В ирландских сагах (сиды) переосмыслены как полубоги из племени богини Даннан. «Они не то обитают на чудесном острове (или островах) где-то далеко за морем, не то под землёю, в холмах Ирландии. Они малы ростом и прекрасны собою, вечно молоды и превосходят людей силой и мудростью, будучи во всём остальном им подобны».
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» описываются мудрецы ростом с маленький палец – разряд мифических мудрецов-пигмеев. Они почитаются у индусов благочестивыми и сопровождают колесницу солнца, питаясь его лучами. Этимологически этот образ близок к карликам эльфам германо-скандинавской мифологии.
Очень интересна характеристика свойств сидов-даннанов. От них исходит, прежде всего, периодизация истории, подобная в целом индоевропейскому мышлению, а также взглядам индейцев Америки. Эти этапы территориально привязаны к завоеванию Ирландии.
Первый период до потопа, возглавлял завоеватель Банба, но потом поглотил всех кроме Финтана, который, превращаясь то в лосося, то в орла, то в ястреба пережил всех и передал знания вождю 2-го этапа.
Второй период возглавил Партолану. Он ввёл культуру, ремёсла, некоторые обычаи.
Третий период возглавлял Немед. При нём появились новые долины и озёра. Первое упоминание о стычке с фоморами, причём, неудачной.
Четвёртый период: потомков людей Немеда возглавил Фир Болг. Он разделил Ирландию на пять провинций и оформил королевскую власть.
Пятый период: с северных островов пришли племена богини Дану (правитель Нуаду). На этих островах они, якобы, преисполнились друидической мудрости и магических знаний и принесли четыре магических талисмана:
1. камень фал, который испускал крик под ногами законного короля. Это так называемый «камень судьбы», служащий основанием английского трона. В свою очередь, этот камень – только кусочек от камня чинтанами, хранящегося по преданию в загадочной Шамбале;
2. победоносное копьё Луга;
3. неотразимый меч Нуаду;
4. неистощимый котёл Дагда.
Дананы победили Фир Болга при Майтуре, но в стычке с фоморами Нуаду потерял руку и власть перешла к сыну властителя фоморов Бресу, который жил в племени богини Дану.
Существуют многочисленные упоминания о племени дананов, находившемся в глубокой древности в Передней Азии, Малой Азии, где они контактировали с праиндоевропейцами и семитами. Далее следы этого племени в данном регионе теряются, но затем появляются в Скандинавии племена богини Дану, о которых датчане даже говорят, что к ним относятся даны, ингвины, скильдинги. Королём данов был Хигелак (Беовульф). Даны-дананы-сиды пришли с каких-то островов-садов Луга, островов блаженных, где обретается безгрешное племя Адама, а королями – Лабраййд (Быстрой на меч руки) и Файльбе Светлый.
«Трижды двадцать деревьев там, чьи ветви
То сплетаются вместе, то расходятся.
Каждое питает триста мужей
Плодами обильными без твёрдой кожицы.
Есть тайник чудесный у сидов благородных
Трижды пятьдесят в нём цветных плащей
К каждому из них с краю прилажена
Ярко сверкающая золотая пряжка.
Есть там бочонок с веселящим пивом,
Для обитателей дома этого.
Сколько бы ни пили, не иссякает.
Не убывает – вечно полон он…»
а в «Плавании Брана, сына Фебала»:
«…Есть трижды пятьдесят островов
Средь океана, от нас на Запад
Больше Ирландии вдвое
Каждый из них или втрое…
Есть далёкий-далёкий остров,
Вокруг которого сверкают кони морей (волны)
Прекрасен бег их по светлым склонам волн.
На четырёх ногах стоит остров.
Стоит остров на ногах из белой бронзы
Блистающих до конца времён…
Там не ведома горесть и не ведом обман.
На земле родной, плодоносной,
Нет ни капли горечи, ни капли зла,
Всё – сладкая музыка, нежащая слух.
Без скорби, без печали, без смерти,
Без болезней, без дряхлости…»
а в «Исчезновении Кондлы Прекрасного»:
«В большом сиде обитаем мы, и потому
Зовёмся племенем сидов…
Радость вселяет земля эта
В сердце каждого, кто гуляет в ней…
Страна живых, где нет ни смерти, ни невзгод».
Аналогичный дананам образ в древнеиндийской мифологии – это данавы, дети Дану и Кашьяпы. Они борются с богами, некоторые из них живут в подводном дворце Варуны. Сиды, же, из приключений Карнака в обетованной стране, жили в домах из светлого серебра, крытых перьями белых птиц. А в «Плавании Майль-Дуйна» мореплаватели после ряда приключений попали на море похожее на облако, а на дне его увидели крытые здания и прекрасную страну. У главного героя исландских саг было знаменитое рогатое копьё, сделанное для бога Луга – покровителя искусств, ремесла, бога света. Оно очень походит на трезубец Посейдона-Нептуна, который также жил в подводном дворце. Таким образом, параллель дананны-данавы всё же прослеживается.
Очень чётко, также, прослеживается взаимосвязь дананнов-сидов с племенем ослепительно белых женщин, живущих в прекрасных дворцах с замедленным временем и у которых нет мужчин.
Обычные признаки кельтов и пиктов – малый рост, животная сила и построение металлических памятников типа Стоунхеджа. «Они, по-видимому, лишены естественной смерти, но могут погибать в бою». Им присуща также способность менять свою наружность и становиться невидимыми. Часто они завлекают людей на волшебные холмы, иногда потешаются, но обычно отпускают, одарив богатствами и мудрыми советами». Верховный бог архаических кельтов, Мананнан и его отец Лер были божествами моря. Уместно привести здесь следующие параллели: имя бога индейцев Manitu соответствует этрусскому Mantus, Manen, армянскому Manuk, староиспанскому Manutanus, иранскому Mandans, индийскому Manu, полинезийскому Mana, египетскому – Maneto также сравним Муруган (Marukan) древних танилов и богини войны Морриган в саге о смерти Кухудлина. Мурруган имел копьё с наконечником в форме трезубца, этрусское название реки – Minikius, а у индейцев дакота, вода – mini. Напомним, что божество вод протошумеров Оани (ср. Мананнан), дало им знания, обучило языку, ремёслам, земледелию. В ночь Самайна, на 1 ноября по преданию разверзались волшебные холмы, и обитатели их, сиды, чаще всего вступали в общение с людьми (в христианской религии 1 ноября привязан ко дню усопших).
Цверги, альвы, карлики по германо-скандинавской мифологии – искусные кузнецы, куют сокровища богов и сами старше богов. Божества плодородия ван, т.е. хтонической природы, ведут первую войну с другими богами-асами. Ваны при этом живут иногда в альвхейме – жилище карликов. Цверги куют золотые волосы Сив – жене Тора (слав.Перун), ожерелье Фрейи, кольцо Драупнир, принадлежащее Одину, молот Тора, выступают как мастера, обманутые богами или человеком.
Так, персонаж «Песни о Вёлунде» в скандинавской «Старшей Эдде» – чудесный кузнец, властитель альвов, женатый на лебединой деве – валькирии. Белунд захвачен во сне в плен королём ньяров Нидудом и заставлял его выполнять искусные изделия. Вёлунд освободился из плена, улетев чудесным образом по воздуху, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь. Вёлунд известен как отец Witga (Wited). В некоторых вариантах улетает на летательном аппарате, сделанном из перьев птиц, (наподобие греческого Дедала).
Гефест-кузнец делает щит, представляющий собой людей мировой жизни (мандала в буддизме).
Ильмаринен из финского эпоса «Калевала» выковал Солнце, Луну, чудесное сампо.
Гу – в Дагомее пятый сын верховного бога Маву-Лиза дал людям орудия и оружие, у него нет головы, шея закрыта мечом.
Египетский Хнум сделал мир и людей на гончарном круге. Индийский Вишвакарман – ваятель, плотник, кузнец, творец мира. Храм Гефеста – это храм Пта в Мемфисе. Камбис (сын Кира?) в храме Пта смеялся над кумиром бога: он такой же, как изображения патеков на финикийских судах на носу (финикийские триеры), т.е. имеют вид карликов.
В представлениях славян о чуди, коми-пермятском о чудах, полинезийском о менехунах и др. содержится знание о карликах как о предыдущем населении (автохтонах).
У народов Крайнего Севера, живуших у побережья Северного Ледовитого океана, тоже сохранились легенды о карликах. У ненцев-оленеводов живо предание о неких сиртя "иди сихиртя) - маленьких человечках-колдунах, избегающих людей и прячущихся в сопках. Как мы увидим дальше, в этой легенде вымысла может быть и меньше, чем фактов.
Известно, что самоеды (или самодийские народы) - ненцы и другие - заселили побережье Северного Ледовитого океана сравнительно недавно - с XI по XVIII век. Но кто-то же должен был до них населять "полуночные страны"! Исследователи пришли к однозначному мнению, что сиртя - реально существовавший народ. Это подтвердили и археологические раскопки, и записки путешественников.
Для нас сохранились и описания их внешности.
Как же они выглядели? Если суммировать все свидетельства, то получается довольно необычный портрет: они были маленького роста, с большой головой, широким плоским и некрасивым лицом, очень курносым и раздавленным носом, и, наконец, что просто поразительно, они «смуглы до невозможности». Пожалуй, вас уже не должно удивить, что перед нами снова карлики. Но то, что они темнокожие, это новость!
Но ещё более удивительно, что этих негроподобных пигмеев мы начинаем встречать повсеместно как автохтонный народ, живший до заселения земель современными расами.
Невозможно избавиться от ощущения, что описывается не северный народ, поскольку явно вырисовывается портрет африканских пигмеев. Впрочем, один шведский миссионер в своих записках так и называет аборигенов Арктики пигмеями. Да и на карте Меркатора, составленной в XVII веке, над северной территорией было написано: здесь живут пигмеи.
Пигмеи обитают ныне не только в Африке, но и на Филиппинах, на Новой Гвинее и других местах. До сих пор у исследователей нет общего мнения о природе пигмеев.
В конце XIX века выдвигалась теория, что пигмеи - «древнейший тип предков современных человеческих рас», но она почему-то была отвергнута. Справедливо ли? То, что некогда в Европе обитали загадочные и таинственные карлики, подтверждают легенды всех народов Европы. Кроме упоминавшихся уже сидов - это «маленький народец» эльфов, дворги, банши, гномы, карлы...
А если действительно окажется, что на севере Евразии жили карлики, то какой след они могли оставили в истории человечества?
В труде Тайсона о древних пигмеях, опубликованном в Лондоне в 1894 г., профессор Уиндл из Бирмингема отмечал, что раса карликов слыла "лучшими воинами" и телохранителями королей. Тайсон провел глубокое исследование расы карликов и процитировал греческого историка Ктезиаса:
"В Центральной Индии есть черные люди, зовущиеся пигмеями.которые говорят на том жеязыке.что и другие индийцы. Король индийцев имеет в своем распоряжении 3000 таких пигмеев, так как они прекрасные стрелки из лука".
И добавляет: "Кажется, в Персии, около озера Церрах, были когда-то племена черных пигмеев, это были аборигены и, может быть, формировали историческую черную охрану древних королей Сусании". Труд Тайсона с предисловием Уиндла был написан в XVII в. Обратив внимание на замечание Ктезиаса, он продолжил:
"Талентониус и Бартолин думают, что слова Ктезиаса о пигмеях, что они были хорошими стрелками из лука, прекрасно иллюстрируют текст из Иезекииля".
Текст из Иезекииля, о котором идет речь, в Библии представлен в такой форме: "Сыны Арвада с собственным твоим войском стояли кругом на стенах твоих, и Гамадимы были на башнях твоих" (Иезекииль 27:11)".
Женевский перевод, изданный в 1579 г. в Эдинбурге, также называет гамадимов "храбрыми людьми", однако в "Vulgate" можно прочитать следующее: "Filii Arvard cum Exercitu tuo supra Muros tuos per circuitum, et Pygmaei in Turribus tuis fuerunt". Действительно, Библия английских епископов 1572 и 1575 гг. упоминает не гамадимов, а пигмеев. Даже не углубляясь в детали, понимаешь, что гэльская история об охране из воинственных карликов - не единственный случай.
Если теперь мы вернемся к цитате Мак-Ричи, взятой из фламандской фольклорной газеты "0ns Volksleven", то узнаем об этом побольше:
"Фенлендеры (раса, населявшая нашу страну до кельтов) были маленькие, но сильные, проворные, прекрасные пловцы. Они жили охотой и рыбалкой. Адам из Бремена в IX в. описывает их потомков: "У них были большие головы, плоские лица, сплюснутый нос и большие рты. Они жили в горных пещерах, которые покидали с приходом ночи, чтобы совершать жестокие насилия".
Кельтский народ, а позже и германская раса, такие большие и сильные, едва ли могли принять столь маленьких людей за человеческие существа. Они, должно быть, рассматривали их как таинственных и странных созданий. И когда эти негры-фенландеры прожили достаточно долго, спрятавшись в своих гротах из страха перед новыми обитателями, когда, в конце концов, они пришли в упадок и умерли от нищеты, то превратились в воображении мечтательных немцев в таинственных созданий, в своего рода фантомов или богов".
Ацаны, испы – карликовое племя адыгов, абхазцев в эпосе о нартах. Вместо верховых лошадей использовали зайцев, вместо рабочих – великанов – иныжей, полулошадей, полуживотных с одной или многими головами, одним или многими глазами. Так победители иныжей Куйцык (маленький плешивец) и Хагур ослепили иныжа в его пещере и выбрались оттуда, уцепившись за густую шерсть барана (интересная параллель с Одиссеей).
Испы жили в горах, в маленьких каменных домах, занимались охотой, земледелием, скотоводством, их возглавлял Белобородый. Нарты учились у испытов производству серпов. Белобородый похитил мать нартов Сатаней, но был убит нартами, а их крепость разрушена – аналогичный эпизод сватовства премудрого карлика Альвиеа к дочери Тора, задержанного им (Тором) хитростью и превращённом при восходе Солнца в камень, которое иронически называлось «светило альвов», т.к. превращало их в камень.
ДРЕВНИЙ НАРОД
Люди, животные и растения – далеко не единственные и не первые обитатели Земли. Куда древнее их – живые молчаливые камни, хранящие Древнюю Память о тех временах, когда наша Земля только начинала строить своё тело, зримое в Яви. Но ещё раньше, когда Дух Матери-Земли был ещё бесплотным, мириады духов, великих и малых, уже трудились над созданием будущей планеты. И когда Земля, сгустившись в Яви, начала быть, в её теле, состоящем из четырёх Стихий, уже обитал Древний Народ – духи Воздуха, Огня, Воды и Земли, чьи тела состояли из соответствующих Природных Стихий. Эти существа обитают рядом с нами и поныне.
В воздушном пространстве обитают Стрибы – Стибожьи внуки, повелевающие ветрами и воздушными вихрями. В Огне живут Светлые Сварожичи, часто принимающие обличье Огненных Птиц. В Воде, подвластной Живе и Маре (ибо есть Вода живая, и есть Вода Мёртвая), пребывают Водяные Деды – хранители водных глубин и входа в Иной Мир, и шаловливые Русалки – Берегини рек и озёр. Поверхность Земли и её недра заселили многочисленные духи, о которых скажем особо:
1. В глубоком Подземье обитают духи, чей облик схож с земными рептилиями: ящерицами и змеями. Но Ящеры Подземья, в отличие от своих земных «собратьев», могут достигать размеров поистине огромных. Так, например, тело одного из них охватывает все внутренности Земли, и все остальные его сородичи живут внутри него. Срок его жизни – такой же, как и у самой Матери Земли. Тако же существует бесчисленное множество малых духов Подземья, размеры которых не превышают размеры песчинки. Сроки жизни духов Подземья могут колебаться от нескольких мгновений до сотен тысяч земных лет.
2. Среди духов Подземья особо выделяются существа, известные как Люди-Змеи или Наги (этим именем их называют в Индии). Размеры этих существ сопоставимы с размерами человеческого тела. Они могут передвигаться по Подземью с такой же лёгкостью, как люди ходят по Земле, но сроки их жизни намного больше сроков жизни людей. Им ведома Древняя Мудрость, дарованная им некогда Самим Вещим Богом. Когда они, обитатели Кромки (Мира, разделяющего Явь и Навь), желают показаться нам, они облекаются в призрачные тела змееногих людей, чьи головы украшены коронами причудливой формы. Люди-Змеи сторожат несметные подземные сокровища, умеряют пыл Подземного Огня, вырывающегося из Пекла, сторожат Подземные Пути и ведают Тайны, неподвластные человеческому рассудку.
3. Ближе к поверхности Земли живут Люди-Карлики, которых в Европе называют Гномами. Их тела похожи на наши, но в несколько раз меньше и имеют другие пропорции. Так у них большая голова и короткие конечности – совсем как у земных людей-карликов. Живут они, по человеческим меркам, сотни лет, поэтому их часто видят в одежде, которую носили на Земле столетия назад. Домовые, Полевые и Межевые духи – их близкая родня.
4. На поверхности Земли, в лесах, живут Лешие. Часто они показываются людям в человеческом облике, но тако же могут приобретать и другие обличья, становясь то вровень с лесом, то в рост травы.