__

РАМТА - ЭЗОТЕРИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ЭЗОТЕРИКА » ПСИХОТЕХНИКИ


ПСИХОТЕХНИКИ

Сообщений 1 страница 30 из 38

1

Существуют психотехники, позволяющие развить способность к глубокой концентрации.
Есть и психотехники, когда выполняется перемещение сознания из субъекта и обратно, при этом происходит перевоплощение в заданный образ с испытанием всех необходимых ощущений и "работы" в нем,
японская психотехника размышлений, через коаны и специальный образ жизни, а также метод систематического кропотливого самонаблюдения, достижение искусственной, управляемой шизофрении, психотехники, основанные на методе перемещения сознания по определенным точкам тела, методы мысленного оживления объекта, например, статуи, рисунка, ритуальной схемы, воображенного образа и др.,
психотехники, основанные на использовании сенсорного голода и возникновения управляемых галлюцинаций, много психотехник основано на концентрации субъекта на дыхании или пульсе, на "чакрах" или "жизненных центрах",много психотехник с концентрацией на янтрах, мантрах, джапах, даятах, психотехники в крийа-йоге лайя-йоге, шакти-йоге, раджа-йоге, маха-йоге, алмазной йоге, даосской йоге, системам "вайдика" и "тантрика", психотехник по Бхагаватгите и других видах йоги, психотехники на музыке, на позе, на фразах, на процессе еды, на ходьбе, на положении тела в пространстве, на беседе, на своем поведении, на профес- сиональной работе, на любом увлечении и др.,

0

2

Мандала.
Может выполняться в группе или индивидуально, начинается с психофизических движений, а затем через измененное состояние мозга приводит в состояние покоя и концентрации.
Выполняется по утрам.
Для удовлетворительного усвоения требует систематических занятий в течение 2-3 мес.
Упражнения выполняются по 15 мин. с чувством отрешенности и наслаждения.
Выполняют следующие упражнения:

1. Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку) и ударяя пятками по копчику. Глаза закрыты, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.
2. Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, открыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая концентрацию на движении внутренней энергии по всему телу к пупку.
3. Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вращение зрачками по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект "отсутствие тела" и движение "энергии" в район междубровья.
4. Закрыть глаза и раствориться в Непознанном, сосредоточив внимание в районе междубровья.

+1

3

Тибетская техника надабрама.

Эта техника выполняется в любое время дня, хотя желательно рано утром и на пустой желудок.
Делают следующие упражнения:
1. Сесть в удобную позу или на край стула с прямым позвоночником.
Успокоиться, расслабиться, закрыть глаза, вызвать чувство легкости и невесомости во всем теле.
Начать сжатыми губами громко гудеть (звук "хум") в течение 20-40 мин., до возникновения вибрации во всем теле.
Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как наполненный гудением пустой сосуд.
Наконец, появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула.
Концентрируясь на этом ощущении, переходите ко второй части.
2. Добиться эффекта "всплытие рук", затем ладонями вверх начать плавно выполнять обеими руками круговые движения от туловища наружу, концентрируясь на ощущении исхода из тела энергии в течение 7-8 мин., затем начните двигать руками в обратном направлении - к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь на ощущении прилива энергии во все поры тела, в течение еще 7-8 мин.
3. Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться, растворив сознание в Вечности.

0

4

Гимнастика Гермеса.

Такую технику рекомендуется проводить в вечернее время, перед сном.
При выполнении ее утром необходим последующий 15-минутный отдых для снятия возможного остаточного оцепенения и ощущения легкого тумана в голове.
Цепь - энергетическая зарядка за счет слияния с космической энергией.
Объект концентрации - представление своего тела в качестве посредника, через которого в биосферу планеты проникает космическая энергия.
Общая длительность упражнения от 15 мин. до 1 час.
Упражнение выполняют в следующей последовательности:
1. Стать лицом к Востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.
2. Поднять голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки Ладонями к небу. Вызвать ощущение слияния и отождест- вления с Космосом.
3. Усилить ощущение тока космической энергии по рукам вниз (при этом возможна легкая дрожь).
4. Усилить ощущение иррадирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процессе и испытывать огромное наслаждение и радость.
5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновленным, открыть глаза и наклониться вниз к проводящей чистой части земли, коснуться ее на 5-10 с лбом.
6. Повторить весь комплекс сначала несколько раз, в зависимости от рекомендации преподавателя.
В древности эта техника выполнялась в виде молитвы.

0

5

Европейская техника.

Занимающийся входит в глубокое ИСС и выполняет аутосуггестивные самоприказы.
1. "Я бессмертная, отдельная духовная сущность... Мое временное тело - это Храм моего высшего "Я"... Моему "Я" во мне подчиняется все... "Я" - вечная энергия... Я - бессмертен..."
2. "Я проникаюсь любовью и родством ко всему миру... Я всегда полностью контролирую свои чувства... Я всегда очень добр и высоконравственен... Мысль - это живая сила, поэтому я посыпаю в нашу Вселенную только прекрасные, добрые и конструктивные мысли... Я творческое начало нашей Вселенной... Я вечная и бессмертная Энергия..."
3. "Я могу покинуть эту временную телесную оболочку... Я это знаю и ощущаю... У моего настоящего "Я" нет тела... я это знаю... чувствую и ощущаю. Вся Вселенная мое тело... Я это знаю... чувствую... вижу... ощущаю... я никогда ничего не боюсь... Никогда не волнуюсь... Я - сама Вечность... Я - Вселенная..."
4. "Я могу черпать энергию Вселенной... Я могу ею управлять... Мне все подвластно... Живительная энергия... сила и здоровье... наполняют мою временную телесную оболочку... Я это чувствую... четче и четче... Удивительная легкость... свежесть... радость... Я постепенно выхожу из состояния... (пауза). Самочувствие прекрасное... Настроение отличное... Раз... два... легкость и свежесть... три!" После счета "три" надо открыть глаза, выйти из глубокого состояния, потянуться, слегка встряхнуться, ощутить в себе легкость и свежесть. После тренировки можно некоторое время молча, с открытыми глазами, посидеть (в удобном положении), наслаждаясь своим самочувствием и запоминая свои, испытанные в ИСС и после него, ощущения.

0

6

Йогическая техника ритмического дыхания.

Ритмическое дыхание - необходимое условие любого опыта, будь то влияние на самого себя или на внешний объект.
Главное внимание следует обращать на ритм, который важнее, чем длительность вдоха (16 дыханий и более).
Надо практиковать упражнение, пока не удастся достичь мерного размаха дыхания и пока ученик не почувствует ритма вибрирующих движений во всем теле.
Порядок выполнения упражнения следующий:
- Сядьте прямо в удобную позу.
Грудь, шея и голова должны составлять одну прямую линию.
Плечи слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени.
Йоги находят, что действие ритмического дыхания труднее достигается, если грудь выпячена, а живот втянут.
Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав 6 ударов пульса.
- Задержите дыхание на 3 удара пульса.
- Медленно выпустите воздух через нос, отсчитывая 6 ударов пульса.
- Пауза на 3 удара пульса.
- Повторите цикл: 6-3-6-3. (Существуют и другие формулы ритмического дыхания, например, 4-2-6-2).
Упражнения выполняются до легкой степени утомления.
Утомляться нельзя! Собираясь закончить упражнение, необходимо проделать очищающее дыхание йогов, оно дает чувство отдыха.
2. Порядок освоения упражнений по развитию глубины сосредоточения: "шакти"; "арупа"; "рупа"; переход в состояние "рума", "привлечение энергии" ("праны"); перемена кровообращения; зарядка организма энергией ("праной"); возбуждение деятельности мозга; великое психическое дыхание йогов; самадхи; последовательность умственных состояний, которые становятся все более простыми, пока не завершаются в бессознательности - асампражднята-самадхи, т.е. сосредоточение, не имеющее формы мысли.

0

7

Тритака.

Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется "концентрацией с открытыми глазами" или "тратакой".
Тратака - это самьяма (фиксация, внушение и ощущение), пристальное сосредоточение внимания на каком- нибудь объекте - глазной комплекс йогов.
Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает у индийцев главное место после внушения.
Тратака (внешняя самьяма) сдерживает и контролирует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастерства в пратьхаре и йоганидре.

Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехнику.

1. Носовой взгляд (Пасаджра дришти).
Непосредственно влияет на всю центральную и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством ассоциативных связей, идущих от различных нервных клеток в центральной нервной системе (ЦНС).
Поэтому этот взгляд следует практиковать медленно и осторожно!
После первоначальной инструкции у опытного инструктора.

Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потен- циальную энергию человека) по мнению йогов, находящуюся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС).
Тратака стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного центров, посредством ассоциативных связей.

