методы сдвига точки сборки связаны с причинами, вызывающими ее жесткую фиксацию. Кастанеда наибольшее внимание уделяет такому общему методу как "разрушение описания мира", (вариант А). Для этой цели используются самые разнообразные техники, ведущие к созданию ситуации "перцептивной неопределенности". Подвергается трансформации вся система идей, представлений, целей и ценностей субъекта.
Что же касается собственно не-делания, то оно всегда направлено на дезавтоматизацию тех или иных процессов восприятия. Нужно всегда помнить о том, что практически вся обработка воспринимаемых сигналов, их комплектация, интерпретация, о-смысление, оценка и проч., производится нашей психикой бессознательно. Нарушение этой совершенно автоматической и почти мгновенной процедуры требует специального усилия внимания.
Но есть и противоположная техника, преследующая те же цели. я поименовал бы ее магическим деланием или просто деланием. Смысл техники заключается не в дезавтоматизации перцептивных механизмов, а в особом творчестве восприятия, преднамеренно нарушающем идеи тоналя, являющиеся базовыми для принятого описания мира. Сюда можно отнести любую работу по визуализации или по концентрации внимания на не существующих для тоналя элементах внешнего поля, результаты которой в конце концов начинают успешно конкурировать с картиной повседневного, т.е. автоматического и стереотипизированного восприятия.
Упражнения по произвольной концентрации внимания на точке или каком-то стабильном образе, идее, на объекте или процессе, существование которого возможно лишь благодаря нашему воображению, оказывает мощное влияние на силу фиксации точки сборки. Нарушается внушенный нам с раннего детства стереотип работы внимания - в обычном состоянии луч внимания блуждает, колеблется и никогда не остается неподвижным долгое время. Неподвижность концентрации есть уже в определенной степени делание. Мы имитируем пристальное (а значит, исследующее) внимание к неизменному объекту, от которого не поступает никаких новых сенсорных сигналов. Тональ не может найти интерпретации для такой работы внимания в своем описании мира и начинает склоняться к единственно доступному его бессознательному мышлению выводу: занимаемая точкой сборки позиция неудовлетворительна, ее необходимо изменить. Колебательные движения точки сборки, которая некоторое время пытается покинуть свое привычное положение, но не может преодолеть многолетнюю силу фиксации, вызывают расстройство комплектации проприоцептивных ощущений. Иными словами, восприятие схемы собственного тела ослабевает, а иногда - видоизменяется. Возникают странные чувства,: вибрации, движение тепловых, волновых, энергетических потоков, возникновение ярких осязательных ощущений в районе соединения сегментов кокона - т.е. "чакр", тепло или покалывание в биологически активных точках.
После многих лет упражнений точка сборки начинает плавно смещаться у сторонников медитативного просветления.
(адепты Интегральной Йоги, пытающиеся открыть нисхождение "Божественной Энергии" через центр макушки головы, ощущают внутри "вибрации", часто - необычные проприоцептивные ощущения вроде "давления нисходящей силы", изменение схемы тела - восприятие "особого пространства" вокруг головы и туловища, "онемение" разных частей тела. Все эти симптомы типичны для последовательного ослабления фиксации точки сборки и плавного смещения ее внутрь кокона.)
Целенаправленное изменение схемы тела (см. вариант Б), по сути, также является разновидностью делания и упоминается мною отдельно лишь потому, что схема тела, как было отмечено, сама по себе играет важную роль в стабилизации положения точки сборки.
Техники, подпадающие под этот раздел, акцентируют внимание на изменение только реагирования. Этим создается когнитивный диссонанс, характерный для всех приемов не-делания и делания. Нарушение привычки реагировать внушенным способом - основа всего искусства сталкинга. Это крайне эффективный способ плавно и внимательно смещать привычный режим восприятия. Любое сознательное изменение стереотипа дает реальный шанс войти в новое перцептивное состояние, и пренебрегать этим методом не стоит.
Если говорить о факторе (г) - энергетическом гомеостазисе, то здесь ситуация только на первый взгляд кажется трудной. На самом деле существует огромное количество способов повысить свой энергетический тонус во всех отношениях - магическом, психологическом, физиологическом. Начнем с того, что все приемы, указанные выше, в случае своего успешного применения повышают энергетический тонус практикующего хотя бы потому, что сдвигают точку сборки. Правильное смещение ТС (т.е. по центральному сечению "человеческой полосы") само по себе вызывает мощный приток энергии из внешних эманаций, поскольку активизирует ранее незадействованные поля осознания и ведет к увеличению объема энергообменных процессов.
