разработана специальная сложная система, предусматривающая возможность обучать детей разного уровня мышления, способностей, возможностей... Составляются разные программы, чтобы каждому ребенку дать именно то, что ему нужно.
Но дело в том, что в программах на всех уровнях (и особенно это ощущается в программах для детей с не самыми большими мыслительными способностями) прослеживается желание сделать для них какую-то заготовку, дать им что-то готовое, чтобы ребенок смог справиться с поставленной задачей, не вникая в нее. Ему дается просто готовый шаблон, куда нужно вставить числа. Даже считать от него не требуется, – для этого есть калькулятор. Я не могла себе представить, что математику можно «вызубрить». Оказывается, можно! Учат наизусть несколько типов стандартных задач и прекрасно пишут контрольные работы, ничего в них не понимая... Как говорится в одном всеми нами любимом фильме, – «и зайца можно научить курить» – но зачем? Учеба превращается в дрессировку, да и математика теряет свою функцию. Но кого это волнует?
Получается, что умные и заботливые взрослые думают и разрабатывают методику, как научить детей не думать! И самое страшное не то, что ученик 9-10 класса, имея хорошую оценку по математике, не может сам разделить 12 на 3 (это не преувеличение, а практическое наблюдение), и даже не то, что он представления не имеет, что такое математика, и при этом думает, что владеет предметом.
И вообще, дело не только в математике, да и не столько в ней, а в том, что мы «впихиваем» в наших детей информацию, не объясняя, зачем она им нужна, мы толкаем их к тому, чтобы не думать, не вникать в проблему, не искать причинно-следственные связи, не спрашивать, «откуда», «зачем», «какой смысл», «для какой цели».
Мы приучаем их пользоваться шаблонами, стандартно думать, стандартно чувствовать... И при этом считаем, что облегчаем им жизнь. А может быть, «легче» не всегда означает «лучше»? Может быть, этим мы их обкрадываем, опустошаем? Может быть, мы отнимаем у них возможность, способность задуматься о чем-то самом главном? Может быть, поэтому они вырастают опустошенными, безразличными, не видящими перед собой никакой достойной цели, не способными принимать решение, когда жизнь подбрасывает им «нестандартную задачку»?
Возможно, им будет легче и лучше, если они поймут, что математика, так же, как и все, что дано в жизни, и сама жизнь, – это не шаблон, а инструмент, которым надо уметь пользоваться. Возможно, тогда они будут более жизнеспособными. Но для этого сперва мы сами должны пересмотреть наше отношение к жизни. Ведь у нас те же самые шаблоны – «плохо-хорошо», «ложь-правда» – понятия, усвоенные большинством с детства. Нас учили, что Бог есть, – значит, Он есть, учили, что Его нет, – значит, нет. А ведь даже Тора (как написано и как говорят ее настоящие знатоки – каббалисты), по своей сути, – это всего лишь инструмент, инструкция («ораа» на иврите) для достижения истины, красоты, – к чему, на самом деле, мы все и стремимся. Ее читают вдоль и поперек и даже по диагонали, ее учат наизусть, ее почитают, обсуждают. Но кто использует ее как инструмент? Только те, кто умеют и хотят ею пользоваться.
Причем тут Тора и Каббала, можете спросить Вы, ведь мы говорили о проблеме в системе образования. Да, но что толку говорить о проблеме, если не можешь ее решить. Если у кого-то есть готовый ответ, подскажите (если это не очередной шаблон). Я много раз пыталась решить эту «задачку» и приходила к одному и тому же выводу – как только начинаешь трогать одну проблему, за ней тянется целая цепочка, настолько длинная, что не знаешь за что и ухватиться, да и руки не везде доходят. Это похоже на плохое лечение, когда лечат один орган, а вред приносят всему организму. И получается: чтобы исправить систему воспитания, нужно исправить весь мир. А с другой стороны, как говорил Януш Корчак, «исправить мир – означает исправить систему воспитания». С чего начнем?
Мне понравился один совет: «Суть воспитания заключается не в том, чтобы «накачать» мозги ребенка знаниями, а в том, чтобы связать его с процессом, называемым жизнью. Помочь найти ответы на вопросы: «Что является источником жизни? Почему все происходит так, как происходит? Ради чего мы живем? Где находится возможность свободного выбора человека, и чего требует от нас Высшая сила, сила природы? В чем предназначение науки? Что, как и зачем надо изучать?»
Только в том случае, если мы обучим наших детей законам, по которым действует Высшая природа, разъясним, куда она ведет нас и какую цель преследует, мы сможем дать им в руки практические инструменты, которые позволят обустроиться в той реальности, в которой мы живем. Но для этого мы должны сами изучить эти законы».
Эта цитата из книги Михаэля Лайтмана «Последнее поколение» представляет каббалистический подход к вопросу о системе воспитания. Мне кажется, он не может быть шаблонным, потому что он учит, как самому найти ответы на свои вопросы, как самому постичь высшее управление. Наверное, поэтому и сказано, что каждый пишет Тору сам. И это не теоретический совет. Я видела, что это «работает». Я видела этих детей и подростков, которые воспитываются на этих принципах. Я не знаю, как они учат математику, но у них особое отношение к жизни, к учебе. Я почувствовала в них поиск, движение, жизненные силы.
И я подумала, что, может быть, до того, как мы возьмемся обучать детей и, тем более, разрабатывать для них методику обучения, нам стоит – вместе со всей педагогической и воспитательной литературой – ознакомиться и с методикой каббалы, тем более, что сейчас уже существуют книги, которые, будучи основанными на истинных первоисточниках, в то же время адаптированы специально для нашего поколения (написаны на понятном нам языке).
У меня двое детей. Они уже не маленькие, скоро армия... И разумеется, я их очень люблю, и для меня они самые замечательные, но если бы 10–15 лет назад я смотрела на жизнь теми глазами, какими смотрю сегодня (благодаря каббале), я смогла бы дать им гораздо больше, чем дала. Давайте постараемся заботиться о наших детях не шаблонно, а по-настоящему!
Тамара Крихели
материал взят с газеты "Единый мир"