Ученик начинает ощущать удивительные запахи вокруг себя.
Прекращаются и исчезают все болезни головы.
Удивительная память - это побочный продукт практики Тратака.
Благодаря этой практике, ученик овладевает способностью контролировать свою психику и физиологию.
Углубляется саморегуляция.

Техника исполнения.

Наполовину прикрыв глаза, направьте взгляд на кончик носа.
Практикуйте это регулярно утром и вечером.
Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение 1 мин. в этом состоянии "на отдых".
Когда усталость пройдет - продолжайте тренировку.
Иногда, вначале, вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение.
Не беспокойтесь - это реакция и она проходит, когда вас одолевает какая-нибудь реакция - медитируйте, закрыв глаза, на звуке "ом" (анахата надам).

Время занятий надо увеличивать постепенно, начинать следует с 5 мин.

2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти).
Является сильным, концентрирующим ум упражнением.

Техника исполнения:

поверните ваши полуприкрытие глаза по направлению к междубровью, межбровному пространству и зафиксируйте.
Носовой и фронтальный взгляды возбуждают ЦНС и автономную НС через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею).
При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кончик носа и через него в ЦНС, а при фронтальном взгляде - между глаз.
При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя - открыта.
При фронтальном - наоборот.

3. Тратака на внешнем объекте.

Необходимо сделать черную точку на белом фоне или белую - на черном.
Установить удобно перед собой.
Необходимо думать, что это символ бесконечной природы и устремить свой взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание.
Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку не мигая, без напряжения и усталости.
Заниматься постоянно систематически, в течение месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 мин.).

4. Тратака на голубой свет.

Сидя или лежа, удобно направить взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет от лампочки, установленной сзади объекта концентрации.
Взгляд устойчивый и непрерывный.
Вначале выполняется пратьяхара (отвлечение чувств от объекта, расслабляете ноги, живот, грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются).
Ощущаете - мышцы энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, все сильней и сильней.
Постепенно ощущение тела исчезает.
Тело анестезировано, рот обвис.
Вы входите в сампроджнята самадхи (высшая степень созерцания и сосредоточенности).
Выполняя дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение и ощущение потока сознания), стараетесь и достигаете растворения сознания.
Это упражнение подчиняет Вашему сознанию - воле - Ваше подсознание, по мере тренировок все сильнее и сильнее.

Йога учит также методам достижения йоганидры и контролю ума до приобретения способности осуществления самадхи, т.е. состоянию высшего сознания.
Состояния, когда в процесс осознания включен весь потенциал бессознательного (подсоз- нательного).
Древняя йога учит, что при выполнении самовнушений надо быть всегда абсолютно уверенным, что именно у Вас все хорошо получается, быть в состоянии ожидания и энтузиазма.
Это состояние должно предшествовать каждому упражнению в практических занятиях, в том числе и обучаясь тратаке.

Приведем две словесные формулы индийцев:
1-ая - для достижения йоганидры,
2-я - для достижения самадхи.

Первая формула:
"Я четко контролирую ум и мысли...
Глубокий покой и магнетизация во всем теле...
Я концентрируюсь на высшей природе, высшем сознании.
Я бессмертен... олицетворяю высшую справедливость...
Мое тело погружается в Йоганидру на... (указывается время, например, на 1 час ровно).
Вторая формула:
"Я достигаю окончательной истины, окончательной реальности...
Я достигаю окончательной цели моей жизни в этом мире... независимо от судьбы моего тела...
Я обязательно достигну нирваны..."

+1

8

Чань-буддийская

Практикуется  только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как внешне статический, так и активно-динамический, так и невербальный характер - парадоксальные задачи (гун-ань) и диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические упражнения (в том числе единоборства), физический труд, специальная диета, массаж и самомассаж, приемы биоэнерге- тической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотерапии), контактное невербальное воздействие и посвящение учителя и др.
Комбинация этих средств усиливает эффект техники для достижения просветления".
Сам процесс  предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привести психику и саматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снимая возбуждение, стрессы и другие негативные факторы, мешающие созерцанию.
С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж БАТ, сопровождаемый "внутренней работой" по активизации энергетических центров, каналов и меридианов с помощью психической концентрации и дыхательных упражнений и т.д.

На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется:
1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений;
2) правиль- ному положению тела;
3) удобным внешним условиям .

В монастырской практике обычно использовалась классическая йоганическая "поза лотоса" или "сэйза".

Рекомендация чаньского наставника:

"Когда Вы впервые начинаете практиковать цзо-чань и созерцать свое сознание (кань- синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места.
Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу.
Сделайте одежду свободной и ослабьте пояс.
Расслабьте туловище и конечности.
Промассируйте себе позвоночник.
Выдохните полностью воздух из живота.
Через естественный поток дыхания Вы обретете Вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую.
Когда Ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным".

0

9

YAKKHA написал(а):

Занимающийся входит в глубокое ИСС

YAKKHA
Объясни плиз, что это такое ИСС...

0

10

Динамическая медитация.

5 минут - глубокое учащенное хаотическое дыхание через нос с закрытыми глазами.
Следует сосредоточить внимание только на процессе и ощущениях дыхания, надо избавиться от ощущений тела, избавиться от посторонних мыслей.
Надо стать самим дыханием - ничего нет, кроме дыхания!
Выйти на неосознаваемое состояние и затем 5 минут дать себе волю автоматического подсознательного "отреагирования" - катарсиса.
Можно прыгать, танцевать (если есть музыка), кричать, смеяться и т.д., можно делать все, что угодно.
Необходимо максимально перестать соображать, как пьяный.
Затем следует 5 минут подпрыгивать с поднятыми вверх руками, громко крича: "Ху-у, ху-у, ху-у!", вколачивая этот звук в низ живота, в половой орган, в основание позвоночника.
Следует вновь добиться подсознательного автоматизма, что бы все происходило само собой.
Затем следует остановиться и на 7 минут застыть в застигнутой позе и наблюдать за движением "энергии" внутри тела.
Затем следует на 7 минут сесть на колени и сосредоточить свое внимание на низ живота.
Тело покачивать, но не расслабляться до конца.

0

11

ZAGA۞
ИСС - изменённое состояние сознания...Транс...

0

12

Кундалини медитация.

Стоя, закройте глаза и напрягите все мышцы тела как можно сильнее, затем расслабьтесь и прислушайтесь к возникшей в теле гудящей дрожи (делать несколько раз 5 минут).
Отдайтесь ей совсем, станьте самой вибрацией и дрожанием, выйдите на подсознание.
Вчувствуйтесь в свои ощущения поднятия "энергии" по телу снизу-вверх.
Затем начните 5 минут медленные круговые вращения тазом и бедрами против часовой стрелки, все увеличивая амплитуду, при этом голова и верхняя часть туловища - неподвижны.
Затем начните 5 минут вращать туловищем, наклоняя его по максимуму, а таз и ноги - неподвижны.
Добившись состояния неосознаваемости, сядьте на 5 минут на колени, наклонитесь вперед всем туловищем до касания бедер и касания головой земли, а руками обхватите ступни ног, чтобы кровь могла поступать в голову.
Максимально расслабьтесь до состояния "отреагирования" и любых неосознаваемых реакций.

0

13

Гуришанкар медитация.

Сядьте на 10 минут с закрытыми глазами и начните полное дыхание снизу-вверх:
"сначала расширяете живот, потом грудную клетку, потом верхнюю часть груди с подъемом плеч.
Задержите дыхание на максимально возможное время и затем легко выдыхайте через рот в обратном порядке.
Максимальная пауза и повторите цикл сначала.
Через 10 минут вернитесь к нормальному дыханию и, открыв глаза, сосредоточьте их на каком-либо блестящем предмете, находящемся в 1,5-2 метрах напротив вас на линии чуть выше уровня ваших глаз. Максимально расслабьтесь и успокойтесь, никаких посторонних мыслей.
Достигнув внутреннего покоя, встаньте (с закрытыми глазами) с ощущением невесомости и повышенной восприимчивости.
Вчувствуйтесь в движение "энергии" по телу, а теперь лягте на спину, раскиньте руки в стороны, отключайтесь на сколько можете (желательно под "космическую" музыку).
Добейтесь чувства парения и свежести, растворения сознания на 10-15 минут.

0

14

Шива нетра медитация.

