С помощью этих двух упражнений можно попробовать увидеть себя со стороны, проанализировать свою жизнь, цели и устремления.
«Течение жизни»
Вам понадобятся: лист бумаги и цветные карандаши.
Время выполнения: 20–30 минут.
Нарисуйте свою жизнь в виде реки.
Какая река характеризует вашу жизнь: бурная горная? Спокойная равнинная? Истоки реки — ваше рождение. Где берет начало ваша река? Где она течет: по пустынным полям, сквозь леса, через шумные города и деревни? Полноводна ли она или пробивает себе дорогу по норовящему пересохнуть руслу? Чистая ли в ней вода или темная, полная водорослей и подводной жизни? Кто приходит к вашей реке? Легко ли из нее напиться усталому путнику? Или для этого ему придется преодолеть крутой берег? Куда впадает ваша река?
Найдите на реке точку, в которой вы находитесь сейчас. Какая часть реки соответствует настоящему моменту вашей жизни? Посмотрите, как продолжается течение реки в будущем, дальше от этой точки. Вам нравится этот путь? Что хочется сделать с течением реки в дальнейшем? Построить плотину или устроить тихую заводь? Дайте своей картине название.
Ключ Рационально осознавать себя сложно. Тогда мы используем возможности интуиции. Отдаться процессу рисования проще, чем ответить на вопрос: «Какая у меня жизнь?» Ваше восприятие жизни, нюансы ее течения — все найдет отражение в вашей картине. Ваше отношение к ней лежит в ее названии. У вас могут рождаться различные чувства по отношению к получившемуся рисунку. Они помогут понять, куда двигаться дальше.
«Кто я?»
Вам понадобятся: лист бумаги, ручка, цветные карандаши.
Время выполнения задания: 30 минут.
Разделите мысленно лист бумаги на две части. Сверху левого столбца напишите «Я» и перечислите в столбик все, что придет в голову в течение ближайших двух минут. Не лукавьте, будьте честны с собой: если рука хочет вывести «дура» или «неудачница» — сделайте это.
Посмотрите на получившийся список, задержитесь на каждом определении — осознайте чувство, которое оно рождает.
Теперь обратитесь к правому столбцу. Напишите сверху «Я хочу быть» — и за 1–2 минуты перечислите все, что кажется вам необходимым.
Посмотрите на новый список, пройдитесь по определениям. Попробуйте произнести их вслух, говоря не «Я хочу быть смелой» (например), а «Я смелая». Какие чувства появляются, когда вы произносите определения? Радость? Гордость? Если появилось еще какое-то определение, впишите его.
Между столбиками определений Я-реального и Я-желаемого осталось свободное место. Пофантазируйте: что разделяет ваше актуальное Я и Я-желаемое? Может быть, это глубокое море. Или, например, высокая каменная стена. А возможно, это трасса «Формулы-1», которую вы намерены преодолеть. Попробуйте изобразить фантазируемое — моря, горы, дороги, но не торопитесь, внимательно прислушивайтесь к внутренним ощущениям. Что вы чувствуете, рисуя? Отчаяние? Решимость? Страх? Именно с этими чувствами вы встретитесь на жизненном пути, когда начнете движение к желаемому Я.
Теперь изобразите то, что поможет вам преодолеть это пространство: лодку, паром или скоростной болид. Кстати, может быть, это не что, а кто — руку помощи вам протянет красивый загорелый альпинист.
Ключ В этом задании происходит работа с собственной идентичностью. Она изначально «задается» нам внешней средой, прежде всего родителями. Взрослея и приобретая самостоятельность, мы можем сами формировать свою идентичность, опираясь на собственные потребности и желания. Вернитесь к первому столбику, пройдитесь вновь по определениям и подумайте про каждое: откуда вы знаете, что вы — именно такая? Кто из окружения поддерживает ваше мнение? Не пора ли в некоторых определениях, которые вы себе даете, сменить фокусировку с внешней на внутреннюю?