__

РАМТА - ЭЗОТЕРИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ПРИТЧИ » ТЕЗИСЫ БОРША


ТЕЗИСЫ БОРША

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

Из книги Г.И.Гурджиева "Встречи с замечательными людьми":

Я очень хорошо также помню, как в другой раз отец-настоятель (первый учитель Гурджиева Борш. - Герберт) сказал мне:
"Для того, чтобы мужчина достиг ответственного возраста именно мужчиной, а не паразитом, его образование должно основываться на следующих десяти принципах, которые нужно прививать мальчикам с самого раннего детства:
Вера в получение наказания за непослушание.
Надежда получить награду только за добродетель.
Любовь к Богу - но безразличие к святым.
Угрызения совести за плохое отношение к животным.
Страх огорчить родителей и учителей.
Спокойное отношение к лягушкам, змеям и мышам.     
Умение с радостью довольствоваться тем, что имеешь.
Печаль от потери расположения окружающих.
Терпение к чувству голода и боли.
Стремление как можно раньше начать зарабатывать свой хлеб".

Могли бы вы прокомментировать это высказывание? Согласны ли с ним полностью или частично? Во втором случае - что вызвало ваше неприятие? Я могу рационально обосновать каждый из тезисов Борша. В то же время, эта система воспитания не является единственно возможной, к одной и той же цели могут вести разные пути (что совершенно очевидно).

+1

2

Герберт написал(а):

Согласны ли с ним полностью или частично? Во втором случае - что вызвало ваше неприятие?

Вот эти два.

Герберт написал(а):

Страх огорчить родителей и учителей.

А неприятие вызвало "родители и учителя" - не все являются таковыми по сути, потому можно начать предавать себя в угоду стереотипам.
Как пример - Яцек Йерки, художник, проявивиший самобытность как раз огорчив учителей академии художеств (по мнению учителей он излишне детально прорисовывал и так "низя").

Герберт написал(а):

Печаль от потери расположения окружающих.

Тут согласна частично. Согласна что в случае когда рашираешься до размеров мира, и видишь мир как продолжение себя - то потеря расположения окружающих должна вызвать ну скорее не печаль, а повод задуматься. И не согласна как в случае с Яцеком Йорки.

+1

3

Герберт написал(а):

Вера в получение наказания за непослушание

Хммм, может этот тезис имел значения в какие-то иные времена, но в настоящее время - это просто на мой взгляд садизм..
Бедное дитя должно постоянно жить и думать, что сделало что-то не так...что любой его поступок сделанный самостоятельно будет расцениваться - ни шагу в сторону, иначе расстрел..
Если по секрету,..я в каком то смысле даже радуюсь, когда мой сын поступает по своему, а не по моему,..когда не очень то слушает меня....Кстати он в сто раз мудрее меня, и всегда отлично проценивает ситуэйшн.

Где-то слышала изречение:- "Бейте своих детей, как только вы увидите, что они становятся похожими на вас"
(тоже из разряда садистских методов воспитания, но, что-то в этом есть) :D
Я конечно выскажусь по всем тезисам, но постепенно..
Герберт, а ты сам то напишешь, что нибудь..?

0

4

Герберт написал(а):

Вера в получение наказания за непослушание.

Я вырастила мальчика. Вышеозначенного - никогда не применяла. Я уже высказывалась по этому поводу в теме "Запрет" - я в принципе против запретов и наказаний.

Герберт написал(а):

Надежда получить награду только за добродетель.

Никогда не приучала ребенка к надежде получить награду. Ни за что - ни за добродель, ни за труд, ни за еще что бы то ни было. Потому как - если ты делаешь что-то ради награды, тогда в чем добродетель? А если добродетель - то за что награда? добродетель не ищет нарад...
Вообще, "Награда за добродетель" - оксиморон какой-то непозволитьный... IMHO

Про Бога и святых... ну, пожалуй - да.

Герберт написал(а):

Угрызения совести за плохое отношение к животным.

Про животных... В нашем доме всегда была масса животных - собаки, кошки, рыбки... Сын родился, когда у нас уже была собака. Он ни одного дня не рос без зверей в доме. Поэтому тут нечему было учить - все образовалось само собой...

Герберт написал(а):

Страх огорчить родителей и учителей.

Никогда такому не учила.  Жинь она есть жизнь... Бывает, что и огорчишь кого... Мы своих детей тоже огорчаем, случается...

Про лягушек, мышей и насекомых - согласна. Сама не боюсь никого из вышеперечисленных.

Герберт написал(а):

Умение с радостью довольствоваться тем, что имеешь.

Согласна. Но и стремление приумножить то, что имеешь здоровыми средствами, честным трудом - тоже не грех.

Герберт написал(а):

Печаль от потери расположения окружающих.