В этом виде саморегуляции выполняются два цикла, повторяемых трижды, 1 цикл - 5 минут, а все упражнение - 30 минут.
Итак, сядьте в удобное положение  и сосредоточьте взгляд на голубом высветленном кристалле - пять минут.
Затем закройте глаза и начните мягко и медленно раскачиваться из стороны в сторону.
Добейтесь ощущения давления в междубровье и теменной области, как будто вы поглощаете этими местами "космическую энергию" (между- бровьем и темечком).
Раскачиваться можно по дуге или по кругу, шея расслаблена - добиться "плавающего" отключающегося сознания.
Через 5 минут все повторить еще 2 раза, а если эффект "плывущего" сознания сработал хорошо, то оставшиеся 20 минут посвятить "отреагированию" до полного отключения сознания.

0

15

Магическая медитация.

Магия - это мистическая способность к превращению любого собственного желания в реальную физическую силу или явление.
Способ действия - создание в своем организме "магического канала воздействия".

Техника реализации желания мага заключается в трансгенном сосредоточении внимания и взгляда на огонь, молнии или падающую в ночном небе звезду.
В возникающем состоянии экстатического транса следует усилить эйфорическое ожидание чуда, в совершении которого вы абсолютно и несомненно уверены, так как его совершит сама Реальность, частью которой вы начинаете себя ощущать.
Вы поднимаете голову и обе ладони вверх к небу (руки прямые, над головой, сомкнутыми пальцами вовнутрь) и становитесь причастными к чему-то высшему.
Начинаете ощущать течение "энергии" и дрожь в руках, а затем и во всем теле, становитесь как дрожащий лист на ветру, почувствовав себя наполненным и "знающим", что теперь вы можете все - громко и четко прикажите небу ваше желание и ощутите свое слияние и чувство полного единения и растворения в Реальности.
Вы сама Реальность и если можете, то представляйте себе ярко желаемое и как оно свершается - вы это должны "видеть", при этом сознание начинает уходить, в груди огонь, возможна слабость, вы ложитесь и отключаетесь на 15-20 минут.
Если пойдут какие-либо реакции, не сдерживайте их, пусть будет, что будет...

+1

16

Смеющаяся медитация.

Эта техника предназначена для очистки организма от эмоциональной зашлакованности.

По утрам, по 5 минут, следует прежде, чем открыть глаза и полностью проснуться, "одеть" на лицо улыбку и, вспомнив веселый анекдот или веселого артиста, или веселую историю, происшедшую с вами когда-либо, начать смеяться.
Учитывая физиологическую связь между мимикой лица и настроением, у вас действительно через 1-2 минуты улучшится настроение и действительно станет смешно.
Состояние смеха можно усилить самовнушением, вслух - шепотом:
"Мне смешно...
Мне смешно...
Мне очень смешно!"
Добейтесь ощущения необыкновенной легкости во всем теле, резкого улучшения настроения и откройте глаза, проснитесь, запомнив все ощущения, с тем чтобы в следующий раз вызывать их быстрее и лучше

0

17

***

1.Сесть в медитативную позу со скрещенными ногами или просто на стуле.
Не делать никаких умственных усилий;
пусть все ваши эмоции, все реакции на окружающие стрессы, проблемы и все остальное отойдут сами по себе.
Еще раз расслабьтесь.
Представьте, что закрывая глаза, вы отгоняете прочь все внешние проблемы, пусть даже очень важные для вас.
Представьте, что на время упражнения стрессы для вас не существуют.

2.В течение некоторого времени наблюдайте, как ваша психика "поглощает" в себя все звуки.
Представьте, что самое ценное для вас сейчас - это звуки, и ничего больше!
Ум растворяется в звуке внешнем по отношению к вам.
Теперь из множества звуков выберите себе один, какой - на ваш вкус, который больше нравится.
Остальные звуки становятся для вас просто неинтересными, они постепенно исчезают.
Ваше сознание не обращает никакого внимания на звуки, которые не соот- ветствуют вами выбранному.
Это - просто шумы и помехи, которые вам неинтересны.
Вас начинает отделять как бы легкая завеса, скрывающая от вас посторонние шумы.
Существует один вами избранный звук и ничего более.

3.Существуете только вы и избранный вами звук.
Но вы поняли, откуда он происходит, и вам он уже не нужен.
Ваше сознание постепенно уходит от этого звука, прозрачная завеса постепенно отражает его, и вы уже не слышите ничего.
Однако параллельно с этим процессом начинают появляться какие-то ранее вам не известные шумы.
Эти шумы превращаются в неясные звуки, и теперь вы созерцаете только их.
На первых порах вы вообще ничего не услышите, но даже если вы сможете достичь эффекта полной тишины и покоя, это уже само по себе будет свидетельствовать об успехе.

Для того, чтобы услышать внутренние звуки, упражнение можно продолжить следующим образом.
Закрыть уши или ватными тампонами, или пальцами.
Чтобы локти во втором варианте не уставали, их можно положить на журнальный столик или какую-нибудь подставку на ваше усмотрение.
Сосредоточиться на внутренних звуках, пытаясь их лучше услышать.

Постепенно вы начнете слышать какой-то неясный тонкий звон.
Он будет прослушиваться на фоне более грубых и громких шумов, вызванных движением крови по сосудам, биением сердца и т. д.
Этот тонкий звенящий звук и есть так называемый "внутренний звук".
В зависимости от степени концентрации он будет то исчезать, то появляться снова.
Старайтесь не упускать его из внимания.
Когда вы сможете слышать его непрерывно в течение 5-10 секунд, можно переходить к следующим, более сложным упражнениям.

ЭФФЕКТ:
Медитация над звуками имеет несколько полезных эффектов.
Они могут быть сведены к следующим аспектам:

1. Первоначальная концентрация практикующего на спектре слышимых звуков приводит к улучшению остроты слуха.
Расширяется диапазон слышимых .звуков, обогащается восприни- маемая человеком слуховая гамма.

2. Отключение сознания от внешних слуховых раздражителей служит эффективным средством для того, чтобы научиться управлять вашим сознанием, отбрасывать ненужные потоки информации, что особенно актуально в наше время шумового загрязнения среды.
В итоге практикующий обретает эффективное антистрессовое средство, его психика при систематических упражнениях стабилизируется.

3. Слушание внутренних звуков является элементарным средством для самопознания, своего рода исходной ступенью, входом во внутренний мир, в безграничные просторы своего организма.
Это упражнение, следовательно, абсолютно незаменимо для крайних экстравертов, которые не раз попадают в сложные ситуации из-за излишней экстравертивности своей психики.
Для человека, подверженного сильным страстям, остро реагирующего на внешние воздействия, для впечатлительных людей такое упражнение крайне благоприятно.

Примечания:
1. Не следует злоупотреблять слушание Анахатанады.
Далеко не всем подходит этот путь, некоторые люди могут не испытывать к такому роду упражнений душевной склонности, и в этом нет ничего страшного.
Продвинутые йоги используют слушание Анахата-нады так же как контроль степени очищенности астральных каналов от разного рода нечистот: когда астральные каналы очищены, звук очень громкий, тонкий и лекго улавливается практикующим.
Длительная работа с Анахата-надой требует довольно сложных приемов и специальных процедур, которые здесь не описываются.

2. Со временем пытайтесь проделать то же упражнение, не закрывая глаз и (или) ушей.
Не следует при этом опасаться возможного появления чувства "белого безмолвия": оно временно.
Чтобы себя максимально успокоить, можно завести на определенное время будильник для выхода из такого возникшего состояния.

3. Слушанию внутреннего звука (Анахата-нады) важное значение придает и Свами Щивананда.
Эту практику он рассматривает как одну из важнейших в Лайя-йоге и указывает следующие 10 видов слышимых звуков:
1) "Чини "чини-чини...",
2) "Чини-охини-чини-охини...",
3) звук колокольчиков,
4) шум раковины,
5) лютня,
6) цимбала,
7) флейта,
8) барабан,
9) двойной барабан,
10) звук грома.

Какой-нибудь из указанных звуков может услышать даже новичок.
4. Высокий тонкий звон в ушах можно также услышать во время практики асан Хатха-йоги, например, в позе плуга (Хапасане), если на короткое время сосредоточиться на звуках внутри головы.

Отредактировано YAKKHA (22-10-2010 12:49:50)

0

18

***

1. Приняв соответствующую позу, расслабиться и закрыть глаза.
Установив соответствующее медитации спокойное дыхание, с закрытыми глазами медленно, не торопясь, прочитать 3 раза мантру Ом (голосом или мысленно в зависимости от условий).

2. Не давая мыслям скакать из стороны в сторону, медленно, нараспев прочитать голосом или мысленно шестисложную мантру ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ, четко по слогам, но без существенных задержек между слогами, на одной ноте.
Одновременно с медленным прочтением каждого слога перед закрытыми глазами представлять себе, как цвет экрана или круга меняет свои цвета соответственно слогам: белый, синий, желтый, зеленый, красный, черный.

3. Отдохнув в той же позе 2-3 секунды, повторить упражнение еще 2 раза по той же методике.