Специально следует отметить следующие способы накопления энергии или, как называл это Кастанеда, "личной силы": 1) остановка внутреннего диалога, 2) концентрация внимания на поглощении энергии через точки и каналы кокона, 3) использование дыхания и 4) использование намерения. Сюда же относятся динамические упражнения с использованием движений физического тела, относимые Кастанедой к "магическим пассам" и собранные им в известный комплекс ТЕНСЁГРИТИ.
Есть несколько способов, которые дают возможность оказывать непосредственное влияние на такуюабстрактную вещь, как команда Орла.
Во-первых, это намерение бесконечности, которое доступно нам везде и всегда, если есть нужное количество личной Силы и соблюдены все технические условия. Во-вторых, это использование единственного энергетического поля, которое напрямую связано с большими эманациями вселенной и одновременно по структуре своей ближе всего к нам (ибо мы сами являемся его частью), - планетарного поля Земли. Связь с этим "материнским коконом" осуществляется либо через "места Силы", либо через земные стихии (ветер, море, горы и др.). В последнем случае могут иметь значение критические временные точки (закат, восход, фазы луны, некоторые дни года, иногда - особые часы в течение суток).
Обратимся к описанию самих техник.
1. Остановка внутреннего диалога. Походка Силы.
Практикующий часто испытывает затруднение, пытаясь остановить мысленный "шум". В целом задача разделяется на две части, в процессе освоения этого приема сливающиеся воедино: а) остановить словесные и образные потоки, наполняющие психическое пространство во время повседневной деятельности, б) остановить процесс интерпретации воспринимаемого вообще.
В осуществлении первой задачи упражнения ощутимую помощь оказывает правильное положение головы и управление взглядом. Не надо опускать или высоко поднимать голову. Надо удерживать ее в таком положении, чтобы можно было почувствовать вертикальную линию, идущую от темечка к самому основанию шеи. Иными словами, лучше всего для этой техники подходит классическая рекомендация индийских йогов удерживать голову и позвоночник на одной линии, вертикальной по отношению к поверхности земли. В этом случае подбородок не опускается на шею, а взгляд естественным образом оказывается устремленным прямо вперед.
Глаза во время исполнения этого упражнения следует удерживать в одном положении. Взгляд ни в коем случае не должен блуждать, его надо направить на некую воображаемую точку перед собой. Не надо щуриться или как-нибудь иначе напрягать мышцы вокруг глаз. Лучше держать их широко раскрытыми, как это бывает во время особенно внимательного разглядывания чего-то важного или необычного. Кроме того, рекомендуется попробовать максимально расширить поле внимания, удерживая при этом взгляд неподвижным, насколько возможно. Попытайтесь активизировать периферию своего зрения и разглядеть одновременно как можно больше деталей, не находящихся в районе фокуса вашего сосредоточенного взгляда.
Вышеописанные условия легче всего соблюдать во время размеренной ходьбы. Недаром дон Хуан порекомендовал Кастанеде так называемую "ходьбу Силы" для того, чтобы ускорить достижение внутреннего безмолвия. Особенно заметно ходьба влияет на способность активизировать периферийное зрение, поскольку во время движения объекты, расположенные по бокам от вас, постепенно перемещаются, и это помогает удерживать на них часть распределенного по полю зрения внимания. Как было замечено доном Хуаном, в результате "ты ничего не видишь отчетливо, но тем не менее замечаешь массу деталей, недоступных при обычном способе разглядывания вещей". Тональ переполняется информацией, плохо поддающейся интерпретации, и внутренний диалог затихает - в данном случае ему нечего комментировать.
Особое значение может иметь непривычное положение кистей рук. Руки удерживают на себе значительный объем нашего повседневного внимания (это обусловленно биологической эволюцией). Согнув пальцы любым непривычным образом, мы обязательно привлекаем к рукам специальное внимание нашего воспринимающего аппарата. На фоне смутной зрительной перцепции, возникающей во время "ходьбы Силы", когда внимание и без того с трудом справляется с поступающим сенсорным материалом, фокус с особыми позициями пальцев рук окончательно выбивает восприятие из привычной колеи. Сдвиг точки сборки неминуем.
"Ходьбу Силы" надо практиковать регулярно в течение хотя бы нескольких недель, если вы хотите добиться остановки внутреннего диалога впервые. Каждая такая прогулка должна длиться от одного до двух часов - короткие 15-минутные прогулки вряд ли вызовут ожидаемый эффект. Не могу не добавить, что лично мне именно "ходьба Силы" помогла впервые остановить внутренний диалог - это удивительное своей новизной чувство я запомнил на всю жизнь.
