Христианство и учение Христа.
Чудесные обстоятельства,
предшествующие рождению Иисуса, яркая звезда, указавшая путь мудрецам с
востока, которые пришли ему поклониться в его колыбели, избиенение по приказу
Ирода младенцев мужского пола в Вифлееме, как следствие этих предзнаменований,
бегство в Египет, все это (как и вообще многое в Евангелиях)
относится к домыслам, не более. Чудеса эти ничего
не дают для понимания учения, но отнимают у него значительную часть силы и
воздействия, которое оно обретает, как только мы освобождаем его от эти
добавок. Таковы и противоречивые генеалогии, приводимые Матфеем и Лукой, в
которых делается попытка вывести род Иосифа, отца Иисуса, напрямую от
царя Давида, словно это можем прибавить чести Иисусу или кому-нибудь другому
- иметь своим предком такого человека. Включение этих генеалогий тем более
странно и бессмысленно, что согласно Евангелиям Иисус вовсе и не сын Иосифа,
а был чудесным образом зачат от Святого Духа. Ну и зачем тогда этот детский
лепет о родословной Иосифа?
Многому из того, что является непременым атрибутом христианства в поклонении
и обряде, Иисус не придавал значения. Он не сказал ни слова о почитании
своей матери Марии. Зато учению о Царстве Небесном, которое было основным
для Иисуса, отведена столь малая роль в христианских верованиях, что создается
ощущение, что христианству это учение вовсе не нужно.
В подлинном учении Иисуса было многое, что невозможно было принять богачу,
жрецу, торговцу, имперскому чиновнику или любому почтенному гражданину без
революционных изменений в своем образе жизни. О том, как Иисус был схвачен
в Гефсиманском саду, как его судили и приговорили к смерти, как издевались
и насмехались над ним римские солдаты, как Иисуса распяли на кресте, на
вершине холма, называемом Голгофой, - обо всем этом с непревзрйденным величием
рассказывают Евангелия. Вот только революция завершилась полным провалом.
Ученики Иисуса все как один покинули его. Свидетелями последних часов Иисуса,
его жажды и агонии на Кресте были только несколько женщин и самых
близких друзей. Души учеников на какое-то время погрузились в беспросветный
мрак. Затем начались фантазии о том, что тело Иисуса не нашли в той гробнице,
куда его положили, а потом один из них, затем другой сочинили что видели
его живым. Вскоре они уже утешали себя, что он воскрес из мертвых, что он
явил себя многим и видимым образом вознесся на небеса...
И вскоре появился подлинный основатель христианства (не носитель учения
Христа, а религии) - Савл из Тарса, или Павел. Савл было его иудейское
имя, а Павел - римское. Будущий апостол Павел был религиозным мыслителем и
учителем задолго до того, как впервые услышал об Иисусе из Назарета. Вначале
он был непримеримым критиком, антагонистом и активным гонителем назареев.
На взгляды Павла оказал влияние митраизм. Талант Павла в том, что он развил
митраизм, но назвал свое учение христианством. Всякий, кто станет читать его
Послания параллельно с Евангелиями, несомненно, заметит, что его сознание
проникнуто идеей жертвующей собой личности, которая предлагает себя богу в
искупление греха. Иисус проповедовал новое рождение человеческой души; то,
что проповедовал Павел, было старой религией жоецов, алтаря и жертвенного
пролития крови. Иисус был для него пасхальным агнцем, человеческой жертвой,
незапятнанной и безгрешной, из древней традиции, которая повсеместно
встречается в религиях смуглых европейских народов. Павел так быстро и успешно
вошел в ряды назареев, потому что он принес им полностью удовлетворяющее их
объяснение катастрофы распятия. Это было блестящее пояснение того, что
вызывало прежде крайние затруднения.
Павел никогда не видел Иисуса, а его учение перестроил в теологическую систему,
очень искусную, воздействие которой и по сей день остается лишь
интеллектуальным. Веру назареев он превратил в доктрину о веровании. Не стоит
забывать, что распятие на кресте - казнь, сопровождающаяся едва ли большим
пролитием крови, чем повешение, и выражение, что Христос "пролил свою
кровь" за все человечество, является по меньшей мере неточным. Даже если
учесть, что его бичевали, что он носил венец из терниев и что его бок был
пронзен копьем, вряд ли можо сказать, что это вызвало "реки крови". А вот
митраизм как раз и строился вокруг древних, забытых теперь таинств Митры,
приносящего в жертву священного быка. Во всех митраистских святилищах
находилось изборажение Митры, закалывающего своего быка. Из раны обильно
лилась кровь, и из этой крови проистекала новая жизнь.