На мой взгляд - очень неточно изложено. Потому как окружающие бывают разные. Нвозможно нравиться всем, невозможно приобрести расположение всех подряд. И не нужно.

Про голод, боль и стремление зарабатывать свой хлеб - согласна.

http://s41.radikal.ru/i091/1005/6d/20f05008de0a.gif

+1

5

А давайте расширим тезисы Борша. Да,мы говорили о методах воспитания и в Запретах и в Индиго. Женщины, как более чуткие методисты, подходят к этому вопросу с большей осознанностью вследствии опыта.

0

6

С интересом прочитал ответы в этой теме.  :)

ZAGA۞ написал(а):

Герберт, а ты сам то напишешь, что нибудь..?

Напишу, Маргуша, просто у меня сейчас со временем не очень, попозже...  :flag:

0

7

Hicks написал(а):

А давайте расширим тезисы Борша

А, давайте..!
Кость,..ты вообще ещё не высказался.......кстати.. http://www.mysticism.ru/Smileys/default/177717f13d5c1ed0631041f8550e4c3e.gif

0

8

Хотелось бы понять, ЧТО стоит за этими тезисами. Найти аргументы, принятие которых сняло бы возражения против них.

Герберт написал(а):

Вера в получение наказания за непослушание.

Что имеется в виду? Приучение мальчика к обязанностям. К труду, к ответственности. Отрицание сибаритства, изнеженности. Без этого мужчину не воспитать. Что происходит в случае непослушания? Наказание. Какое наказание? Вот в чём вопрос! Наказание наказанию рознь. Наказание - обоюдоострая, очень сильная педагогическая мера. Оно может оказаться грубейшей ошибкой, а может - мощным воспитательным фактором. Всё зависит от души, ума, такта воспитателя, от его ЦЕЛИ, его мотивов, его человеческих качеств. Здесь собака зарыта. Наказанием может быть всего одно тихо произнесённое слово или несколько слов. Уверен, что ни унижение личности ребёнка, ни, тем более, физическое воздействие на ребёнка автор тезисов не имел в виду.

Отредактировано Герберт (19-11-2010 00:52:09)

0

9

,,вера в получение наказания"... Значит,самого наказания нет? Вера - как прога,создание фантома,монстра. Самой по себе веры нет.
Не послушался - не хочет. Не хочет - противиться. Наказание убьет сопротивление?

0

10

Нет, Костя, какая же может быть вера в наказание без наказания?
И всё-таки, в связи с твоими словами

Hicks написал(а):

Наказание убьет сопротивление?

ещё раз: наказание - педагогическая мера. Оно ничего не должно убивать и ничего не должно калечить в ребёнке. Иначе это будет уже антипедагогика. Наказание оправдано в одном случае - если ребёнок осознаёт неправильность своего поведения или если можно уверенно прогнозировать, что осознает в дальнейшем (пусть даже повзрослев. Это будет такой отложенный урок). И ещё: наказание - крайняя, экстраординарная мера. Оно становится уроком на всю жизнь. Если она применяется часто (или потребность в её применении возникает часто), значит, что-то в воспитании делается не так.

0

11

Наверное,Игорь,здесь всё же имеется ввиду закон бумеранга (или подобное к подобному,или внешний мир - проекция внутреннего). По причине неосознанности ребенка,в непонимании того,что за чем стоит и выведен этот ПРАВИЛЬНЫЙ тезис.
Поехали дальше...

P.s. Да,и ты прав в том,что если часто ставить двойку,человек просто привыкает к миссии двоечника.

Отредактировано Hicks (19-11-2010 15:40:44)

0

12

Герберт написал(а):

наказание - педагогическая мера.

Наказание - это ограничение чьей-то свободной воли, в данном случае ребёнка...Интересно, как это насилие над личностью ребёнка может хоть немного, а не покалечить его....?

Герберт написал(а):

Наказание оправдано в одном случае - если ребёнок осознаёт неправильность своего поведения

Что значит неправильность поведения..? Ребёнок считает, что он поступает правильно....! И тогда каким образом он будет осознавать неправильность.?

0

13

Hicks написал(а):

Наверное,Игорь,здесь всё же имеется ввиду закон бумеранга (или подобное к подобному,или внешний мир - проекция внутреннего).

А может быть и так! И это в корне меняет смысл тезиса. Но тогда и второй тезис

Герберт написал(а):

Надежда получить награду только за добродетель.

следует понимать в том же ключе. Идём дальше:

Герберт написал(а):

Любовь к Богу - но безразличие к святым.

Это декларация абсолютной морали, в отличие от относительной, о которых говорится в этой же книге Гурджиева.

0

14

Герберт написал(а):

Это декларация абсолютной морали

Гурджиев был сторонником абсолютной морали..?

