ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Перевод Е.Островской и В.Рудого
Из кн.: Классическая Йога. М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока "Asiatica", 1992
--------------------------------------------------------------------------------
Глава первая
О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
(1) Итак, наставление йоге.
(2) Йога есть прекращение деятельности сознания.
(3) Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
(4) В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].
(5) Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.
(6) Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
(7) Истинное познание – [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
(8) Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
(9) [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.
(10) Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].
(11) Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
(12) Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.
(13) Из их практики есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.
(14) Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.
(15) Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектами целям, освященным традицией.
(16) Оно – высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
(17) [Оно] – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
(18) Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].
(19) [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
(20) У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
(21) У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] – в непосредственной близости.
(22) Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].
(23) Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.
(24) Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следствиями".
(25) Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
(26) [Он] Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
(27) Его [вербальное] выражение – священный слог ОМ.
(28) [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
(29) Отсюда – постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
(30) Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] – эти отвлечения суть препятствия.
(31) Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].
(32) В целях их устранения – практика с одной сущностью.
(33) Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
(34) Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
(35) Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.
(36) Либо беспечальная и лучезарная...
(37) Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.
(38) Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
(39) Или благодаря созерцанию того, что приятно.
(40) Его могущество [распространяется на все] – от атома до величайших [объектов].
(41) Сосредоточение есть состояние "окрашивания" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
(42) Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
(43) Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
(44) Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.
(45) Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничением "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].
(46) Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.
(47) При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
(48) Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".
(49) [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.
(50) Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
(51) При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.