Иисус называл себя Сыном Божьим и также Сыном Человеческим, но для него
важным было не то, кто и что он, а его учение о Царстве. Павел заговорив о
божественной природе Иисуса, о том, что он был больше, чем просто человек
открыл широкое поле для дальнейшей полемики. Был ли Иисус Богом? Или Бог
создал его? Был ли он един с Богом или отличен от Бога? Все христианские
общины так взбудоражились и перессорились из-за этих определений природы Бога,
что совсем потерялось из виду куда более простое учение о милосердии, служении
ближнему и братолюбие, которое принес им Иисус.
Основными течениями в христианстве к IV веку были ариане, савеллиане и
тринитарии.Ариане утверждали, что Иисус меньше чем бог. Савеллиане учили, что
Отец и Сын - аспекты, разные состояния единого и неделимого Бога; Бог
является Создателем, Спасителем и Утешителем, также, как один человек может
быть отцом, опекуном и постояльцем. Тринитарии учили, что Отец, Сын и Святой
Дух являются тремя различными Ипостасями, но единым Богом.
Константин Великий (Император) приложил огромные усилия, чтобы сгладить эти
противоречия. По его инициативе в 325 году в Никее был проведен всеобщий
церковный собор. Собрание проходило бурно. Когда слово взял старый ересиарх
Арий, святитель Николай ударил его по лицу, а затем многие стали выбегать
из зала, деланно затыкать пальцами уши, словно не в силах выносить тех ересей,
которые изрекал старик. Константин с удивлением обратился к переводчикам
с вопросом, что означают все эти крики. Да, Константин ничего не понял из
всей этой дискуссии, но он взял и утвердил то, что ему больше нравилось.
А кто там прав, кто виноват, его мало интересовало. Ему нужна была религия
для себя и не было никакого дела до учения Иисуса.
Как, вскричат некоторые, вы хотите сказать, что Библия это не богодуховное
божественное писание? Да, именно это и хотим сказать. То, что называют сегодня
христианством, не имеет никакого отношения к учению Христа, и родилось
в результате драк и споров на Никейском соборе.
Учение Иисуса не было
жреческим, оно не имело освященного храма и алтаря. У него не было ритуалов
и церемоний. Его подношением Богу было "сердце сокрушенное и смиренное".
Его единственной организацией были странствующие проповедники и основной
функцией - распространение учения. А оперившееся христианство IV века было
по сути религией жреческого типа, знакомого миру уже тысячи лет. Центральным
звеном его тщательно разработанного ритуала был алтарь, а основным
богослужебным действием - жертвоприношение, или месса, которую совершал
священнослужитель. Оно быстро обрастало разветвленной организацией дьяконов,
священников и епископов.
И самое главное. Не только Никейский собор, созванный Константином Великим,
но и все великие соборы, два в Константинополе (381 и 533), Эфесский (431)
и Халкидонский (451) созывались по настоянию императоров и руководились ими
же - императорами. Все в христианстве этого периода несет на себе отпечаток
личности Константина Великого. Конечно, гораздо в большей степени, чем Иисуса.
Идея подавления всякой оппозиции и всякой свободной мысли через единый
догматический устав для всех верующих - это совершенно автократическая,
самодержавная идея. Церковь, попавшая под влияние императора (какой там
Иисус...), становится непримеримым и жестоким борцом с ересями.
Самое смешное, что в 1054 году западная латинская церковь все-таки отделилась
от изначальной греческой императорской церкви, "ортодоксальной", или
православной. Вы думаете возобладало таки истинное учение Иисуса? Да ничего
подобного. Поводом для разделения стало прибавление латинянами двух слов к
Символу Веры. В старом Символе Веры утверждалось, что "Святой Дух исходит
от Отца". Латиняне добавили "и от Сына", и отлучили греков от своего церковного
сообщества, потому что те не приняли этого новшества. Ну а как же... Ведь
император в свое время не утвердил это новшество... При чем здесь Иисус и где
же истина? Иисус здесь не при чем, и Истина тоже не при чем. Ну мало ли что
захотелось кому-то власти больше... Кстати, удачно так все это захотелось и
очень удачно так сделалось.
Церковная власть в Византийской империи была разделена между архиепископами или
патриархами Константинополя, Антиохии, Александрии и Иерусалима, тогда
как на западе власть сосредоточилась в руках одного патриарха Рима, или
Папы.
Вы все еще ищите в христианстве учение Христа? Там вы найдете учение Павла
и Константина Великого... А все остальное - это ересь. И пылать еретикам
на костре!