4. Сделав небольшой перерыв в 3-5 секунд, три раза прочесть АУМ и, не торопясь, открыть глаза.
Мантра-медитация окончена.

ЭФФЕКТ:
Эта мантра успокаивает и способствует очищению астрального тела.
Для усиления ее действия полезно также создать мысленно вокруг себя тонкую оболочку-кокон из хороших эмоций, доброжелательности к людям, душевной чистоты и моральной незагрязненности.

Примечания:

1. Попытайтесь после упражнения, но не во время его исполнения, проанализировать, что вы чувствовали и почему.
Любое из приводимых упражнений имеет свой внутренний эзотерический смысл, который также может быть постигнут медитативным путем.

2. Период, предшествующий исполнению мантры и вскоре после нее, должен быть свободен от разного рода резких эмоциональных всплесков и стрессов.

Отредактировано YAKKHA (22-10-2010 12:54:17)

0

19

***

Никакой духовный и интеллектуальный прогресс не может быть достигнут без развития интравертивных способностей психики.
Уведение мыслей внутрь сознания, предусматриваемое пятой стадией восьмичленной лестницы йоганг - Пратьяхарой, представляет собой только первую ступень в самопознании, и этот этап должен быть развит и закреплен.
Человек должен не только понимать, но и иметь способность зрительно представлять свои внутренние свойства, рассматривая мир своих чувств, желаний и мыслей как реальный компонент своего "Я" в тот или иной момент времени.
Далее, проявление интуитивных способностей и успех в распознавании внутренних свойств других объектов также связан со способностью к интравертивности деятельности сознания.
Развитие таких способностей достигается чрезвычайно простым, на первый взгляд - примитивным, упражнением, которое рекомендует Сарасвати.
Смысл упражнения связан с элементарным анализом так называемого "ментального неба", представляющего собой своего рода "экран", в котором отражается повседневно, ежесекундно внешний мир и одновременно проецируется мир внутренний.

1. Сядьте в медитативную позу, расслабьтесь, успокойте дыхание, 3 раза прочитайте АУМ.

2. Медленно закройте глаза и попытайтесь отбросить "вытолкнуть" из себя все тревоги, мирские заботы, неприятные мысли.

3. Смотрите закрытыми глазами прямо "во тьму", спокойно созерцая тот мир, который вы можете увидеть с закрытыми глазами.
Ни в коем случае не пытайтесь что-то увидеть, прилагая усилия, просто спокойно созерцайте то пространство, тот мир, который вы можете увидеть при закрытых глазах.
Начинайте с 3- х минут, постепенно увеличивая длительность до 5, но выполнение упражнения больше 7 минут не имеет особого смысла.

4. Прочитайте 3 раза мантру АУМ и не спеша откройте глаза.

ЭФФЕКТ:

Упражнение, несмотря на его простоту, способствует целому комплексу положительных эффектов, полезных для любого человека, независимо от рода его деятельности:

1. Умственная релаксация возникает уже спустя несколько секунд после начала занятий.
Снимается острота разного рода стрессов, появляется ощущение покоя и глубинного спокойствия, невозмутимости духа.
Психика укрепляется при систематической практике, человек восстанавливает силы.

2. При систематическом упражнении начинает пробуждаться "третий глаз", соответствующий Трикуте (пространству между бровями), в результате чего появляются феноменальные способности видеть сквозь веки, в темноте, через стены и т. д.

3. Незаметно для вашего сознания, постепенно происходит интраверция психики.
Крайние экстраверты, которые не раз становились жертвами своей открытости, приобретают способность "уходить в себя".
Наоборот, интраверты, зачастую страдающие излишней самоуглубленностью и "копанием" в своих чувствах, более адекватно начинают оценивать действительность, более четко отделяя друг от друга внешние и внутренние эффекты.
Так или иначе, укрепляется способность к спокойному созерцанию, что ценно во все периоды нашей жизни.

Примечания:

1. Очень важно научиться просто смотреть вперед при закрытых глазах, безо всяких попыток что-либо увидеть.
Помните, что это - упражнение в пассивной медитации, а не в активном создании образов.
Просто смотрите и все, ничего больше!

2. На первых порах вы, скорее всего, не увидите ничего, кроме черной тьмы.
По мере духовного прогресса ваше "ментальное небо" будет постепенно очищаться, а цвета светлеть.
Белый и синий цвета в индийском понимании воспринимаются как символы духовного.

3. Промежуточный этап - появление каких-то не ясных образов, цветовых пятен, вспышек света из "ниоткуда".
Иногда могу возникать даже целые серии цветных картинок - даршан (видений).
Это - нормально.

4. Наиболее четкий критерий развития духовных способностей состоит в приобретении способности видеть сквозь веки.
Такого рода эффект может возникнуть независимо от желаний, спонтанно.
Это будет уже свидетельствовать о приобретении некоторых экстрасенсорных способностей.

+1

20

***

Выполнение Тратаки на свечу во многом облегчается природной склонностью человека смотреть, не отрываясь, на огонь.
Значительно сложнее долгое время сосредоточиваться на предмете, особенно если последний не очень интересен для занимающегося.
Один из таких объектов - карандаш, на примере которого мы рассмотрим, как простая концентрация - собственно Тратака - может переходить в довольно длительную медитацию
.
Понятно, что важно не только уметь, отбрасывая посторонние мысли, сосредоточиваться на избранном объекте.
Не менее важно обладать способностью к диалектическому мышлению, причем для мыслительного аппарата чрезвычайно полезно довести эту возможность до автоматизма.
Диалектика (как метод рассмотрения предмета или явления в единстве и взаимопроникновении его противоположностей) была свойственна еще древним мыслителям.

МЕТОДИКА:

Для комплексного разностороннего исследования предмета или явления можно предложить следующую схему упражнений, известных под общим названием "Тратака".
Для этого необходимо создать все предварительные условия, принять любую сидячую позу, положить перед собой на уровне глаз карандаш (или любой другой предмет) и расслабиться.
Отбросив все посторонние мысли и сосредоточившись только на объекте концентрации, ответить на следующие вопросы:

- назначение и сущность предмета или процесса;
- более общие классы объектов, к которым можно отнести данный предмет или явление;
- наиболее важная часть объекта, отличающая его от других;
- другие отличительные свойства вещи или явления;
- происхождение и развитие объекта: его начало, материал и вещества, из которого предмет состоит (составные части процесса); вероятный конец этой вещи или явления, вероятные причины такого конца:
- совокупность отношений данной вещи или явления с другими;
- противоречивые стороны, свойства объекта; - переходы количества в качество и наоборот;
- стороны объекта, где наблюдается повторение в более высокой форме черт предшествующей фазы развития, возвраты якобы к старому, т. е. отрицание отрицания.

Закончив рассуждения по заданной схеме, не спеша встать.
Для того, чтобы лучше подчеркнуть процесс окончания медитации в собственном сознании занимающегося, отметить, что это - всего лишь упражнение, желательно раза три прочитать АУМ перед тем, как встать и приступить к другим делам.
Полезно также выполнить по окончании этой практики медитацию над дыханием с закрытыми глазами.

ЭФФЕКТ:

1. Развивается диалектический стиль мышления.
Сознание становится более ясным, а интеллект развитым.
Количественные изменения в глубине анализа явлений переходят в качественные; в итоге происходит выход на новые, более высокие уровни развития мышления и его распознавательной способности.

2. Укрепляются способности к Пратьяхаре и Дхаране (концентрации), свойственные обычно научным сотрудникам с большим опытом деятельности в своей сфере.

3. Интеллект становится более гибким, дисциплинированным; его становится все легче и легче в повседневной жизни переключать с одной задачи на другую по мере практики упражнения.

Примечания:

1. Чем менее интересен предмет, тем больше эффект от упражнения.

2. Не следует делать упражнение в состоянии сильной усталости.
Наилучшее время для него - праздники, выходные, отпуск.

3. Хотя в карандаше можно найти как воплощение всех трех общих законов диалектики, черты общего, единичного и особенного, так и отражение целого ряда других принципов философии, следует помнить, что это - лишь упражнение, проводимое вами для лучшей самореализации вашего "Я".

4. Предложенная схема исследования не претендует на то, чтобы ее рассматривали как целую и законченную.
Такую схему можно изменять и дополнять соответственно возможностям и пожеланиям самого занимающегося.

5. Если у вас не так легко получается это упражнение, как вам хотелось бы, в качестве предварительного упражнения следует использовать еще одну Тратаку - на пятно.
Такое упражнение по методике своей ничем не отличается от Тратаки на свечу, причем возможно использование двоякого рода пятен:

- черное пятно на белом фоне;
-белое пятно на сплошном черном фоне.