2. Ритмическое дыхание.
Это упражнение выполняется очень просто. Необходимо лишь следить за тем, чтобы длительность ваших вдохов и выдохов была равна между собой и сохранялся неизменный ритм дыхательных движений. Во время дыхания можно считать про себя с неизменной скоростью: скажем, раз-два-три-четыре - вдох, раз-два-три-четыре - выдох. Проще всего усвоить ритмическое дыхание тем, кто когда-нибудь пробовал заниматься йогическими дыхательными упражнениями - пранаямой. Если вы станете применять ритмическое дыхание во время "ходьбы Силы", ее эффект станет намного ощутимей.
Особенность ритмического дыхания заключается в том, что оно отражает тип энергообмена, присущий живым формам с низкой организацией (растений, насекомых, низших хордовых). Эти организмы не обладают внутренним диалогом, поскольку их психические процессы предельно элементарны.
Кроме того, известно, что даже у высших млекопитающих ритмическое дыхание рефлекторно связано с пониженной реактивностью всей системы (сон, оцепенение, созерцательный покой и т.п.).
Сознательно культивируя ритмическое дыхание, человек активизирует те энергоструктуры, которые в филогенезе соответствуют этим низшим формам, чьи рудиментарные фрагменты, безусловно, продолжают функционировать в человеческом организме. В результате длительной практики ритмического дыхания внутренний диалог останавливается естественным образом даже в том случае, если эту технику использовать в изолированном виде. Надо лишь учитывать, что человеческая психика обладает хорошо развитой способностью к адаптации и легко строит новые рефлекторные связи. Поэтому ритмическое дыхание для остановки внутреннего диалога надо практиковать: а) регулярно и достаточно долго (от получаса до полутора часов), б) сочетать это прием с расфокусировкой зрения и сознательной установкой (намерением) на достижение "безмолвия".
Интересно, что ритмическое дыхание имеет еще один полезный эффект: оно активизирует более полный и гармоничный энергообмен с внешним полем, поскольку, как мы уже заметили, является рудиментом низших жизненных форм, у которых нет развитого тоналя, создающего множество психоэнергетических и перцептивных блоков на пути естественного энергообмена. Низшие формы "дышат" всей поверхностью энергетического тела, благодаря чему получают от планетарного поля гораздо больше энергии, чем человек.
3. Не-делание и делание.
Делание и не-делание на определенном уровне абстракции вполне можно рассматривать как два универсальных принципа целенаправленной работы по дисциплинированию внимания и осознания. Выражаясь лаконично, цель не-делания - перестать понимать, что воспринимаешь. А цель делания - создать (имитировать) перцептивный образ, не соответствующий принятому описанию мира.
В той или иной форме эти универсальные принципы используются почти везде; вы легко обнаружите их в процедурах энергетической подпитки кокона, в техниках целенаправленного нарушения схемы тела, в методах усиления энергообмена через точки и каналы ЭТ и др. Даже базовая методика остановки внутреннего диалога в определенном смысле может быть причислена к техникам не-делания.
К не-деланию, сосредоточенному непосредственно на процессах восприятия, относятся следующие техники:
а) устранение паттернов "фон - образ", "тень - объект", "силуэт - трещина", "близко - далеко".
Перцептивное не-делание в большинстве случаев связано с пристальным созерцанием, поскольку именно визуальная информация требует самой объемной интерпретационной работы тоналя. Множество объектов, существующих постоянно в поле нашего восприятия, получают свой однозначный статус внутри описания мира благодаря тому, что аппарат тоналя выделяет их на фоне окружающих сенсорных сигналов, исходящих от среды, немногим отличающейся в визуальном отношении от избранных объектов. В этом заключается один из видов "делания", каждую минуту совершаемого нашим восприятием.
Решив приступить к не-деланию, мы принимаем решение (т.е. формируем личное намерение) игнорировать во время восприятия те или иные категории тоналя, с помощью которых он вычленяет и идентифицирует объекты. Так, в данном случае мы игнорируем такие параметры, как различие между объектом и фоном, объектом и тенью от него, его силуэтом и трещиной в его текстуре, а также реальные размеры созерцаемого предмета, связанные с расстоянием до него (все знают, что близко расположенные объекты кажутся больше своих реальных размеров, а далекие - меньше. Здесь мы как раз имеем в виду попытку игнорировать эти пространственные критерии, т.е. воспринимать далекие и близкие предметы как находящиеся на одном расстоянии).
