__

РАМТА - ЭЗОТЕРИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » СТИХИ » О ФОРМЕ СТИХА


О ФОРМЕ СТИХА

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

По просьбе Хикса.

Немного о Твердых формах стиха.

Как известно, существуют разные формы стиха.
К твердым принято относить те, что требуют соблюдения ритма (метра), композиционного строя, определенной рифмовки, объема. Как правило, это некрупные произведения с четко заданным количеством строк или слогов.

Возьмем к примеру Сонет.

Сонет - -  (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка), твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на два четверостишия (катрена) и два трёхстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах - две, возможно - три. Наиболее обычны два типа расположения рифм:
1) "итальянский" - катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cdc cde;
2) "французский" - abba abba и ccd eed или ccd ede.


Петрарка:

Какое наважденье, чей навет
Меня бросает безоружным в сечу,
Где лавров я себе не обеспечу,
Где смерть несчастьем будет. Впрочем, нет:

Настолько сладок сердцу ясный свет
Прекрасных глаз, что я и не замечу,
Как смертный час в огне их жарком встречу,
В котором изнываю двадцать лет.

Я чувствую дыханье вечной ночи,
Когда я вижу пламенные очи
Вдали, но если их волшебный взгляд

Найдет меня, сколь мука мне приятна -
Вообразить, не то что молвить внятно,
Бессилен я, как двадцать лет назад.

авва
авва
ссd
eed

Продолжение следует  [взломанный сайт]

Отредактировано Vassa (14-10-2010 14:21:06)

+1

2

Сложно-то как...(
Разбираться и разбираться.
Спасибо,Vаssа...)

0

3

Всегда на здоровье. :)
Продолжаем разговор.  http://www.mysticism.ru/Smileys/default/132568.gif 

Достаточное распространение и популярность приобрел также Шекспировский (Английский) сонет. Там несколько иная форма рифмовки

abab
cdcd
efef
gg

Таким образом:

Шекспир:

Сонет #5

Украдкой время с тонким мастерством
Волшебный праздник создает для глаз.
И то же время в беге круговом
Уносит все, что радовало нас.

Часов и дней безудержный поток
Уводит лето в сумрак зимних дней,
Где нет листвы, застыл в деревьях сок,
Земля мертва и белый плащ на ней.

И только аромат цветущих роз -
Летучий пленник, запертый в стекле, -
Напоминает в стужу и мороз
О том, что лето было на земле.

Свой прежний блеск утратили цветы,
Но сохранили душу красоты.

Перевод Маршака, натурально :)

Наверное, мне следует пояснить, что означают эти маленькие буковки = a,d,c,d и пр? Или это понятно?

И вообще - мне продолжать? Или скучно?

0

4

Vassa
продолжай  http://s41.radikal.ru/i091/1005/6d/20f05008de0a.gif

0

5

Не скучно!
И обьясни. Я собираюсь писать в этом стиле.

0

6

Tishilok написал(а):

продолжай

Hicks написал(а):

И обьясни.

С удовольствием, драгоценные :)
Каждая строка заканчивается на определенный звук. К нему рифмуется другая строка.

Первая строка устанавливается как а
Последующие строки в отношение к рифме первой или последующих строк - b,c,d,e,f,g - whatever.

Таким макаром, если у нас имеется стих:

Украдкой время с тонким мастерством
Волшебный праздник создает для глаз.
И то же время в беге круговом
Уносит все, что радовало нас.

Первая срока (мастерством)= а,
следовательно, (глаз)= b
третья строка - (мастерством -круговом)= а
четвертая (глаз-нас)= b

аbаb

Каждая последующая рифма, не подходящая к уже названной  в этом конкретном произведении обозначается другой буквой.

Часов и дней безудержный поток
Уводит лето в сумрак зимних дней,
Где нет листвы, застыл в деревьях сок,
Земля мертва и белый плащ на ней.

cdcd

Поток-сок – не рифмуется ни к a (мастерством-круговом) ни к b (глаз-нас), следовательно это c
Дней-ней – не рифмуется ни к a, ни к b, ни к c(поток-сок)  – следовательно это d

Ну, и так вот и рассуждаем далее  http://s54.radikal.ru/i146/1005/f2/f45c90506fe7.gif

Отредактировано Vassa (14-10-2010 17:07:47)

0

7

Хочу еще заметить, господа,   http://s58.radikal.ru/i159/1005/19/c0e46f386fa6.gif 
что важна не только форма правильная, но и ее содержание.  [взломанный сайт] 
Потому что нам важна не просто рифмовка типа "любовь-кровь", "ходил-бродил", "кутил-любил" (вообще глаголы рифмовать считается несколько дурным тоном, ну, кроме гротескных форм изложения мировосприятия).
Нам нужно в итоге получить читабельное осмысленное произведение правильной формы. При этом желательно, чтоб оно не было надуманным, то есть не пахло пластиком.
[взломанный сайт]

0

8

Мдя,вот уж не думал никогда,что четверостишья между собой тоже предполагают рифму...
И про глаголы узнал... Но,если не ошибаюсь,,,Евгений Онегин" начинается с рифмовки глаголов...не помню...

+1

9

Хикс,

Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...

Далее по тексту.

Да. Тут есть рифмование глаголов занемог - не мог. Но это несколько другое. Это забавный момент, от которого Александр Сергеевич, в силу своего пристрастия с последним не смог отказаться.
Но Пушкина мы пока трогать не будем. И вообще - великих мы трогать не будем. А то мы еще сейчас тут на Маяковского начнем ссылаться с его произведениями.
Мы пока просто будем тихо разбирать стили, размеры и формы, и приводить в пример классические произведения вышеозначенных великих. Ибо все они - великие - блистательно владели тем, что мы сейчас исследуем. А уж потом - наисследовавшись - творили что хотели.
А иначе мы просто напишем в корявых словах Черный Квадрат господина Малевича и решим, что мы достигли истины и всей глубины ее. Начинать нужно с начала...

+1

10

Vassa написал(а):

А иначе мы просто напишем в корявых словах Черный Квадрат господина Малевича и решим, что мы достигли истины и всей глубины ее.

[взломанный сайт]

0

11

Может дадите мне домашнее задание?))

0

12

Hicks написал(а):

Может дадите мне домашнее задание?))

Nice!
Хочу сказать только, что мы пока коснулись только формы - то есть количества строк, правил рифмования. Мы еще не касались глубин. Но пока будем учиться облекать содержимое в форму. :)

Домашнее задание всем, кто хочет тренироваться, включая и меня тоже (потому что я тоже хочу тренироваться) :)
Написать сонет о человеке или звере - и осени, природе.

Отредактировано Vassa (14-10-2010 17:46:03)

0

13

Д/з. Сонет.

И черная пантера в мягких лапах
Хранила путь очарований, как стезю.
Чем кочевать по миру в черных латах,
Предпочитала всех мочить,как Костя Цзю.

Природа для нее была родимым домом,
Она любила крик и тишину,
И даже,если жизнь катила грязным комом,
В движеньи этом находила красоту.

Ей люди были - сплошь марионетки,
Но осень-слава погрузила в седину.
Какие сладкие бывают все ранетки!

Когда их собираем на снегу,
Обычно бьем друг друга теннисной ракеткой,
И плаваем затем дятем в спасательном кругу.

0

14

Hicks написал(а):

Д/з. Сонет.

ДЗ принято.

Костя, тебе анализ - в личку или сюда на публику? Это тебе решать.

+1

15

Vassa написал(а):

Но пока будем учиться облекать содержимое в форму

Здорово..!!  Слежу за темой..!!!  http://www.mysticism.ru/Smileys/default/1135997123.gif   http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/victory.gif  Получается прям как у Эдуарда..

0

16

Конечно сюда в тему. В личку мне не пишите никто.

+1

17

Костя - deal!
я рада, что ты так относишься. Как будет готово, так сразу вывешу.

http://i015.radikal.ru/1005/54/7f68fcd2e2d1.gif 
господа - присоединяйтесь. Тут нет учИтелей - только учащиеся.  http://www.mysticism.ru/Smileys/default/1357896.gif

0

18

10.14.2010.
К нижеследующему посту относится.

Да - ты прав.
Не задавали. Удаляю
Посыпаю голову пеплом.
Mea mea culpa.

Озвучу позже.

Отредактировано Vassa (14-10-2010 23:04:38)

+1

19

Это мы не проходили. Это нам не задавали. Ты сама сказала,что,,мы пока будем учиться обликать содержимое в форму".

0

20

прав, прав, Костя.
Но я именно пока о форме и говорила. Но все одно удалила. Потом припишу, к твоему разбору твоего полета.
Извини.

0

21

Ну зачем же было удалять?! Просто я хотел пока о формах и связках... Извини,что заставил удалить.