В любом случае диаметр пятна составляет 2-5 см, объект для концентрации, нанесенный на бумажный лист, устанавливается на расстоянии 30-100 см от созерцающего на уровне его глаз.
Если и после такого упражнения выполнение медитации на предмет у вас вызывает чувство внутреннего неприятия, тогда следует ограничиться Тратакой на свечу и (или) на пятно.

0

21

***

Здесь появляется дополнительный элемент:
вместе с пристальным взглядом и концентрацией всех умственных сил на данном цветке вы вдыхаете его запах.
Если цветок без запаха - представляете мысленно исходящий от него аромат.
Этот аромат входит в вас, наполняет вас, пронизывает вас.
Других запахов не существует, есть только один прекрасный, тонкий аромат цветка.

Таким образом, в процесс концентрации включается еще и обоняние.

После некоторой практики упражнение можно усложнить:
вместо цветка взять несколько цветков (но не более семи!).
Но в любом случае цветок и тем более - букет должен полностью соответствовать вашим эстетическим вкусам.
В нем не должно быть ничего, что могло бы вам не понравиться или вызвать какие-либо обостренные, бурные эмоции, связанные с какими бы то ни было воспоминаниями.

ЭФФЕКТ:

Тот же, что и при практике других Тратак.
Однако работа с цветком позволит в ненавязчивой форме развить ваши эстетические вкусы, а при использовании букета будет также развиваться возможность одновременного множественного восприятия объектов.

Примечания:

Не следует за одно занятие делать несколько Тратак, например после Тратаки не свечу практиковать созерцание цветка.
Это будет утомительным и может внести в ваше сознание элемент двойственности, что в целом будет нежелательно.

+1

22

***

Способность живописи и графики оказывать воздействие на душевное состояние человека была известна еще в глубокой древности и подтверждается новейшими научными исследованиями.
В Индии специальные графические изображения для вхождения в состояние транса получили название "янтры".
Наиболее известные янтры, связанные по своему содержанию с основными аспектами восточных учений - единством Человека и Космоса, единством и взаимодействием мужского и женского начала, множественностью внутренних и внешних миров, идеей Бесконечности, закономерностью Вселенских процессов и т. д.
Медитация над янтрами позволяет в наглядной образной форме внести в свое сознание эти аспекты, закрепить их, а также - через самадхи - перейти к более высокому уровню непосредственного, "прямого" восприятия объектов медитации, да и всего мира в целом.
Кроме того, в янтрах в графической форме были зашифрованы многие эзотерические аспекты тайных учений, которые, в частности, ведут к тому, что с каждым новым занятием янтра может являть ученику все новые и новые стороны и грани своего внутреннего смысла.

1. Сядьте в медитативную позу и расслабьтесь.
Успокойте дыхание, поставив его под контроль.
Прочтите мантру "Ом", можно проделать также упражнение в джапе с мантрой "Сохам".

2. Сосредоточьтесь на изображении янтры.
Янтра располагается на уровне глаз и удаленности 50-120 см от занимающегося (в зависимости от размеров изображения).
Можно практиковаться и лежа на коврике, но тогда крупное изображение янтры надо будет расположить на потолке, что некоторым может показаться затруднительным.

3. Представьте, что, вдыхая, вы вносите сокровенные сущности, заключенные в янтрах, в себя, выдыхая - отбрасываете все посторонние мысли.
Через 30 секунд - 1 минуту такого "образного" дыхания вы перестанете обращать внимание на дыхание, как будто оно или не существует, или является каким-то незначительным атрибутом вашей телесной оболочки.

4. Продолжайте анализировать внутренний смысл янтры.

5. Попробуйте, вычленив отдельные элементы янтры, понять значение и свойства каждой ее составной части.

6. Вернитесь к комплексному, обобщенному восприятию.
Янтра - это не просто беспорядочный набор каких-либо символов, пусть даже сверхтайных.
В этой совокупности и связи частей янтры заключен свой собственный особый смысл.
Этот смысл вам и надо понять.

7. Почувствовав усталость, прекращайте упражнение, довольствуюясь тем, что вам стало известно о янтре ("из янтры") сегодня, на данный момент.
Переведите внимание на дыхание, прочтите 3 раза АУМ, медленно встаньте.

ЭФФЕКТ:

Значение медитации над янтрами очень велико, так как полезный эффект проявляется сразу в разных областях:

1. Психика становится более устойчивой, а ваше внутреннее "Я" преисполняется сознания сопричастности к великим тайнам Космоса. Тем самым вы приближаетесь к познанию своего предназначения и янтра помогает также вам его раскрыть.

2. Увеличивается способность к образному мышлению, улучшается образное восприятие действительности. Практикущие лучше начинают воспринимать геометрические формы, объемно представлять себе разного рода структуры.

3. Усиливается способность делать нестандартные выводы, отбрасывать тривиальные мыслесхемы и мыслеобразы.
Ваше мышление становится неклассическим, приближаясь в отдельных чертах к рациональным сторонам восточного стиля мышления.
Если вы к тому же осваиваете основы, буддийской логики или логики навья-ньяи (индийской школы рационалистов-логиков), такой эффект возрастает во много крат, и вам становится понятной вся прелесть и смысл восточного типа миросозерцания.

Примечания:

1. Следующая ступень сложности практики состоит в том, чтобы при медитации над янтрой попробовать представить ее себе объемной.
Попробуйте также мысленно поместить себя в центр янтры; что вы при этом чувствуете?

2. В любом случае не следует в одном занятии совмещать эго упражнение с разного рода Тратаками (кроме Тратаки на свечу до янтра-медитации, т. е. такое сочетание допустимо).

3. Если вы устали или вдруг почувствовали сонливость, то заканчивайте данное упражнение, постепенно выходя из него.
Если это уже не первое занятие с янтрами, попробуйте тогда зарядиться энергией от янтры.
Если ощущение сонливости прошло, значит вы занимаетесь правильно и можете при желании продолжить упражнение.

4. Контроль правильности янтра-медитации: ощущение восторга от Беспредельности, бурная радость от познания новых истин, чувство наполнения энергией, иногда - ощущение полета.

5. В качестве янтры можно брать и другие геометрические знаки или тайные символы, которые следует расшифровать через медитацию.
Психологами установлено, что наибольшее значение для приведения психики в равновесное состояние имеют симметричность формы отдельных компонентов и всего знака в целом.
Наоборот, любая асимметрия зачастую воспринимается как диссонанс.

0

23

***

Согласно теории классической йоги, изложенной еще в "Йога-сутре" Патанджали, всякое впечатление оставляет свой след в мыслительной субстанции (ЧИТТЕ).
Эти отпечатки впечатлений в читте подобны волнам или бороздам (ВРИТТИ) на исходно гладкой, зеркально чистой поверхности озера.
Отдельные вритти, объединяясь, образуют ВАСАНЫ или комплексные образы
Когда мы сосредотачиваемся на реальном объекте, думая только о нем и анализируя разные его свойства, в работе ума задействованы только самые последние впечатления.
Все прошлые впечатления (ВАСАНЫ, САМСКАРЫ) остаются скрытыми, причет термин "самскары" и означает буквально "скрытые впечатления".
Эти самскары, согласно законам причинности, могут в известных обстоятельствах существенно влиять на ход настоящих и будущих событий.
Поэтому важно научиться быть хозяином не только нынешних, но контролировать и прошлые впечатления.
Это определяется также способностью управлять памятью, как бы "доставая" оттуда все то, что наиболее важно для человека в настоящее время.
Поскольку наша память многогранна, и вся информация, которая доставляется органами чувств, хранится в явном или скрытом виде в глубинах памяти, возможность свободного оперирования этой информацией достигается практикой не одного, а серии упражнений, довольно простых по методике выполнения.

Создав необходимые условия для спокойного созерцания, попробуйте без каких-либо усилий, а просто закрыв глаза и сосредоточившись на прошлых впечатлениях, погрузиться в свои старые впечатления, вспомнив при этом:

1) мелодию, когда-то слышанную и которая вам очень понравилась;
попробуйте при этом ее заново воссоздавать в уме некоторое время (например, 10-30 секунд и более);
желательно затем припомнить автора, время написания музыкального произведения;

2) какой-либо тайный знак или символ, восстановив в памяти его детали, размышляя при этом о его значении;

3) какую-либо молитвенную формулу, размышляя о ее значении или эффекте;
попытаться проанализировать, действует ли на вас эффект от нее в настоящее время, когда вы ее не слышите, а просто вспоминаете;
вместо молитвенных формул могут использоваться стихи высокого философского содержания;

4) комбинации цифр или отдельные числа, даты рождения великих людей, продолжительность жизни отдельных долгожителей;

5) красивый пейзаж, который вы когда-либо видели сами или на картине;
вспомните при этом различные детали - чем больше, тем лучше;
затем, спустя несколько минут, представьте, что уже находитесь на этом участке природы, вдохните свежайший чистый воздух, откройте себя солнечным лучам на некоторое время, коснитесь чистой молодой зеленой травы, полежите на ней в радостном состоянии духа.