б) изоляция детали и деформация объекта - прием, опирающийся на разрушение указанных выше паттернов. Используя сознательно измененное соотношение фона и объекта мы можем, например, сделать произвольно выбранную деталь предмета существующей как бы отдельно от всего остального. Мы можем заставить свое внимание создать несуществующие границы вокруг этой детали и тем самым еще раз убедиться, что отдельность всякого объекта есть продукт особой работы нашего воспринимающего аппарата.
Тем же способом производится деформация предмета: мы изменяем принятые "описанием мира" границы между объектами и, скажем, включаем часть "фона" в изолированную перцептивную единицу. Так, тень может стать "частью" своего источника, беспорядочные световые блики собираются в некоторую растущую из объекта структуру и т.д. Здесь нет предела фантазии и творчеству. Любая выдумка может "столкнуть" точку сборки с ее насиженного места.
в) не-делание собственного тела - довольно эффективный прием. Проще всего заниматься этим упражнением лежа, на фоне глубокой релаксации - но это не самый лучший метод. Более значительные и интересные результаты можно получить во время прогулки или спокойного созерцания пейзажей. Поскольку в обычном режиме восприятия эти состояния крайне редко сопровождаются нарушением схемы тела, тональ бывает буквально потрясен. Очень помогает яркое воображение: попробуйте, например, почувствовать себя лежащим, в то время как ваше тело сидит, летящим - когда вы просто гуляете, и т.п. Я не говорю уже о простом "выключении" ощущения тела.
Перцептивное делание может стать неожиданно очевидным в те моменты, когда тональ из плохо идентифицируемого комплекса сигналов автоматически создает образ, не имеющий никакого отношения к реальности. Все мы можем в определенных случаях стать жертвами иллюзий и даже галлюцинаций. Но если вы регулярно практикуете остановку внутреннего диалога и "ходьбу Силы", вполне возможно, что с подобными демонстрациями делания вы будете сталкиваться регулярно.
Конечно, в делании иллюзий нет ничего особо необычного. Поражает в таких случаях особая, я бы даже сказал, нарочитая грубость ошибок тоналя - при хорошем освещении и на совсем небольшом расстоянии превратить скомканную бумагу в птицу, у которой были не только крылья и перья, но даже глаза! Как вы помните, Кастанеда таким же способом "превратил" куст в умирающее животное.
Перцептивное делание может касаться не только внешней среды. Очень часто оно отталкивается от нашего тела. Вы можете концентрировать внимание на выдуманных энергетических потоках (полях, тепловых или иных волнах), соединяющих вас и некоторые внешние объекты, либо протекающих внутри организма. Легче всего "почувствовать" поле между протянутыми ладонями и каким-нибудь предметом. Интересно, что когда мы вовлекаем свое энергетическое тело в делание такого рода, новые силовые поля и каналы энергообмена формируются довольно быстро.
К этому же виду делания относятся различные техники визуализации. Их, конечно, также можно использовать, хотя на первый взгляд они не имеют отношения к учению Кастанеды. Потренируйтесь в визуализации простых предметов: например, попробуйте "увидеть" с закрытыми глазами на расстоянии вытянутой руки от себя яблоко или стакан. Доведите делание до совершенства - подключите тактильный канал. Для этого мысленно "ощупайте" визуализируемый объект. Следуя тому же принципу, визуализируйте какое-то место, оглядитесь в нем и постарайтесь запомнить как можно ярче. Имейте в виду, что при каждом делании, вовлекающем в себя элементы вашего энергетического тела, будут возникать временные полевые формации, в той или иной степени соответствующие качествам визуализируемого объекта или явления. Например, визуализация яркого источника энергии прямо над головой, как правило, активизирует канал энергообмена, идущий вверх из сердцевины кокона. Так создаются вполне реальные "вихри", "экраны", "потоки излучения" из любой точки ЭТ.
К наиболее продуктивному и полезному деланию в области энергетического тела относится сознательный перенос перцептивного внимания на кокон. Культивируя ощущение поля вокруг себя, его элементов - оболочки, основных каналов и т.п., можно сдвинуть точку сборки и одновременно научиться манипулировать обычно неосознаваемыми процессами в энергетическом теле. Можно даже научиться ощущать зону вокруг точки сборки и определять характер ее деформации в результате того или иного ее смещения. К сожалению, почувствовать саму точку сборки невозможно, поскольку она сама является собирателем, а значит - генератором всех доступных нам ощущений. Так человеческий глаз не может увидеть самого себя.