ТВОРЕЦ, ТВОРЕНИЕ, ДЕЛАТЕЛЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ТРИПУРА РАХАСЬЯ (с комментариями)
ГЛАВА ІX
96-97. "Форма, вкус, запах, осязание, звук, страдание, наслаждение, акт обретения или обретаемый объект – для всего этого нет места в той Запредельности, которая является основой и поддержкой всего сущего, и которая является сущностью всего, но она не исчерпывается только этим, превосходя всё это. Она – Всевышний Господь, Творец, Хранитель и Разрушитель вселенной, и Извечное Существо.
Комментарий: Форма, вкус, запах, осязание, звук, страдание, наслаждение, акт обретения или обретаемый объект – этого всего реально нет.
Запредельность - является основой всего Сущего, а Сущего реально нет. Запредельность как Извечное Существо - рассматривается как "Всевышний Господь, Творец, Хранитель и Разрушитель вселенной"... Вселенной как сущей формы также реально нет. Такая формулировка может показаться странной, но рассмотрим дальше...
ГЛАВА XI
-40...вселенная возникает только как образ на поверхности зеркала Абсолюта. Это заключение находится в гармонии со всеми фактами.
Комментарий: Вселенная - образ
41-45. "Творение подобно трюку фокусника, и оно – обитель, рождённая божественным воображением.
Комментарий: Творение - трюк "фокусника", плод воображения.
71. "При помощи той чистой йоги, о Парашурама, созерцай творение, проявленное собственной волей, подобно галлюцинациям, вызванным факиром.
Комментарий: Творение - галлюцинация
75. "Так как вселенная – только проекция из зеркала сознания и проекция в зеркале сознания, то её нереальная природа может стать очевидной только в результате исследования, и никак иначе.
Комментарий: Вселенная - нереальна
76. "Истина никогда не может изменить своей природы, в то время как не-истина всегда переменчива. Посмотри, насколько изменчива природа мира!
Комментарий: Изменчивое - не Истина.
ГЛАВА XII
77-79. "Поэтому поверь мне на слово, что данный мир просто подобен миру сна.
Комментарий: мир - подобен сновидению.
81. "Бодрствующая вселенная кажется всем столь реальной только в силу привычки. Если она будет представлена как пустая, она растворится, превратившись в пустоту.
Комментарий: Бодрствующая вселенная лишь кажется реальной.
ГЛАВА XIV
59. "Это – начало творения; это первое проявление называется неведением, или темнотой. Возникая как бесконечно малая доля целого, оно проявляет себя так, как если бы оно было внешним по отношению к тому целому, из которого оно возникло, и обладает свойством чувства эго.
Комментарий: Начало творения - начало неведения - обладает чувством эго.
77-88 ... Поэтому я говорю, что этот мир – просто вымысел воображения.
Комментарий: Этот мир - вымысел воображения.
ГЛАВА XV
4. "Я понимаю, .... что объекты являются всего лишь нереальными образами подобно городу, отражённому в зеркале
Комментарий: Объекты - нереальные образы.
59-63. "То, о чём ты спрашиваешь – это изначальная и действенная причина вселенной; у этой причины нет начала, середины или конца, и она не затрагиваема временем и местом. Это чистое, неразрывное, единое Сознание. Весь мир проявлен в нём, подобно городу в зеркале. Таково то запредельное состояние. При его осознании (реализации) человек становится бессмертным; тогда уже нет места для сомнений и неуверенности, больше нет причины для невежества, как это было прежде при наблюдении неисчислимых отражённых образов; и больше не будет места для желания, потому что запредельность уже испытана.
Комментарий: когда приходит осознание, что Весь мир проявлен в Сознании, подобно городу в зеркале и не будет места для желаний - запредельность испытана.
ГЛАВА XVI
14. "Тот факт, что Веды указывают на это только косвенно – посредством высказывания "не то, не то", показывает, что знание может быть передано
Комментарий: НЕ ТО, НЕ ТО - ничто, что можно воспринять, описать, вообразить - не является Абсолютом.
21. "Подобным образом может быть проявлен чистый Разум – посредством устранения от него всего, что может быть познано. Он не может быть познан как обладающий теми или иными качествами, ибо он – опора всего и вся.
Комментарий: Чистый Разум не обладает качествами, которые могут быть познаны.
22. "Это, являющееся высшей Сущностью искателя, не постижимо. Исследуй свою истинную высшую Сущность вышеприведённым образом.
Комментарий: Исследуй свою истинную высшую Сущность - как то, что не обладает качествами, которые могут быть познаны.
64. "Сейчас я сообщу тебе о различии между сном и самадхи. Слушай внимательно:
"Существует два состояния ума: (1) Освещение и (2) Рассмотрение.