Возвращайтесь из глубин памяти не спеша:
желательно перед тем, как открыть глаза, 3-6 раз прочитать АУМ, мысленно представляя себе, что с каждым повторением мантры прошлые второстепенные факты, сопутствующие вспоминаемому объекту, и дурные кармические связи из прошлого уносятся прочь и больше на вас никак не влияют (для очищения можно использовать какую-либо другую мантру, например ОМ-ТАТ-САТ).

ЭФФЕКТ:

Помимо развития прекрасной памяти, успевающей за быстрый промежуток времени охватить большое число деталей, развивается способность к образному абстрактному мышлению и четким формулировкам.
Улучшаются все виды памяти - от краткосрочной до долговременной, причем вы сможете в случае успеха припомнить события, которые произошли с вами много лет назад.
Важно помнить при этом, что все прошлые недостатки и некоторые неправильные поступки не должны отравлять вам нынешнюю жизнь.
Фактор очищения от дурного прошлого везде должен главенствовать.

Примечания:

1. Не следует пытаться сразу выполнить все указанные упражнения за одно занятие.
Лучше поначалу ограничиться одним, максимум -двумя.

2. Хорошо при этом иметь какую-либо возможность после окончания занятия проверить результат воспоминания.

3. Помните, что лучше всего вспоминать все позитивные достижения в вашем прошлом и никоим образом не следует загрязнять себе дальнейший путь негативными впечатлениями.
Возвышенный настрой души, устремленность к более полному осознанию Истины помогут вам избежать каких-либо побочных неприятных ассоциаций.

0

24

***

Музыку можно слушать по-разному: внимательно, "краешком уха", сидя, лежа и т.д.
Однако при желании это занятие можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Йоговское восприятие музыки отличается от общепринятого, особенно - от европейского.
Будучи проделанными, эти упражнения помогут вам ответить также на вопрос, понимаете ли вы музыку?
Все познается в сравнении. Эта истина справедлива и по отношению к музыке: для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или наук. Основа для наших упражнений - сравнение музыки с цветовыми, геометрическими и иными аналогами.

Одна из простейших аналогий волшебному миру звуков - последовательность чередования оттенков разных цветов. И музыка, и свет имеют волновую природу, воздушные колебания и световые во многом сходны в проявлении волновых свойств. Так, существуют высокочастотные и низкочастотные колебания, между которыми есть гаммы переходных состояний, а крайние диапазоны возможных изменений длины волн для человеческих органов чувств обычно остаются недоступными.

Высокочастотным (т.е. "высоким") музыкальным тонам можно поставить в соответствие высокочастотные световые излучения, т.е. ультрафиолетовую часть спектра. Наоборот, низким звукам - оттенки инфракрасной области. Таким образом, слушая музыку, можно "переводить" ее про себя в язык цветовых оттенков, как это технически воплощено в цветомузыкальных установках (но зачастую крайне неудачно!). Йоговская "цвето- музыка" имеет внутреннее содержание, существуя в сознании созерцающего.

Практически все, что скрыто у нас в подсознании, йога подвергает культивированию сознанием, и здесь интуитивно, высокие звуки ассоциируются у нас с чем-то светлым, радостным, невесомым, с голубыми мечтами и прозрачными грезами... Наоборот, низкие звуки рождают в нас противоположные образы: мы связываем их с мрачными сумерками, с грозным, темным и тяжеловесным. Так что истоки такого восприятия заложены в нас еще с детства.

Лягте в Шавасану ("позу трупа").
Закройте глаза и максимально расслабьтесь.
При первых же звуках мелодии "переводите" все, что вы слышите, в яркие, того или иного цвета вспышки, круги...
Начинать лучше с простых, медленных композиций мастеров XV-XVII вв, например, Блайтмена, Була, Перселла, Шютца и др.
Немного потренировавшись, можно переходить даже к рок-музыке.
Для медитации следует большее внимание уделять спокойной музыке, не вызывающей бурных эмоций или пылких страстей.

Освоив медитацию лежа, можно практиковать упражнение в любой из сидячих поз.
Нюансы и все детали выявляются в практике, и их здесь немного.
Посторонние мысли отгоняются в ходе упражнения так же, как и при выполнении Тратак, но концентрация на музыке должна происходить автоматически, без особых усилий.
Для этого следует хорошо потренироваться в выполнении предшествующих упражнений, однако специальных критериев правильности здесь нет, и степень достигнутого успеха определяется чисто субъективно.

ЭФФЕКТ:

Развивается ассоциативное мышление, возрастают образность представлений не только применительно к музыке, но и к другим объектам концентрации и медитации. Упражнение полезно также для усиления логических способностей интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности вселенским процессам. Способствует так же устранению чувства неуверенности в себе и страха.

+1

25

***

Согласно древнеиндийским пред- ставлениям, изложенным в специальных трактатах, голова человека соответствует Луне, а солнечное сплетение - Солнцу. С Луны стекает "нектар", а Солнце его пожирает. В итоге человек стареет. Если Луну и Солнце поменять местами, старение прекратится.

Сесть прямо, чтобы позвоночник и вес давили на основание позвоночного столба.
Сидеть лучше в Падмасане или в любой другой позе со скрещенными ногами; однако, можно и на западный манер.
Главное, чтобы позвоночник в течение всей длительности упражнения оставался прямым.
Этапы упражнения следующие:

1. Закрыть глаза, ощутив состояние полной неподвижности.
Про себя несколько раз произнести "Я спокоен, я неподвижен как скала, и ничто не может поколебать моего спокойствия", произнести это медленно и отчетливо несколько раз.

2. С закрытыми глазами представить себя сидящим на плоскости, пустой до самого горизонта.
Над головой - черное небо, подобное куполу.
В центре купола - Луна, чей яркий холодный свет доходит до вас, и этот холодный серебристый диск Луны освещает все вокруг.

3. В самой макушке головы зажигается яркая, серебристо белая точка-шарик, т.е. во много раз уменьшенная копия Луны.
Она четко формируется в сознании и постоянно "фиксируется" внутренним взором.
Эту точку, сформированную в виде шарика, плавно, медленно и мягко, как в густую жидкость, опускаем вниз по спинномозговому каналу, без сопротивления, как нож входит в масло.

4. Точка опускается вниз до уровня солнечного сплетения, остается там и продолжает светиться холодным лунным светом.
Вокруг - пустота, безбрежная пустыня до самого горизонта.

5. Черное небо постепенно начинает становиться теплым, летним, чистым, ясным, безоблачным, ярко-синим.
В зените сияет яркое, жаркое, горячее Солнце.

6. Такое же Солнце, но маленькое, зажигается у нас в макушке головы.
Оно плавно опускается в середину головы.

7. Теперь в голове светит яркое, горячее, сияющее Солнце, а в позвоночнике на уровне солнечного сплетения по-прежнему находится яркая, холодная, неподвижная Луна, устойчивая в своем холодном мерцании.

8. Созданная в воображении картина постепенно растворяется...
Мыслеобразы, свет.
Солнце и Луна постепенно исчезают, как в утренней дымке.
Глаза открываются.
По окончании упражнения сделать глубокий вдох и глубокий выдох, еще раз - глубокий вдох и глубокий выдох.

ЭФФЕКТ:

Упражнение способствует индивидуальному исцелению каждого.
Сознание становится устойчивым и открытым.
После упражнения полезно помолчать, предоставив целительным процессам происходить самим по себе.
Полезно также внутренним лучом внимания пройтись по телу от кончиков пальцев ног и выше, к коленям, животу, груди и голове.
Мышление очищается, голова становится чистой, ясной и свежей.

0

26

***

Выявление чакр и нади важно не только само по себе: оно позволяет освоить ряд других аспектов практики, важнейшими из которых является промывка праной и одновременное очищение биополя.
Для этих целей существует специальное упражнение, довольно сложное, особенно для новичка, но в то же время чрезвычайно действенное и полезное для занимающегося.

1. Медитируют только сидя, желательно в позе со скрещенными ногами.
Руки сложены в круг, ладони обращены к животу и лежат в области чуть ниже пупка, причем левая ладонь лежит на правой.
Закрыть глаза и расслабиться, отрегулировать дыхание, выровняв и замедлив его.
Сидение должно быть устойчивым и удобным.

2. Сконцентрироваться на Сахасраре, сформировать в ней светящийся (или упругий - в зависимости от того, что лучше и четче ощущается) шарик праны.
Выявить Сушумну, Пингалу и Иду.