0

15

Я не читал Гурджиева,но исходя из того,что сам Ошо приводит его жизнь в пример, говорит о многом...
Это тезис о невозведении себе кумира.

0

16

ZAGA۞ написал(а):

Герберт написал(а):
наказание - педагогическая мера.

Наказание - это ограничение чьей-то свободной воли, в данном случае ребёнка...Интересно, как это насилие над личностью ребёнка может хоть немного, а не покалечить его....?

Иногда удобно проиллюстрировать мысль, взяв для примера крайний случай. Представь себе, что ребёнок совершил КРАЙНЕ неправильный поступок, вот просто вопиюще аморальный. Ты же не станешь утверждать, что такого в жизни никогда не случается? Скажи, в этом случае будет уместно (подчёркиваю - разумное) наказание, или следует оставить это проявление без наказания? А ведь наказанием может стать даже прекращение общения, которое лучше всяких слов скажет ребёнку, что приличные люди так не поступают. Тут главное, мне кажется, относиться к нему, как к взрослому человеку, без скидок на возраст и без покровительства, но с полным уважением и любовью. Это лучшее воспитание.

ZAGA۞ написал(а):

Герберт написал(а):
Наказание оправдано в одном случае - если ребёнок осознаёт неправильность своего поведения

Что значит неправильность поведения..? Ребёнок считает, что он поступает правильно....! И тогда каким образом он будет осознавать неправильность.?

А вот скажи: ребёнок всегда поступает правильно (даже в том случае, если он так считает)? И что делать в том случае, когда всё-таки это не так? Никак не реагировать (на том основании, что он считает своё поведение правильным)? Ответь на этот вопрос. И второй вопрос: а что, никогда не бывает так, что ребёнок умышленно поступает неправильно?

0

17

ZAGA۞ написал(а):

Герберт написал(а):
Это декларация абсолютной морали

Гурджиев был сторонником абсолютной морали..?

Ри, это примерно как спросить (например) меня: ты сторонник теоремы Пифагора?  http://www.mysticism.ru/Smileys/default/132568.gif  Вопрос бессмысленный. Абсолютная мораль просто существует. Он есть там, где есть человек. Относительная "мораль" (здесь слово "мораль" лучше взять в кавычки) присуща лишь нецелостному, неосознанному человеку. Соотношение между абсолютной и относительной моралью - такое же, как между истинным "Я" и ложным "я".

0

18

Герберт написал(а):

Представь себе, что ребёнок совершил КРАЙНЕ неправильный поступок, вот просто вопиюще аморальный

Не могу представить, какой по твоему может быть крайне аморальный детский поступок.. %-)

Герберт написал(а):

ребёнок всегда поступает правильно (даже в том случае, если он так считает)?

Загвоздка в том, что я не знаю, что значит правильно, а что значит неправильно....

Герберт написал(а):

Абсолютная мораль просто существует

В чьём уме....? В твоём, Васи, Лены, Серёжи..? Конкретнее можешь ?

0

19

Герберт написал(а):

Иногда удобно проиллюстрировать мысль, взяв для примера крайний случай. Представь себе, что ребёнок совершил КРАЙНЕ неправильный поступок, вот просто вопиюще аморальный. Ты же не станешь утверждать, что такого в жизни никогда не случается? Скажи, в этом случае будет уместно (подчёркиваю - разумное) наказание, или следует оставить это проявление без наказания? А ведь наказанием может стать даже прекращение общения, которое лучше всяких слов скажет ребёнку, что приличные люди так не поступают. Тут главное, мне кажется, относиться к нему, как к взрослому человеку, без скидок на возраст и без покровительства, но с полным уважением и любовью. Это лучшее воспитание.

Позволю себе рассказать очень дикий и смешной случай из нашей семейной жизни в Америке...
Как-то раз, когда у нас были гости - а дети всегда толпились возле - разговор в компании возник вокруг расовых моментов. Хохмили, смеялись, кто-то что-то и посерьезнее ввернул.. О знании языков, о том, что пришлые в странах должны изучать языки аборигенов... мы же все были пришлые...
Короче говоря, через пару -тройку дней мой ребенок (10 лет ему тогда было) приходит и рассказывает, как он сказал своей учительнице по Испанскому языку ( которая Латина с дурным Английским что во Флориде - норма, в принципе), что он ее не понимает и ей нужно типа соответствовать - Английским языком своим...
http://www.mysticism.ru/Smileys/default/132568.gif 

Ну что... Мы оба с моим бывшим мужем решили, что это неприемлемое поведение для 10тилетнего мальчика, ничего не знающего о жизни и судьбе этой женщины.

Мы с ним поговорили, объяснили свои точки зрения. Я написала извинение, мы все подписали его и я сказала сыну отнести и передать его учительнице - лично. Что и было исполнено = весьма проникновенно, между прочим.
Более у нас таких моментов не возникало никогда.
Наказывали ли мы сына? Нет...