65. "Первое состояние – соединение ума с внешними объектами, когда он замечает их, а второе – обдумывание увиденного объекта.
Комментарий: Состояние ума, которое предшествует обдумыванию - соединение ума с объектом. Объект - это ум.
66. "Освещение не обусловлено и не определено ограничениями объектов; обдумывание обусловлено и определено ограничениями, относящимися к замеченным объектам
Комментарий: Восприятие без определений и обдумываний - не ограничено. Определение и обдумывание - ограничение.
67. "На предварительной стадии простого освещения не отмечается никаких различий. Сама вещь ещё не определена, так что освещение, как считается, не обусловлено, оно не определено.
Комментарий: Восприятие без определений и обдумываний - не обусловлено.
68. "Вещь становится определённой позже, и тогда о ней говорят, что она такая-то и такая-то. Это – восприятие вещи после обдумывания.
Комментарий: Восприятие описанной "вещи" - ограниченное восприятие. По сути такое восприятие - это восприятие описания, представления. Воспринимается всегда Абсолютное, но при этом может казаться, что это нечто другое, например, - камень, цветок, птица, человек, враг, друг, наслаждение, страдание и т.п.
ГЛАВА XVII
31-34....фундаментальная причина невежества проявляется как 'Я есмь'...
Комментарий: "Я есть" - корень невежества - заблуждение.
53-60. "Обрати внимание, о брамин, что движущееся творение – лишь малая доля неподвижного
Комментарий: Творение - это движение безначального Неподвижного, а не создание отсутствующего в безначальном Абсолюте
101. "Мой собственный свет проявляет разнообразные действия по всему миру, который, опять же, является моим собственным проявлением.
Комментарий: Свет Чистого Разума (Абсолюта) освещает различные действия, которые являются проявлением Абсолюта.
102. "Какая разница, если кто-то будет проявлять себя через действие или бездействие? Где обретение или потеря в таком проявлении?
Комментарий: В действиях и в бездействии - нет ни обретения, ни потери. Это естественно, поскольку все проявленное - вымысел воображения, нереальные образы.
104-105. "Пусть тело делает то, что ему нравится. Размышляя таким образом, я всегда пребываю в своей собственной высшей Сущности как Совершенный источник Блаженства и чистое непрерывное сознание. И поэтому я нахожусь в состоянии совершенства и остаюсь незапятнанным.
Комментарий: Воображаемое тело, участвующее ввоображаемой дятельности, - никак не затрагивает чистое непрерывное сознание.
ГЛАВА XVIII
3-5 ....чистый ум, полностью лишённый всякого объективного знания (или мысли), – это чистый разум. Непрерывное состояние бдительного осознавания – его природа. Поэтому он всегда самореализован, ибо, помимо него самого, не может быть признан никакой другой знающий.
Комментарий: Чистый ум, не использующий объективные знания тождественен чистому разуму. Его природа - непрерывное осознавание, которое не является мыслительным процессом.
16. "Поэтому исключи творение как простую мысль или ряд мыслей, и осознай недвойственный, остаточный и чистый разум как высшую Сущность.
Комментарий: Исключи творение как мысль (мысли) - осознай чистый разум - высшую Сущность.
17. "Если тело и творение превзойдены и высшая Сущность осознана хотя бы единожды, то в результате появляется мудрость, которая уничтожит невежество и прекратит цикл рождения и смерти.
Комментарий: Осознание высшей сущности возможно, если тело и творение воспринимаются как вымысел, нереальные образы.
18. "Мокшу (освобождение) не следует искать в небесах, на земле или в нижних сферах. Она синонимична Самореализации. Освобождение – это просто проявление (реализация) чистого естественного состояния своей высшей Сущности в результате избавления от санкальп (мыслей или воображения).
Комментарий: Осознание нереальности мыслей и всего воображаемого необходимо для открытия чистого естественного состояния своей высшей Сущности.
138-144. "Различие между сновидениями и состоянием бодрствования заключается в том факте, что в бодрствующем состоянии сновидение определяется как ложное, в то время как во сне бодрствующее состояние не является таким определённым. Поэтому состояние бодрствования всеми признано реальным. Но это неправильно. Ибо разве ты не испытываешь длительную продолжительность и целенаправленность в сновидении в той же самой степени, что и в состоянии бодрствования?
Комментарий: Воспринимаемое в состоянии бодрствования - не является реальным.
156-159. "Самое большое из всех заблуждений – уверенность в том, что знание не является заблуждением.
Комментарий: Все знания ума - заблуждение.
ГЛАВА XIX
17-29 "Существует ещё большее количество людей, которые не в состоянии, как бы хорошо их ни учили, понять учение;..... это жертвы желания, которые всегда охвачены жаждой деятельности (то есть желанием работать ради получения плодов).
Комментарий: Жажда деятельности ради "плодов" - препятствует осознанию своей истинной Сущности.
14-15. "Умы – это совокупные влияния предрасположенностей, накопленных кармой. Приложение усилий необходимо до тех пор, пока предрасположенности продолжают колебать ум.
Комментарий: Приложение усилий на искоренение предрасположенностей ума - необходимо. Приложение усилий на осуществление деятельности ради плодов - препятствует пониманию осознанию своей истинной Сущности.
ГЛАВА XX
31-40. "Я – чистый разум, из которого возникает космос, в котором он расцветает и в котором он растворяется, будучи подобным отражениям в зеркале... Невежественный знает Меня как грубую вселенную, в то время как мудрый воспринимает Меня как свою собственную чистую сущность.... "Моя проявленная относительная форма – это извечная пара – Высший Господь и Энергия – всегда пребывающие в неразделимом союзе как извечное сознание, пронизывающее три проявленных состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, покоящаяся на ложе, четырьмя опорами которого являются Брахма (Творец), Вишну (Хранитель), Шива (Разрушитель) и Ишвара (в котором всё исчезает)... "Брахма, Вишну, Шива, Ишвара, Садашива, Ганеша, Сканда, боги восьми сторон света, энергии их богинь, божественных сущностей, небесных змеев и других сверхчеловеческих существ – всё это проявления самой Меня...
Комментарий: Все воспринимаемое есть сон, иллюзия. Творение, хранение, разрушитель - лишь принципы этого сна - проявления Абсолюта.
46-49. "Хотя Я никак не вовлечена ни во что и всегда свободна, Я обладаю Моей силой – называемой майя; становлюсь окутанной невежеством, кажусь полной желаний, ищу их удовлетворения, безудержно и неугомонно расту, порождаю благоприятное и неблагоприятное окружение, рождаюсь и перерождаюсь в виде отдельных сущностей, с ростом мудрости ищу учителя и мудреца, учусь у него истине, применяю её на практике и, в конечном счёте, становлюсь освобождённой. Всё это происходит в Моём чистом, незапятнанном и извечно свободном абсолютном разуме. Эти проявления невежественного и свободного, а также и другие, называются Моим творением...
Комментарий: Все воспринимаемое, которое является по сути воображаемыми, нереальными образами - называют творением Абсолюта.
ГЛАВА XXI
27. "Лучший среди мудрецов способен без всяких колебаний дать полные ответы на вопросы, касающиеся Реализации и самых возвышенных истин.
28. "Он кажется спонтанно оживляющимся при обсуждении вопросов, имеющих отношение к джнане (реализации), и никогда не утомляется, разъясняя их.
Комментарий: Нет вопроса - нет ответа. Нет потребности - нет предложения.
29. "Его природа – отсутствие усилий. Удовлетворённость и чистота пребывают в нём. Даже наиболее критические ситуации не нарушают покой его ума.
Комментарий: Когда все воспринимаемое не воспринимается реальным - безусильность во всем, удовлетворенность и покой не нарушаются ничем
30. "Таковы те качества, по которым необходимо оценивать и проверять себя; по ним бесполезно проверять других, ибо эти качества могут быть подлинными или поддельными.
Комментарий: Такие качества - критерий оценки себя, а не "других".
31. "Искатель должен вначале проверить себя и всегда исследовать и доказывать себе свой истинный уровень; тогда он сможет судить о других.
Комментарий: Прежде чем судить о "других", проверь - готов ли ты? - есть ли безусильность, непреходящий покой и удовлетворенность.
32-33. "Разве постоянные проверки самого себя не смогут улучшать индивидуума? Пусть он не тратит время, вынося суждения о других; но пусть он судит о самом себе. Так он становится совершенным.
Комментарий: Разберись со своим уровнем осознанности - от этого будет польза. Суждения о других - пустая трата времени.
39-54 ...джнани– не тело и не деятель; он – чистый разум.
Комментарий: "Реализованный" - Чистый Разум - не тело и не деятель.
ГЛАВА XXII
9-14 Мудрость – это то сознание, в котором этот мир со всеми его явлениями и деятельностью известен как образ или ряд образов; двойственность, присущая деятельности, – также явление в этом недвойственномосознавании.
Комментарий: Мудрость - это понимание, что ты есть Сознание, в котором возникают нереальные образы и воображаемая деятельность, а дуальность, присущая деятельности, - также является воображаемой, нереальной.