3. Провести этот шарик вниз по Иде до Муладхаре и оставить там.
Таким образом накопить в Муладхаре 4-5 импульсов (шариков праны), после чего вывести их по Пингале вверх и выбросить из Сахасрары.
Проделать это 3-4 раза, пока при накоплении праны в Муладхаре не появится кратковременное ощущение легкости тела.
После этого посылать шарики праны вниз в Муладхару, пока не появится устойчивое ощущение легкости тела, полета, покачивания на волнах.
После возвращения в обычное состояние вывести скопившуюся в Муладхаре прану вверх по Пингале.
Муладхара очищена.

4. Перейти к очищению Свадистханы, для чего послать шарик праны снова в Муладхару по Иде, по Сушумне поднять его из Муладхары в Свадистхану.
Накопив так 4-5 импульсов (число посылаемых в каждую чакру шариков должно быть примерно одинаковым), вывести вниз по Сушумне через Муладхару вверх по Пингале наружу.

5. Для остальных чакр схема промывки такая же: Ида —›Муладхара —›Сушумна —›Чакра —›Сушумна —›Муладхара —›Пингала.
Порядок работы с чакрами - обязательно снизу вверх, т. е. Муладхара, Свадистаха, Манипура, Акитра, Вишудха, Аджна, Сахасрара.

КОНТРОЛЬ:

При прохождении праны по Иде возникает легкий звон в левом ухе.
При выведении Праны по Пингале - более низкий и менее резкий звон в правом ухе.
Отсутствие таких звонок означает, что импульсы праны слишком слабы или же, для Пингалы:
а) использованная прана не выведена наружу;
б) прана в чакре еще не накоплена.
Сделайте пранаяму и снова начните комплекс.
Если упражнение упорно не получается, вернитесь к занятиям с более простыми упражнениями.

ЭФФЕКТ:

Упражнение имеет множественное значение:

1. Закрепляются навыки выявления и работы с чакрами.

2. Каналы прочищаются, что дает общеоздоравливающий эффект, укрепляет весь организм.
Сознание (при правильности исполнения упражнения и соблюдении необходимых при медитации условий) становится устойчивым, нарушенная психика восстанавливается.

3. Очищение чакр и Сушумны - прекрасная профилактика против возникновения пробок в спинном канале, т. е. ликвидируется одна из основных причин головных болей.

Примечания:

1. В цитируемой работе допущена ошибка - все упражнения с чакрами и нади должны проводиться в сидячем положении, причем позвоночник должен быть прямым, а при работе с Пингалой и (или) Идой желательно скрестить ноги.
При несоблюдении этих условий какие-либо дисбалансы пранового обмена могут привести к тому, что чакры будут "обожжены".

2. Не обязательно за одно занятие работать со всеми чакрами.
В первую неделю вполне достаточно очистить 1-2 чакры.
В полном виде все упражнение может занимать 40 минут - 1,5 часа.

3. При возникновении каких-либо негативных ощущений следует прекратить выполнение упражнения, прочитать мантру ХАТ и вернуться к более простым процедурам.

0

27

***

1. Принять медитативную позу сидя; расслабиться, закрыть глаза и отбросить все суетные внешние проблемы.
Позвоночник должен быть строго прямым, ноги по возможности в скрещенной позиции.
Лежачая поза (Савасана) для медитации недопустима (!).
Положение рук - то же, что и в предыдущем упражнении.

2. Из Сахасрары в Муладхару завести и зафиксировать световую спицу, пронизывающую вдоль Сушумну.
Сформировать в Сахасраре, на верхнем конце спицы, шарик праны; уплотнить его, закручивая вдоль оси, послать его вниз, до Муладхары.
Когда шарик достигнет конца, слышится высокий щелчок.
Отсутствие щелчка означает, что шарик недостаточно плотен, либо он остановился где-то на половине пути.
В обоих случаях его необходимо распылить.

3. Посылайте шарики вниз, пока они как костяшки счетов не заполнят всю спицу до Сахасрары (следите за щелчками!).

4. Разожгите в Манипуре оранжевый огонь и гоните его вниз и вверх одновременно, так чтобы он окружал нанизанные на спицу шарики; огонь может колебаться, но не должен исчезать.
Шарики начнут сплавляться в единый целый столб; когда сплавляется нижняя часть, от Манипуры до Муладхары (обычно раньше верхней части), в Муладхаре появляется голубой огонь и пульсирует там, пока не сплавится и верхняя часть столба.

5. В момент, когда все шарики сольются, вверх по Сушумне должна проскочить яркая, мощная голубая вспышка; оранжевый огонь исчезает, и Кундалини быстро растекается по нади.

6. После выполнения этого комплекса может начаться спонтанная медитация.
Следует быть готовым к этому и не спешить вставать.

ЭФФЕКТ

1. Успешное выполнение этого комплекса позволяет поставить под частичный контроль силы Кундалини.
Энергетические расходы праны в организме становятся более экономными и оправданными.

2. Упражнение оказывает общеукрепляющий и омолаживающий эффект.

3. Улучшается волевой контроль над функционированием симпатической и парасимпатической системы, иннервация органов и тканей тела.

Примечания:

1. Поскольку в конце упражнения силы Кундалини прорываются вверх, ни в коем случае не следует вставать,
Одно из предназначений спонтанной медитации - приведение в гармоничное состояние общего пранообмена в организме.
Поэтому как минимум 5 минут после окончания упражнения следует посидеть с закрытыми глазами.
Полезно почитать мантру ОМ (АУМ), можно также сосредоточиться на внутреннем звукее Анахат.
Не желательно чтение мантр СОХАМ, ХАМСА, ХАНСА, ХАТ.
Последнюю мантру следует использовать лишь при появлении негативных ощущений и чувстве дискомфорта.
Однако даже в этом случае не следует сразу вставать.

2. Приведенное упражнение в ряде черт, очевидно, согласуется с описанными  даосскими принципами "выплавления пилюли бессмертия", т. е. с "внутренней алхимией" даосов.

3. В процессе практики вы сможете найти свои собственные детали, которые помогут вам успешно его выполнять.
Однако не следует его выполнять раньше, чем будет достигнут успех в Джива-комплексе.

Отредактировано YAKKHA (26-10-2010 10:08:07)

0

28

***

Активизация сил Кундалини означает, по сути, перевод части резервной, скрытой, потенциальной энергии организма, сосредоточенной в Муладхаре, в динамическую форму, которая помогает человеку осуществлять функции, требующие значительных энергетических затрат.
Это, например, духовное подвижничество, экстремальные ситуации и т. д.
Поставить такие процессы под контроль - одна из важнейших задач в йоге по целому ряду причин.
Так, одно из таких оснований - увеличение мощности Кундалини, поскольку она не является некой константой, и содержащийся в ней запас энергии поддается увеличению с помощью специальной практики.
Поставить процессы активизации под контроль - означает еще и контроль над тем, что мы называем озарением, просветлением или другими терминами.
Любые значимые по силе проявления Самадхи всегда связаны с активизацией чакр и пусть слабым, но все-таки пробуждением Кундалини.
Все эти задачи решаются в Кундалини-йоге.
Здесь  приводится одно из относительно нетрудных медитативных упражнений.

МЕТОДИКА:

1. Приняв медитативную позу сидя, желательно со скрещенными ногами, закрыть глаза и расслабиться.
Позвоночник обязательно должен быть прямым!

2. Сконцентрироваться на Муладхаре-чакре.
Почувствовать или представить себе спираль Кундалини, свернутую в 3,5 оборота и излучающую красный цвет.
Дыхание спокойное, ритмичное.

3. Не ослабляя силы концентрации на Кундалини в Муладхаре- чакре, начать джапу (безостановочное чтение мантры) с мантрой ХАМ.

4. Под действием мантры, как просыпающаяся змея, Кундалини начинает раскручиваться, и, разгибаясь, она поднимается вверх по позвоночнику.

5. Кундалини проходит последовательно через все основные чакры в Сушумне: Свадистхана... Манипура... Анахата... Вишудха... Трикута... и достигает, наконец, Сахасрары.

6. Внимание теперь концентрируется на сегменте спирали, который находится между Муладхарой и Анахатой.
Эта часть спирали должна излучать огненно-красный цвет.

7. Теперь внимание обращается на сегмент спирали между Трикутой и Вишудхой; эта часть спирали излучает белый свет.

8. Концентрация спирали переносится на окончание спирали в Сахасраре.
Упражняющий представляет, что там сосредоточена огромная энергия, которой он может в совершенстве управлять.

9. Спираль начинает сворачиваться.
Она опускается до Трикуты, Вишудхи, Анахаты, Манипуры, Свадистханы и, наконец, как змея, сворачивается в 3,5 оборота обратно в Муладхаре.
По окончании упражнения прочитать несколько раз мантру АУМ, не спеша открыть глаза.
Упражнение окончено.

ЭФФЕКТ:

Чрезвычайно важное и очень полезное упражнение из высших йог.

Приобретается совершенный контроль над состоянием психики и ума, способность к концентрации и использованию поистине огромных энергий, могущество над своим организмом и его энергетическими запасами. Упражнение имеет большую значимость для выработки способностей приобретения психических супернормальных сил.

Примечания:

1. Относясь к разряду высших йог, данное упражнение может, вместе с тем, приводить к обострению психики и другим негативным эффектам, которых можно избежать строгим выполнением всех предварительных условий для вхождения в медитацию и при окончании упражнений.
Любая активная трудовая деятельность, как впрочем, еда и секс, противопоказаны сразу после окончания занятия.
Пробудьте в спокойном состоянии не менее 0,5-1 часа в уединенном месте.
Любые стрессовые ситуации до и сразу после выполнения упражнения категорически противопоказаны.

2. Когда Кундалини дойдет до Сахасрары, очень важно не допустить ее самопроизвольного выхода за пределы организма.
Можно представить, что конец раскрученной спирали Кундалини, поднявшейся по Сушумне, подобен шару, вниз от которого отходит тонкий длинный "хвост".
Но лучше всего будет, если вы еще до начала упражнения создадите себе установку, что раскрученная Кундалини имеет ровную толщину вдоль всей Сушумны.

0

29

***

Управление внутренними прановыми потоками в организме требует соответствующей подготовки для чакр.
Такая подготовка осуществляется, главным образом, через их активизацию и, выявив чакры, теперь надо научиться приводить их в соответствующее "рабочее" состояние.
Для этой цели рекомендуется следующее упражнение.

1. Сесть в медитативную позу, желательно со скрещенными ногами.
Закрыть глаза и расслабиться. Позвоночник должен быть прямым (!).

2. Подвести указательный палец правой руки ко лбу в области Аджна-чакры, большой и средний пальцы - на крыльях правой и левой ноздри соответственно.

3. Сделать вдох через левую ноздрю на 4 такта.
Во время вдоха представить, что прана через нее поступает и накапливается в Трикуте.
При задержке дыхания после вдоха (на 16 тактов пульса) прану направляем из Аджна-чакры по Иде и ударяем этим током энергии по Муладхаре.
Во время выдоха (на 8 тактов счета), который производится через правую ноздрю, направляем прану из Муладхары по Пингале снизу вверх обратно в Аджну.
Вновь начинаем вдох, но уже через правую ноздрю, с накоплением праны в Трикуте.
При задержке дыхания на 16 тактов пульса по Пингале направляем прану вниз и ударяем ею по Муладхаре с другой стороны.
Также на 8 тактов выдоха через левую ноздрю посылаем энергию вверх по Иде из Муладхары до Аджны.
При задержке дыхания повторять мантру ЛАМ.

4. То же самое повторяем для Свадхистханы, но после вдоха, задержав дыхание и ударив прановым внутренним потоком по Муладхаре (в сопровождении мантры ЛАМ), затем быстро переводим прану по Сушумне в Свадхистхану, где задерживаем дыхание на несколько секунд, повторяя безостановочно мантру ВАМ, после чего снова возвращаем энергию в Муладхару с мысленным повторением мантры ЛАМ.

5. То же проделываем с двух сторон и для следующей чакры, так же переводя энергию от Муладхары вверх по Сушумне к Свадхистхане, от нее - в Манипуру.
Соответственно произносимые мантры чередуются как ЛАМ-ВАМ-РАМ и снова ЛАМ (при возврате энергии обратно к Мупадхаре).

6. Аналогично проделываем упражнение для Анахаты, причем мантры чередуются соответственно как ЛАМ-ВАМ-РАМ- ПАМ-ЛАМ.

7. Для Вишудха-чакры прибавляется еще мантра ХАМ.

8. То же проделываем для Аджна-чакры и Сахасрара-чакры, причем достоточной будет концентрация внимания на этих чакрах в течение 2-3 секунд.

ЭФФЕКТ:

Выполнение данного упражнения имеет множество полезных результатов, к которым приводит систематическая работа с чакрами.
Общее повышение жизнеспособности организма, устойчивость его к разного рода болезням, стабилизация психики, раскрытие внутренних способностей, духовный прогресс - вот спектр тех изменений, к которым приводит систематическая практика данного упражнения.

Примечание:

1. В этом упражнении совмещаются все преимущества Пранаямы с Дхараной и Дхьяной.

2. Пробуждения отдельных чакр можно добиться и более простыми средствами.
Так, для пробуждения Муладхары достаточно, сев в позу Лотоса или полу-Лотоса и приподнимаясь чуть-чуть на руках, слегка ударять промежностью по полу или по жесткой подушке.
Далее, для активизации Манипуры можно, произведя вдох, расширить грудь и втянуть живот.
Во время задержки дыхания следует перевести воздух из грудной клетки вниз к животу, причем живот выдвигается наружу.
После этого воздух обратно возвращается вверх.
Повторив так 3-5 раз, выдохнуть.
Систематическая практика такого упражнения по 3-5 раз в день в течение 5-10 минут должна привести к успеху.
Наконец, пробудить Анахату можно, сделав полный йоговский вдох, сконцентрировать все внимание на сердце.
Затем, в ходе задержки дыхания, мысленно наблюдая работу сердца, повторять мантру ПАМ.
После задержки - сделать полный йоговский выдох.

3. Каждый этап упражнения можно разучивать отдельно, а в ходе первых одной-двух недель вполне достаточно ограничиться одной только Муладхарой.
Но помните, что активизация Муладхары должна обязательно сопровождаться контролем над соблюдением принципов Ямы и Ниямы.

0

30

***

В данном варианте практики пробуждения чакр используется несколько иная методика, всецело основанная на концентрации и медитации.

1. Сесть в медитативную позу со скрещенными ногами; желательно, если это будет поза Лотоса или полу-Лотоса.
Позвоночник обязательно должен быть прямым.
Закрыть глаза.

2. Сосредоточиться на кончике носа, кончике языка, ладонях, точке на макушке (можно представить, что на макушке имеется черная точка).
Слушаем мотонный шум метронома, тиканья будильника, падающих капель или другого источника звука.
Представить, что центр Муладхары совпадает с центром маленького шарика (диаметром 3 см) красного цвета.
Заставить его вращаться против часовой стрелки по горизонтальной оси: вращение идет слева вверх, справа вниз (с точки зрения человека, стоящего перед ней).

3. Создать последовательно ощущения на органах чувств: звук "до", цвет - красный, запах - роза, вкус сладкий, в ладонях ощутить горячее покалывание.
Занимающийся должен почувст- вовать некоторое распирание в области кобчика.

4. После появления ощущения распирания в нижней части позвоночника перейти к следующей чакре - Свадистхане.
Она начинает вращаться против часовой стрелки в виде оранжевого шара, слышится звук "ре", запах - ромашка, вкус во рту - вяжущий, ощущение на ладонях - горячо.

5. Следующая чакра - Манипура: вращается как желтый шар, слышится звук "ми", запах - мята, вкус - перец, ладони - теплые.

6. Зеленый шар вращается на Анахата-чакре, звук - "фа", запах - герань, вкус - лимон, ладони нейтральные,

7. Голубой шар вращается на Вишудха-чакре, звук - "соль", запах - полынь, вкус - горький, на ладонях - прохладно.

8. Синий шар вращается в месте локализации Аджна-чакры (или Трикуты), слышится звук "ля", ладони - холодные.

9. Сахасрара видится как светящийся фиолетовым цветом шар, слышится звук "си", в ладонях ощущается холодное покалывание.

Выполнив эту последовательность этапов медитации, проделываем такую же работу, но в обратном направлении - сверху вниз.
Однако при этом вращение чакр обратное, т. е. по часовой стрелке.

ЭФФЕКТ:

Тот же, что и в предыдущем разделе.
Занимающийся сам может определить, какое из описанных упражнений ему больше подходит.

Примечание: Целый ряд важных моментов уже отмечался выше и потому нет смысла еще раз их повторять.
Еще раз следует напомнить только предостережение: необходимо соблюдение всех условий, предшествующих занятиям по медитации, и тех, с которыми ее надо завершать.
Не спешите к выполнению
повседневных дел после занятий, дайте некоторое время организму на то, чтобы польза от упражнения сумела бы проявиться.
Любое упражнение имеет свой "эффект запаздывания" и этот фактор следует учитывать.

0


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ЭЗОТЕРИКА » ПСИХОТЕХНИКИ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно