1. Вам нужно не пробуждение, а мама и папа.
Духовная практика — прекрасный механизм компенсации. Новорождённому ребёнку нужно одно — чувство тотального принятия, базовой безопасности и Любви. Всё его внимание неосознанно направлено наружу — в поисках контакта с теми, кто эту Любовь и принятие может обеспечить. Это дорациональные стадии развития нашего «Я» — симбиотическая и импульсивная — и по моим наблюдениям у многих русских практиков медитации именно к этим стадиям относится очень много травм.
Львиная доля проблем в практике, которые я вижу у моих учеников, касается именно этих ранних не интегрированных частей, которым нужна не медитация, а психотерапия. Или медитация, но не в формате «час в неделю на занятии», а ретрит на несколько месяцев с опытным Наставником — на которого, скорее всего, поначалу будут спроецированы образы мамы и папы (как это и происходит в психотерапии, и как это происходило и происходит в традициях медитации, где ученик годами практикует под личным наставничеством Мастера). Подробно об этом механизме пишет Джон Уэлвуд, говоря о духовном избегании.
Причём, часто это люди вполне социально успешны и скомпенсированы, некоторые из них сами психологи. Когда компенсаторные механизмы и защиты психики хорошо развиты, этого вполне достаточно для жизни в социуме, но становится помехой для пробуждения.
Мастер часто говорит, что у него нет учеников, есть дети. Я всегда думала, что это метафора. Пока не увидела, что это просто констатация факта — никто из его учеников не приходит к нему как полностью взрослый человек. Все несут свои детские травмы — и проецируют их на Мастера. И ждут, что он заменит им родителей. И вместо медитации годами и десятилетиями неосознанно выясняют с ним отношения, которые не выяснили с мамой и папой.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Да, медитация помогает нам узнать себя как нечто большее, чем Эго — всегда присутствующую сияющую и пустую пробужденность. Но для этого мы сначала должны сформировать здоровое и сильное Эго, принять его, узнать, полюбить. Невозможно превзойти то, с чем не знаком и чем не управляешь. Мастер как-то сказал мне: «Трёхлетних детей не пускают в просветление — потому что они этого не переживут. Вырасти наконец».
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Если вы практикуете много лет и до сих пор не пробуждены, есть вероятность, что некоторые отщеплённые, детские части вашего Эго превратили практику в механизм компенсации. И если у вас нет Мастера, с которым вы находитесь в постоянном личном контакте, который может вам это показать, это вероятность крайне высока. Как и очень высока вероятность того, что когда он начнёт вам их показывать, вы возненавидите его и уйдёте.
Подсказка:
Что может указывать на существование этих частей? Телесное напряжение или телесные импульсы, которые вы за собой замечаете с раннего детства, ощущение, что вам чего-то не хватает, что вы безпомощны. А ещё — тонкая неудовлетворённость текущим моментом: всё вроде-бы прекрасно, но могло бы быть и получше. Кроме того — безпомощность, неважно, касается это ситуаций в жизни или в практике. Или, наоборот, у вас всегда всё прекрасно — прекрасная духовная жизнь, прекрасный Учитель, прекрасные друзья, прекрасная семья, восторг, полёт, праздник, который всегда с тобой.
У ребёнка мало ресурсов, поэтому он не может выдержать всю тотальность бытия как она есть — весь безграничный спектр реальности, включающий в себя и огромную боль и тьму, и непривычный, поначалу, свет. И тогда он начинает создавать механизмы ограничения этого опыта до посильного и одобренного в его близком окружении. Пробуждение для этих частей — это боль. И они будут избегать этой боли любой ценой.
Кто-то ограничивает контакт со страданием, кто-то, наоборот, с радостью — но именно исследование того, какие части реальности вы исключаете, может намекнуть на эти детские части.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Что делать с этими частями? Принять, стать ими, согласиться со всем, что они собой представляют. Это тоже вы — капризные, тревожные, агрессивные, эгоистичные, требовательные. И принятие этого приносит огромное облегчение и расслабление, без которого пробуждение невозможно.
2. Вы ждёте, что вас разбудят.
Во время семинаров по практике внимательности, я спрашиваю участников: «Почему вы просыпаетесь утром»? Первый ответ всегда один: «Потому что звонит будильник». Хорошо, а если это выходные, и он не звонит? Тогда всегда находится кто-то или что-то — ребёнок, кот, собака, сосед, шум на улице — кто будит. «Ладно, — настаиваю я — а если вас никто и ничто не разбудило, почему вы просыпаетесь»? «Потому что набрался сил и выспался». Обычно этот ответ звучит не слишком уверенно — похоже, среди тех, кого я вижу на семинарах, высыпаются немногие.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Это символично. Для очень многих людей источник изменения их утреннего состояния всегда — вовне. И тогда, начиная медитировать, они по привычке — и невнимательности — переносят эту модель на практику и ждут, что кто-то или что-то извне поможет им пробудиться. Мастер, Гуру, сатсанг,[2] удивительный метод, правильно выбранное «место силы», психоактивные вещества, стечение обстоятельств или майское полнолуние и правильное расположение звёзд.
Да, конечно, они слышат всех этих Учителей, которые не устают повторять, что природа Будды уже в нас, и чтобы обнаружить её, нужно развернуть внимание внутрь, но привычка — вторая натура. Мы выходим с ретрита, сатсанга или семинара и прислушиваемся к себе — есть ли изменения? Удалось ли очередному Учителю как-то на меня повлиять? Рассмешить, растормошить, заставить приоткрыть один глаз. Если да, то это хороший Учитель. Если нет, то мы идём искать других.
Вместо того, чтобы вернуть себя как внимание к себе же, и прекратить разделение — на «Я» и «других», на Наблюдателя и Наблюдаемое — мы по привычке устремляем его вовне в поисках «будильника».
Но что вы обычно делаете, когда слышите будильник? Вы рады ему или какая-то часть вас предпочла бы поспать? Не знаю как вы, но я, нередко, просто перевожу его на пять-десять минут вперёд, и продолжаю спать. И так по несколько раз. Не напоминает ли вам это ваши отношения с практикой? С Учителем?
Если вы практикуете уже 10 – 15 лет и до сих пор не пробуждены, то, возможно, причина в том, что вы по-прежнему ждёте, что в вашей жизни появится новый уникальный супербудильник. Или тот, что есть, вдруг сделает что-то невероятное и всё-таки сумеет вас разбудить. То есть, по сути, ваше внимание всё ещё направлено ВОВНЕ!
Но это не работает. Вот почему Будде принадлежит парадоксальное высказывание о том, что он «никогда не учил, не учит и не будет учить Дхарме».[3] Это невозможно. Пока мы спим, нас невозможно научить. Если мы проснулись — нас уже не нужно учить.
Точно также, как мы просыпаемся естественно, когда мы выспались, мы пробуждаемся естественно, когда набрались сил, перестали терять себя как внимание вовне.
Если это ваш случай, ничего не ждите, вас никто и никогда не разбудит. Только вы сами можете вернуть ваше внимание внутрь, тотально внутрь, двинуться в глубину себя, к Истоку, к своей Изначальной Природе. Сформируйте несокрушимое намерение всё время возвращать своё внимание внутрь, к себе.
Почему вы до сих пор не пробуждены?Почему вы до сих пор не пробуждены?
Это не значит, что нам не нужны Мастера — присутствие подлинного Мастера «заражает» нас состоянием пробуждения. Но только в том случае, если мы готовы заразиться.
Подсказка:
Каждый раз, когда вам кажется, что что-то происходит снаружи — не важно, приятное или неприятное — напомните себе, что это просто феномены, возникающие в вашем восприятии. Это тотально ваша реальность, созданная вашим умом. Никакого «снаружи» нет, есть ваш выбор воспринимать сейчас реальность таким образом.
Часто в этот момент возникает сопротивление, например, я не хочу соглашаться с тем, что это моя реальность, если этот человек снаружи причиняет мне боль. Однажды я оказалась в зале, где было довольно холодно из-за открытых окон. Я знаю, как согреться изнутри, активировав внутреннее тепло. Но как только я стала это делать, я тут же заметила в себе тонкое сопротивление: я не хочу, пусть они закроют окна и обо мне позаботятся. И это сразу возвращает к пункту 1 — маленький ребёнок очень требователен, потому что кроме «них» о нём действительно некому позаботиться.
В России тема всемогущих «они» очень сильна: это «они» не дают нашей стране развиваться и процветать, это «они» принимают дурацкие законы, это «они» не следят за газоном и отключают горячую воду, это «они» слишком громко сопят во время практики или слишком сильно вздрагивают — можно продолжать до безконечности. И эта неосознанная программа сильна во многих практикующих.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
В те моменты, когда вы замечаете и чувствуете в себе сопротивление к направлению внимания внутрь, вы можете увидеть ту часть себя, которая сопротивляется — и принять её.
Я знаю поразительные примеры того, как люди начинали следовать этому на практике и у них менялись, казалось бы, неразрешимые ситуации.
3. Вы не готовы сдаться.
Я часто бываю в Калифорнии, где на каждом углу проводятся какие-нибудь духовные практики и учат такие пробужденные учителя, как Адьяшанти и Рам Цзы. Много общаясь с людьми, которые занимаются человеческим развитием во всех его проявлениях, я всё время замечаю, что меня отнюдь не окружают пробужденные люди.
Американские практики часто (но не обязательно) психологически более зрелые личности, чем российские практикующие, в них меньше психологического надлома, боли, отчаяния, стресса. Но, как говорит Мастер, это просто более комфортный сон. Кому-то снится отпуск на Бали, а кому-то — кошмары в России. Это не меняет природу сна.
И, наблюдая за американцами, я увидела ещё один механизм, препятствующий нашему пробуждению — мы не готовы сдаться. После того, как вы сформировали сильное Эго, вы должны быть готовы к тому, чтобы оставить его, увидеть, что оно, по сути, не обладает собственной природой, не важно и не значительно. Это похоже на построение и разрушение мандалы [4] или написание иероглифов водой на асфальте.
Но мы всё время оставляем чуть-чуть себе. Как мне видится сейчас, Эго — не столько некая сущность, сколько непрерывный процесс выявления и выделения собственной отдельности и значимости. И пока оно активно, а мы с ним отождествлены, мы на автомате продолжаем порождать и поддерживать собственную отдельность и значимость в любых обстоятельствах. И это не вопрос того, чтобы надеть на себя оранжевую или белую тунику, побриться наголо и прикрыть лицо веером — если мы недостаточно внимательны, Эго превратит и эту попытку стирания «Я» в тонкий и незаметный процесс поддержания уникального «Я» без «Я».
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Я вижу, как Эго людей, которые приходят на мои семинары или занятия, также при любой возможности кричат: «Обрати на меня внимание, я особенный: я приехал из другого города или другой страны и мне нужен особый подход; я вижу ауры, я продвинутая; я так много страдала; я опытный практик, я отличаюсь от всех этих новичков; я вдумчивый и серьёзный — я не задаю идиотских вопросов, как некоторые; я такая милая — я всё-всё поняла, и это лучший семинар в моей жизни; докажи мне! убеди меня! удиви меня!!!…
Точно также кричало моё Эго — Мастеру: «Смотри, я такая особенная — я тебе не докучаю и не претендую на твоё внимание, в отличие от всех этих прилипал. Смотри, я так старательно работаю. Смотри — я очень умная, они ещё только соображают, что ты сказал, а я уже всё это поняла, но при этом не выпендриваюсь и сижу тихонько».
Единственный механизм, который разные традиции Мудрости предлагают для устранения этой проблемы — это практика тотальной сдачи себя Мастеру. Мастеру не как живому человеку, не как другому Эго, а как тотальности Бытия, проявленной в человеческом теле.
Были периоды, когда Мастер буквально сводил меня с ума. «Выкинь все книги, сколько можно сидеть в голове. Все твои вопросы из ума», — говорил он утром. «Почему ты молчишь? Ты что, не работала, если тебе нечего спросить»? — спрашивал он вечером. «На твои вопросы безполезно отвечать, перестань донимать меня», — возмущался он на следующий день, когда я всё-таки собиралась с духом и открывала рот. Он доводил меня до слёз, и я металась по Ашраму,[5] как ошпаренная мышь, мечтая об одном — чтобы кто-нибудь отрубил мне голову. А потом, вдруг, обнаруживала себя глубоко в сердце — словно мне действительно отрубили голову.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Или он мог сказать мне: «Ты же — стерва. Все женщины — стервы, всем вам надо только одно: заполучить мужчину и вцепиться в него, чтобы размножаться. Это — зоология». И я сидела, онемев — потому, что это точно не про меня, с моим красным дипломом физфака МГУ и осознанным подходом к отношениям. Но проходило три дня, и я вдруг начинала видеть в себе эту стерву, которая всегда была там — и которую я полностью вытеснила и не была готова принять.
А спустя три месяца Мастер говорил: «Почему ты до сих пор не нашла себе мужа?! Сколько можно сидеть и медитировать в 33 года? Напечатай визитки. Пойди в кафе, предложи понравившемуся мужчине выпить кофе». И я вновь впадала в ступор, чтобы спустя несколько дней заметить, как что-то внутри меня незаметно перестроилось — как будто появилось больше свободы, пространства, словно из меня убрали какую-то лишнюю деталь. Хотя я отнюдь не бежала печатать визитки.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Настоящий Мастер сделает всё возможное, чтобы помочь вам стать вами, а не его последователем.
И точно также он поступал и продолжает поступать с остальными учениками — потому что только так занозы Эго можно подцепить и вытащить наружу.
Но большинство тех, кто начинает медитировать, не готовы к этому. И вот уже мои ученики возвращаются от Мастера и говорят: «Что-то мне пока не хочется к нему в ближайшее время, после всего, что он мне сказал».
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Справедливости ради, сегодня хватает необразованных и самопровозглашённых «учителей», которым лучше не только не сдаваться, а держаться от них подальше. Один из возможных критериев — пытается ли «учитель» вас удержать. Настоящий Мастер сделает всё возможное, чтобы помочь вам стать вами, а не его последователем. Но, конечно, это проверяется временем.
Подсказка:
Используйте любого Учителя, который вам сейчас достался — не Учителя как человека, а Учителя как форму, через которую с вами говорит Бытие. Когда мой муж начинал практику, до его первых поездок к Мастеру и до того, как он сам начал учить, он учился у меня. На протяжении нескольких месяцев мы выходили с занятий и он мне говорил: «Господи, ну как же ты меня бесишь. Говоришь ерунду, голос писклявый, шутки идиотские, прямо сижу — и хочется тебя придушить. Еле выдерживаю два часа».
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Ему хватило ума и внимательности, чтобы использовать эту ситуацию как зеркало. Он допустил, что именно я, такая невыносимая и противная, могу быть идеальным Учителем — потому, что показываю ему отражения его собственного ума. И он начал наблюдать эти отражения. Он развернул внимание на воспринимающего эти отражения, пошёл вглубь. В этот момент он впервые начал видеть, как его собственный ум порождает реальность, в которой он живёт. А когда он приехал к Мастеру, с ним впервые случился опыт пробуждения.
4. Ваша непробужденность даёт вам бонусы.
Это сильно связано с пунктом 3. Часто мы не готовы сдаться, потому что боимся потерять своё текущее положение.
Недавно я вела бизнес-программу в крупной компании. Её владелец регулярно ездит на ретриты, потому что после практики у него случаются озарения и он принимает бизнес-решения, которые далеко опережают видение конкурентов.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
«Но вот понимаешь, когда я возвращаюсь, спустя какое-то время это заканчивается. Как бы мне это сделать постоянным состоянием»? — спросил он меня. «Для этого тебе нужны другие практики, — ответила я. — Но, возможно, их побочным эффектом станет то, что ты постепенно начнёшь терять отождествление с собой, как с владельцем этой компании. Начнёшь терять интерес к деньгам и бизнесу. Не сразу, не резко, но это возможно». «Тогда пока я не готов» — ответил он.
Вы много лет медитируете. Вы, несомненно, стали внимательнее. Возможно, благодаря этому вы стали здоровее, успешнее, счастливее. Или даже сделали преподавание медитации своей основной деятельностью. И тогда, возможно, это ещё один крючок.
Когда-то, попросив меня начать учить его методу в Москве, Мастер сказал: «Запомни, ты не должна быть хорошим Учителем. Ты не должна стараться. Ты не должна заботиться о том, какое впечатление производишь и насколько умной ты выглядишь, много ли человек пришло, вернулись они снова или больше никогда не пришли. Ты должна быть никакой. Пустой. Не вступать ни с кем в отношения. И если из этой пустоты будет рождаться импульс что-то сказать — говори. А иначе молчи и не открывай рта. Пробуждение заразно, и тебе не нужно безпокоиться о том, как это происходит. Такой подход, возможно, не принесёт популярности. Но только так ты действительно сможешь кому-то помочь. Только тогда ты сможешь чему-то научить, передавая своё состояние, и двигаться сама, не застревая в учительстве».
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Такой подход и правда вызывает много вопросов. «Тебя как будто нет, я не могу вступить с тобой в контакт», — недавно сказал мне один из учеников. — «Я бы хотел больше тепла и внимания». Как вы уже догадались, в этот момент мы возвращаемся к пункту 1 — и идём восстанавливать отношения с мамой и папой, которые недодали нам тепла и внимания.
И да, я регулярно ловлю себя на том, что «застряла». Повелась на вопрос и желание ответить, зацепилась вниманием за идею и села писать текст. С годами это происходит всё меньше и меньше, но одновременно я вижу, как буквально каждая мысль потенциально вытягивает нас обратно в Эго.
Почему вы до сих пор не пробуждены?
Подсказка:
Самый простой совет, который я постоянно даю себе: закрой рот и будь бдительна к тому, чтобы ни одна мысль, ни одна эмоция не увлекли тебя обратно в Эго. А если это произошло, верни внимание в естественное состояние «Я» без отождествления. Мысли возникают, эмоции возникают и растворяются — но не уходи за ними вниманием. Пиши только если текст сам рождается из глубокой тишины, а ты при этом — пуста.