На народ Израиля возложена особая миссия – указать человечеству путь к счастью и повести его за собой. За любую попытку уклониться от этой миссии мы платим высокую цену. Подтверждение тому – история с пророком Йоной.
Всегда удивительно наблюдать, как наша маленькая страна привлекает столь пристальное внимание всего мира, оказываясь в самом центре всеобщих противоречий.
Личная и национальная безопасность на глазах превращается в миф. Мы живем в постоянном страхе: повсюду красуются входы в бомбоубежища, каждая квартира оборудована защищенной комнатой, охранники проверяют нас на входе в любое место. Мы находимся в состоянии непрекращающейся войны, и только фронт ее смещается в разные стороны или меняет свой характер. Сегодня, в эпоху оружия массового поражения, на фоне окружающей нас ненависти и жгучего желания соседних стран покончить с Израилем над нашей дальнейшей жизнью нависла реальная опасность.
«Страна в тревоге, больше половины населения опасается за ее существование. Две трети из них считают возможным внезапное военное нападение на Израиль, как это уже случилось в войну Судного дня. 70% населения не доверяют политическому и военному руководству страны». Таковы данные опроса, опубликованного перед Судным днем 2006-го года в приложении к газете «Маарив».
Более того, мы в разладе не только с миром, но и сами с собой. Складывается такое впечатление, что мы разобщены более, чем любой другой народ. Разрознены и расколоты на враждебные друг другу лагеря и течения.
Почему это происходит? Обречены ли мы страдать всегда больше других? Почему нам не позволяют спокойно проживать свою жизнь? Что хотят от нас остальные народы? Неужели в нас действительно кроется нечто особенное?
Ответы на эти вопросы существуют давно. Они изложены иносказательно во всех наших книгах, называемых в народе «cвятыми». На разные лады эти книги говорят нам, что на народ Израиля возложена особая миссия – указать человечеству путь к счастью, повести его за собой. И за любую попытку уклониться от этой миссии мы платим высокую цену. Подтверждение тому – история с пророком Йоной.
Творец повелел ему пойти в столицу Ашура город Нинве и сообщить его жителям, что «злодеяния их дошли до Меня». Однако произошел небывалый для пророков случай – Йона отказался от выполнения задания и покинул землю Израиля. Поднявшись на корабль в яффском порту, он бежал в Таршиш, древний город на побережье Средиземного моря: «И сошел в Яффо, и нашел корабль, идущий в Таршиш, и отдал плату его, и спустился в него, чтобы уйти с ними в Таршиш от Господа».
Однако в открытом море корабль попал в шторм: «И была в море буря великая, и корабль готов был разбиться». Желая найти виновного в ужасной буре, моряки бросили жребий: «И возопили каждый к своему божеству, и сбросили в море поклажу, которая была на судне. И сказали друг другу: «Бросим жребий, и узнаем из-за кого это бедствие нам». И бросили жребий, и жребий пал на Йону».
Так Йона, единственный еврей на корабле, оказался виновным в происходящем. Осознавая свою ответственность, Йона приказал матросам бросить его за борт. А в море его проглотил кит, внутри которого он провел три дня и три ночи. Все это время Йона благодарил Творца и молил о прощении.
Творец простил его, вызволил из чрева кита и вторично повелел пойти в Нинве и предостеречь его жителей. На этот раз Йона не стал уклоняться от миссии, возложенной на него Высшей силой, и передал жителям Нинве, что через сорок дней их город будет разрушен. Такова библейская история.
В чем же заключается внутренний смысл этой известной, образно изложенной истории? Согласно науке каббала, пророк – это человек, который поднялся на такую высокую ступень духовного постижения, что может «говорить» с Творцом. Другими словами он раскрыл, что в нашей реальности действует единая Высшая сила, и понял общий замысел природы.
История Йоны – это притча о миссии народа Израиля по отношению к остальному миру, о том, как избавить человечество от страданий и привести его к счастливому и совершенному существованию. Пророк получил приказ Творца: пойти в город Нинве и объяснить его жителям, что они должны сделать для того, чтобы достичь цели творения кратчайшим и надежным путем.
Однако вместо того, чтобы пойти в Нинве и рассказать его жителям о переданном ему свыше предостережении, Йона решил, что эта задача невыполнима. Проанализировав поручение Творца, он пришел к выводу, что оно слишком сложное, и народы мира не послушают его. Тогда он отказался от выполнения этого задания и попытался бежать.
Поскольку Йона – еврей, т.е. имеющий особое предназначение в мире, он обязан выполнить поставленную перед ним задачу. Избежать исполнения законов Высшей природы невозможно. Чтобы заставить Йону выполнить свою миссию, действие природных сил проявилось в шторме, от которого нет спасения. Различные силы, вроде бы пытающиеся помочь Йоне (кормчий и матросы), в конечном итоге бессильны, и Йона понимает, что ему ничто не поможет. Погружение его физического тела в пучину символизирует внутреннее духовное падение. Единственное, что может его спасти – выполнение миссии, возложенной на него изначально, т.е. совершение исправления в Нинве. Если выполнение этого поручения станет для него самым важным делом, то он сможет исполнить свое предназначение.
История Йоны является примером для всего народа Израиля, погружающегося в пучину и испытывающего страдания в попытках избежать выполнения своей важной миссии. Сегодня народ Израиля должен понять и принять свое предназначение. К великому сожалению, мы медлим и пытаемся «уплыть на корабле» в безопасное место, но изгоняемы отовсюду, как был изгнан Йона.
Осознанно или нет, но миссию пророка Йоны наш народ продолжает выполнять и сегодня. Подобно матросам корабля, мы постепенно начинаем осознавать, что народ Израиля несет ответственность за все зло в мире. Таков духовный корень, целенаправленно посылающий нам несчастья и являющийся причиной антисемитизма во всем мире.
В Талмуде об этом говорится так: «Все бедствия приходят в мир только для народа Израиля». Рано или поздно мы поймем, что выбора у нас нет – народ Израиля обязан выполнить свое предназначение. Мы должны воспользоваться древней мудростью, переданной нам предками – наукой каббала, чтобы достичь совершенства, покоя, и распространять ее среди остальных народов мира, чтобы они смогли пойти за нами тем же путем. В этом заключается наша миссия особого, избранного народа. Таково наше предназначение в мире.
материал взят с газеты "Единый мир"