0

22

Костя - не думай и не извиняйся. Это я просто вчера по какому-то странному состоянию написала. :) Сделаю сегодня твой стих.
А там - может и еще кто решится присоединиться :)
Я свой тоже написала уже.

0

23

Ок, Константин.
Продолжаем разговор, как говорил Карлссон.

Первое четверостишие – вполне нормально. Я тут опущу всякие странные выражения вроде «мочила». Я не буду сейчас об этом говорить.

Второе четверостишие – начинает уже хромать.
Как я уже говорила одному своему близкому другу, это вполне обычное явление. Люди как правило пишут первых стих нормально. Дальше их начинает нести – как Остапа в известном произведении Ильфа и Петрова. И уже теряется и строй, и ритм и все, что угодно. Смысл иногда тоже теряется. Даже если он и присутствовал в самом начале.

Стих – это счетное произведение в отличие от прозы.
И если у тебя в первом катрене:

И черная пантера в мягких лапах =11 слогов

То во втором у тебя не может быть:

Природа для нее была родимым домом.=13 слогов.
Два слога – лишние. Глаз спотыкается, ум морщится.
Может быть:

Природа для нее – родимым домом.

И если дальше продолжить, то все в том же духе.
А про содержание – тебе самому все известно лучше всех, правда?   http://s40.radikal.ru/i088/1009/72/c9c0c10a0577.gif

0

24

Вот теперь я позволю себе высказаться.

Прежде всего, скажу тебе, Костя, – и всем, господа, кому интересно, - одну простую вещь.
Никогда не спешите постить свой труд.
Если вы прочли свое творение и у вас возникла хотя бы тень – тень тени – сомнения… а_А – переждите малое время. Потом перечтите и - увидите.
Ибо – в моем понимании, конечно:
Стих - должен быть вылизан автором, как котенок любящей кошкой-мамой.
Стих – должен катиться, как шарик масла по теплой сковороде. (кто знает меня долго  уже устал от этой формулировки, но она – все столь же неизменна и столь же актуальна).
Стих - должен нести читателя, как парус лодочку.
Глаз  – не должен спотыкаться нигде и ни разу или возвращаться, чтобы перечесть строку.
Слух – не должен морщиться и думать, а правильно ли он расслышал слово.

Стих должен быть как выдох чувства, эмоции, страсти...
Тепла ли, холода ли, горя или радости – восторга или страдания…
Выдох…
ах – вдохнули момент… и - ВЫДОХнули стих….

И читатель должен иметь возможность так же легко ВДОХнуть ваш стих.
Проглотить ваши строки, забыть их, но помнить момент, который вы несли – его собственный момент.

Ведь все мы читаем прежде всего – себя…

Отредактировано Vassa (15-10-2010 13:17:32)

0

25

Vassa написал(а):

ах – вдохнули момент… и - ВЫДОХнули стих….

:surprise:
Васс,..Очень увлекательно..! Может и у меня, что созреет.....Я пока на ус всё наматываю..

0

26

Учебное задание. Английский сонет.
Лунному Волку.

О, Лунный Волк, тебе подвластно море,
Тебе знакомы дни, года, века,
В твоих глазах слеза со смехом спорит
И даль твоя, как небо - далека.

Ты видишь день сквозь мир туманных окон
Прозрачных мыслей, серебристых снов,
Ты теребишь седой волшебный локон
Моей судьбы, Ты - выпеваешь зов.

Но я сильнее ледяных аллюзий
Осенних мыслей, света, прошлых фраз,
Чужих ударов, тьмы, забот контузий:
Еще не слеп мой кропотливый глаз.

Останусь я  в твоей мечте – спокойной
Пусть, темной и унылой, но  - достойной.

0

27

Спасибо, Васса. Очень полезная информация всем, кто пишет стихи, и тем, кто хочет начать писать.  А разве есть кто-то, кто еще не пробовал писать?
Значит, пригодиться всем.

0

28

Ай-джи написал(а):

Спасибо, Васса. Очень полезная информация всем, кто пишет стихи, и тем, кто хочет начать писать.  А разве есть кто-то, кто еще не пробовал писать?
Значит, пригодиться всем.

Да, дорогой.  http://s41.radikal.ru/i091/1005/6d/20f05008de0a.gif

0


Вы здесь » РАМТА - ЭЗОТЕРИКА » СТИХИ » О ФОРМЕ СТИХА


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно