«Следует помнить, что наука каббала исследует духовные объекты, не занимающие ни пространства, ни времени».
Бааль Сулам, «Учение о десяти сфирот», часть 1, п.1
Бааль Сулам, великий каббалист нашего времени, начал с этих слов одну из своих главных книг. Он хотел подчеркнуть важнейшее правило, с которого начинается учеба: все каббалистические труды описывают лишь духовное измерение и ни слова не говорят о нашем мире.
Ошибка в опознании
«Основная трудность для начинающих состоит в том, что они воспринимают текст в материальном смысле, в категориях времени и пространства, изменчивости и заменяемости».
Бааль Сулам, «Учение о десяти сфирот», часть 1, п.1
Именно непонимание краеугольных определений вызывает путаницу, которая сопровождает каббалу в наши дни. Неправильно интерпретируя каббалистические термины, человек сводит их к мистике и ошибочно связывает с медитацией, заклинаниями и амулетами.
Это относится также к тем, кто занимается Торой, не изучив сначала науку каббала. Такие люди легко могут запутаться и решить, что Тора повествует о нашем мире. Рабби Шимон Бар Йохай, автор книги «Зоар», пишет: «Горе тому, кто считает, будто Тора – это простое повествование и обыкновенный рассказ… Наоборот, все слова Торы описывают Высшие миры и их тайны» («Зоар» с комментарием «Сулам», гл. «Бэаалотеха», п. 58).
Прикладной карманный словарик
«Поэтому я постараюсь истолковать каждое слово в его духовном смысле... А ученики должны хорошенько зафиксировать в памяти значения этих слов».
Бааль Сулам, «Учение о десяти сфирот», часть 1, п.1
Желая помочь нам в духовном развитии, Бааль Сулам составил настоящий каббалистический словарь. В этом словаре он разъяснил подлинное значение каждого термина, встречающегося в каббалистических книгах.
Язык ветвей
«Авторы использовали слова этого мира лишь в качестве символов, указывающих на высшие корни».
Бааль Сулам, «Учение о десяти сфирот», часть 1, п.1
Каббалистам нужно было обмениваться информацией об открытиях, которые они делали в Высшем мире. Для этого они создали нечто вроде кода под названием «язык ветвей». На нем написаны все каббалистические книги. Слова нашего мира используются в каббале лишь для намека на состояния и процессы, происходящие в Высшем мире.
В чем же тогда польза от чтения подобных книг, если читатель еще не познал высшие корни реальности? Бааль Сулам отвечает на это в «Предисловии к Учению о десяти сфирот»: «Существует неоценимо чудесное свойство для занимающихся наукой каббала: хотя и не понимают того, что учат, но благодаря сильному желанию и стремлению понять изучаемый материал пробуждают на себя воздействие светов, окружающих их души» (п. 155).
Только здесь
Наука каббала говорит о раскрытии Творца человеку лишь при жизни. В отличие от всевозможных религий и верований, она не обещает вознаграждения в «будущем мире», после кончины. Термин «будущий мир» в каббале означает следующую духовную ступень, на которую человек восходит, живя здесь, в этом мире.
Вступить в духовное можно только изменив свою природу на отдачу и любовь к ближнему, а вовсе не при помощи амулетов, красных ниток и медитации. Зная точные значения каббалистических терминов, мы сможем раскрыть духовный мир и ощутить совершенство, которое Творец создал для нас.
Несколько основных определений, с которыми начинающий может отправляться в путь.
Тело – это не наше физическое тело, а желание наслаждаться.
Душа – дополнительный орган чувств, через который человек ощущает Творца. Когда тело, т.е. желание наслаждений, устремлено лишь на любовь к ближнему, оно называется телом души и ощущает Высший свет.
Свет – наслаждение, сила, действующая в духовном мире.
Ученик мудреца. Мудрецом называется Творец, а его ученик – это человек, который учится у Творца любви и отдаче, чтобы стать таким же, как Он.
Тора – сила, исправляющая эгоистическую природу человека и меняющая ее суть с получения на отдачу. Эта сила называется также светом, возвращающим к Источнику.
материал взят с газеты "Единый мир"