Из века в век мудрые люди говорили, что истина – не просто фактические знания, которыми обладает человек. Ее нельзя постичь, читая книгу. Единственный, кто способен ее передать (непременно – из уст в уста) – это учитель, носитель опыта предков.
Из уст в уста
История доносит до нас предания о прямой передаче знаний, света и сил от учителя к ученику. Часто в качестве примера вспоминают беседу купца Мотовилова и Серафима Саровского: «Тогда старец крепко взял его за плечи.
Мотовилов увидел, что лицо Серафима «стало светлее солнца», а из глаз «молнии сыпались». В сердце Николай Александрович ощутил «необыкновенную радость и тишину», а его телу стало тепло, как летом, хотя вокруг падал снег.
— Не устрашайтесь, — сказал старец. — И вы сами теперь так же светлы стали, как и я сам».
Таков ярчайший пример просветления через учителя. Но большинству из нас придется честно признать: ничего подобного в нашей жизни не происходило. Правильно: не каждый день на свет рождаются Серафимы Саровские. И еще: мало кто из нас так жаждал приобщиться к высшей истине, как тот самый купец Мотовилов. Вот чудо и не случается...
Кстати, ученичество всегда подразумевало особый образ существования, долгий и трудный путь. Следование указаниям учителя часто предполагало аскетизм, хотя бы временный, частичный уход от мира: учитель и ученики создавали свою общину, в которой и взрастала истина. В какой-то мере эти традиции перекочевали в уставы старейших университетов Европы, где до сих пор в ходу особая форма одежды, особые приветствия среди членов «своего круга» и так далее.
«Четвертый путь»
Древние обычаи постепенно уходят в прошлое. Сегодня мало кто захочет отказаться от благ цивилизации ради «вечных истин» и «сакральных знаний». Но, наверное, нам оно и не надо. Наш удел — жить здесь и сейчас, под стук колес в метро, сидя перед монитором компьютера, смешивая молитву с трелями мобильных телефонов. Это наш мир — и нам следует искать в нем свои истины, свои пути, своих Учителей.
Преподобный Серафим Саровский
Кстати, постоянно растущее число курсов медитации, школ самопознания, эзотерических семинаров, тренингов, лекций говорит о том, что такая потребность у современного человека есть. Мы хотим найти то, что вслед за Гурджиевым именуется «четвертый путь». Это очень емкое понятие, под ним подразумевается несчетное множество дорог и тропинок, по которым порой проходит всего несколько человек, после чего путь утрачивается навсегда. На этом пути мы можем встречать учителей, помощников, советчиков. Но специфика нашего времени такова, что большую часть пути приходится идти самостоятельно.
Зона поиска
Вспомним фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Образ зоны в фильме столь емок, что невозможно определить его иначе, как перечислив некоторые признаки этой зоны.
— Зона всегда меняется сообразно тому, каково состояние человека, идущего по ней.
— По одному месту нельзя пройти дважды.
— Никто не может вернуться той же дорогой, по которой вошел.
— Никогда нельзя быть уверенным в следующем шаге.
Если это образ территории духовного поиска, встает вопрос о применимости чужого опыта, пусть даже самого просветленного Учителя. Как его использовать в индивидуальной зоне познания?
Ведь карта зоны очень приблизительна. Известны какие-то вехи, относительно безопасные и стабильные полянки, места привалов, точки входа. Но и они очень условны...
К примеру, мы говорим человеку:
— Иди в ближайший православный храм, встань у иконы Спасителя и молись. И тогда тебе откроется иной мир.
Человек кивает головой, доверяя нашему духовному опыту, идет, стоит перед иконой, пытается молиться. Но ничего не происходит. Спустя несколько часов он выходит из храма, так ничего и не ощутив, не восприняв, не почувствовав.
Мы не понимаем, почему наш опыт ему не помог: быть может, нужно дождаться часа «икс», пережить нечто особенное, познать страдания. Вот, мол, когда жизнь тряхнет, уж тогда он непременно все поймет. Удары судьбы не заставляют себя долго ждать, но человек по-прежнему ничего не ощущает. Более того, он может озлобиться: столько сил и времени потрачено, а все ожидания — впустую!
А кто-то другой случайно зайдет в тот же храм — и ощутит единение с Богом...
У каждого свой путь, своя территория познания и, естественно, свои Учителя.
Проводники и стражи
Как не ошибиться? Как понять, что ты движешься в верном направлении? Нередко сама судьба дает подсказки. Вас могут попросту не пустить на чужую территорию. В буквальном смысле. К примеру, на пороге церкви, а уж тем более православного монастыря окажется смотритель, который не позволит войти в храм девушке с непокрытой головой или оголенными плечами. Абсурд? Вовсе нет. Просто ведущие по этой дороге не умеют вести иначе. Эти учителя — сталкеры в рясах, а путь, который им известен, требует определенной «спецодежды».
Человек стоит перед иконой, пытается молиться, но ничего не происходит
Это не каприз, это — условие входа в зону. Придет та же самая девушка с теми же плечами на кинопробы, так ее, может, только за плечи и возьмут. И это станет ее точкой входа в зону. Дорога к истине будет совершенно иной, только для этой девушки.
Здесь нет общих правил, алгоритмов и инструкций. Все мы ищем свою дорогу. Причем важно понимать, что Учитель — не всеведущий гуру, а проводник, который просто идет рядом, быть может, на шаг или два впереди. Он по-своему тоже ученик: открытость, пластичность, готовность меняться и воспринимать новое — все эти качества необходимы в духовном поиске. И неважно, кто ваш проводник — сельский священник, руководитель тренинга, режиссер или личный психолог, но, если он хоть на миг вообразил, будто его путь завершен, будто ему открылась истина в последней инстанции, он неизбежно заведет вас в тупик.
«Переходный» возраст
Возможно, кто-то полагает, что путь познания, духовных исканий — удел избранных. Конечно же, это не так. Все мы ищем в этой жизни себя, свое предназначение, применение собственным талантам или счастливую звезду. Просто мы очень разные, а значит, наши цели и дороги не похожи одна на другую.
По большому счету, этот путь бесконечно долгий, как минимум, от рождения до смерти. И все же есть особые моменты, когда потребность понять себя, научиться чему-то новому, обрести иной взгляд на мир особенно остра.
...Данте не зря писал: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Именно в середине жизни наступает момент переоценки ценностей, то, что мы привыкли называть кризисом среднего возраста. Свое объяснение этого кризиса есть у психологов, социологов, астрологов. Но все сходятся в одном: самый крутой перелом приходится на возраст от тридцати пяти до сорока двух лет — это время серьезных проверок. И оттого так много неожиданных смертей, несчастных случаев и просто неприятностей приходится на кризис среднего возраста. Именно на середине пути, когда человек уже твердо стоит на ногах, кое-чего достиг и немного успокоился, ему необходимо доказать, что он по-прежнему готов учиться, меняться, расти. Иначе мозг и душа деревенеют, и мы, сами того не желая, обрекаем себя на нескончаемые неприятности...
Путь человека, ищущего истину самостоятельно, самый сложный. Следуя по нему, очень легко потеряться, запутаться, стать жертвой обстоятельств. Именно на этом пути человека подстерегают всевозможные опасности и ловушки. И единственный, кто может вывести нас на верный путь – это Учитель, Наставник. Он дает первый урок самостоятельного диалога с жизнью, помогает пробудиться и посмотреть на мир новыми глазами.
Человек стоит перед иконой, пытается молиться, но ничего не происходит