0

20

ОШО пишет что человека лучше вообще не воспитывать.В смысле зя и низя правильно неправильно.Человека можно направлять.Думаю на сей момент это не реально-общество школа\досих пор в страшных снах снится контрольная по математике\.НО нужно действовать именно сейчас ради завтра.

0

21

Да, Аня, я тоже полагаю, что человеку можно показать возможное направление. Но показать его - нужно. Ибо есть моменты, когда человек просто не видит его. Особенно - очень юный человек.

0

22

Друзья познаются в беде-обсудим?Должны ли мы расчитывать на друзей?Всегда ли они должны оправдывать наши ожидания?Путь духовного развития можно пройти одному?

+1

23

AnnaO написал(а):

Друзья познаются в беде-обсудим?Должны ли мы расчитывать на друзей?Всегда ли они должны оправдывать наши ожидания?Путь духовного развития можно пройти одному?

Анют, давай открывай тему....!! Можно здесь ; http://ramta.0pk.me/viewforum.php?id=28
Будет занятно услышать мнения..

0

24

ZAGA۞ написал(а):

Герберт написал(а):
Представь себе, что ребёнок совершил КРАЙНЕ неправильный поступок, вот просто вопиюще аморальный

Не могу представить, какой по твоему может быть крайне аморальный детский поступок..

А что, нет такого понятия, как детская преступность? Дети не убивают, не грабят, не воруют, не насилуют, не избивают жестоко своих сверстников? У меня сразу в голове всплыла куча жутких случаев, виденных в последние годы по ТВ и описанных в газетах. Я опять взял крайние случаи, но ведь они же существуют, значит, менее серьёзные примеры неправильного поведения детей подавно существуют (и в гораздо большем количестве). Да вот хотя бы - надолго уйти из дома, ничего не сказав родителям. Ты скажешь: что здесь аморального? Ребёнок просто не понимает, что так поступать нехорошо, родители будут за сердце хвататься. Так я ж о том и писал:

Герберт написал(а):

А вот скажи: ребёнок всегда поступает правильно (даже в том случае, если он так считает)? И что делать в том случае, когда всё-таки это не так? Никак не реагировать (на том основании, что он считает своё поведение правильным)?

Я неслучайно привёл этот пример. Он из личной моей биографии, так сказать.

ZAGA۞ написал(а):

Загвоздка в том, что я не знаю, что значит правильно, а что значит неправильно....

На этот вопрос ВСЕГДА можно себе ответить, если немного подумать. А знаешь, почему? Именно в силу существования АБСОЛЮТНОЙ МОРАЛИ. Никакие советчики здесь человеку не нужны. Он сам от себя способен получить этот ответ.

ZAGA۞ написал(а):

Герберт написал(а):
Абсолютная мораль просто существует

В чьём уме....? В твоём, Васи, Лены, Серёжи..? Конкретнее можешь ?

В уме каждого человека, даже глубоко аморального. Если исходить из того, что психика людей одинаково устроена и подчиняется одним и тем же законам (как одинаково устроены и живут по одним и тем же законам их тела), то в любом человеке хотя бы потенциально присутствует нравственный закон. Но, конечно, он может быть погребён в его душе под такими чудовищными наслоениями, что никогда не будет вызван к жизни (ведь необходимое условие такого прозрения - его ЖЕЛАНИЕ, а оно, например, у закоренелых преступников, как правило, не возникает... Разве что если человек пройдёт через страшное потрясение)...

Отредактировано Герберт (20-11-2010 00:12:05)

0

25

Герберт написал(а):

А что, нет такого понятия, как детская преступность? Дети не убивают, не грабят, не воруют, не насилуют, не избивают жестоко своих сверстников?

Дорогой мой рамтист Герберт,....Чувствую осуждение..???? Или мне показалось? :glasses:

0

26

Я рассуждаю абстрактно, Маргуша.  http://www.mysticism.ru/Smileys/default/132568.gif  Можешь считать, что это вообще не я говорю, а мой логический мозг. Если, например, я доказываю теорему, то читающему это доказательство важно, кто его написал? Каковы его взгляды, его семейное положение, сколько ему лет и пр.? Ведь это не имеет отношения к сути обсуждения. Сугубо логические аргументы не могут оцениваться через призму личности их приводящего. http://s40.radikal.ru/i088/1009/72/c9c0c10a0577.gif   http://s49.radikal.ru/i126/1005/9d/9c536194ccbc.gif

0

27

AnnaO написал(а):

ОШО пишет что человека лучше вообще не воспитывать.В смысле зя и низя правильно неправильно.Человека можно направлять.

[взломанный сайт]  Супер!

0


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » ПРИТЧИ » ТЕЗИСЫ БОРША


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно