Не художественный вымысел...А обычная история жизни индийской семьи...
Анис Джанг
Стиральщик и его жена
— Когда мужчина и женщина поженятся, они больше не отдельные люди.
Они соединены и друг друга дополняют, вот как эти две руки,— говорит стиральщик белья, соединяя перед грудью темные, изработанные ладони.
Древнее приветствие «намаскар» придает словам конкретность.
— Без соединения рук нет приветствия, без совместности нет единства.
Человеку нужны две руки, обе одинаково важны для него.
Мужчина и женщина, как колеса в двуколке, совершают одно движение.
Стиральщик неграмотен.
Он никогда не читал священные шастры, их смысл дошел до него через века в изустной передаче и на этом зиждится вся его жизнь, как жизнь всякого индуса.
Жизнь этого человека прошла в стирке чужого белья, к своему делу он относится с прирожденным стоицизмом.
Двадцать лет прожил в хибаре, и на его глазах пустырь на окраине Дели превратился в фешенебельный квартал.
Он видел, как возводились большие дома, как вырастали деревья, как малыши становились взрослыми мужчинами и женщинами.
Он видел, как седеет и теряет зрение его жена.
Стирать белье и ухаживать за женой — его дхарма, жизненное назначение, долг, соответствующий его природе.
В этом суть его веры.
Но примиренность с жизнью — это не апатия, это невозможность отделить себя от борений и лишений, которые есть часть бытия, которые закончатся с окончанием этой жизни и с его рождением в другой телесной оболочке.
Зато есть надежда, что в новой телесной оболочке ему больше не придется стирать чужое белье.
Индусы верят, что не только каждый человек, но и все сущее, живое и неживое, наделено способностью к возрождению после каждой смерти.
Дхарма ветра — дуть, дождя —проливаться с небес, дхарма камня быть твердым, а цветка — нежным.
Точно так же дхарма горшечника предписывает ему изготовлять горшки, а дхарма деревенского лавочника — развернуть торговлю под пипаловым деревом и сидеть под ним целыми днями, независимо от того, есть покупатели или нет.
А как иначе — разве он не деревенский лавочник?
Как же он может пойти наперекор своей дхарме?
Дхарма стиральщика не отторгает его от других сторон жизни.
Рано утром он отправляется в парк за цветами, которые потом разносит по домам, где они необходимы для утренней молитвы.
После этого ведет слепую жену на пустырь — облегчиться.
Он купает жену, готовит ей завтрак и, усадив на солнышке, уходит на работу.
— Не люблю оставлять ее одну в темноте,— бурчит он. — Пока светло — и птицы поют, и дети кричат, и как люди ходят слышно. А в темноте она слышит тишину.
Так день за днем прошли двадцать долгих лет.
Он никогда не зовет жену по имени.
Она — Жена, женщина, которую он взял в дом, когда ей исполнилось двенадцать, когда ее черные глаза искрились, а смуглые руки были сильными.
Она гладила выстиранное им белье, она родила ему сына и дочь.
Сын пашет землю в деревне, а дочь, как дочерям и полагается, вышла замуж и тоже живет в деревне — в другой.
Стиральщик живет с ослепшей женой все в той же хибаре, днем чечевица с лепешкой, зимой ночью холодно, а летом нестерпимо душно.
— Разве любовь бывает от того, что в доме не протекает крыша или что есть масло намазать на хлеб? Любовь, как семя, в котором жизнь,— идет дождь или нет дождей, светит солнышко или не светит, есть крыша над головой или нет ее! — говорит старик, смущаясь оттого, что приходится словами выражать то, что он всегда знал, но никогда не объяснял.
Отредактировано ИСТИНА (11-04-2017 05:37:37)