Думаю, не является новостью то, что мы воспринимаем мир дуально — через противоположные полюса, составляющие, тем не менее, единое целое. Одна из таких дуальностей — сознательное/бессознательное. Другая — мужское/женское. И, поскольку мужчина сознательно определяет себя как мужчину, из этого следует, что в его бессознательном есть женское начало, как бы парадоксально это не выглядело. И наоборот, у женщины в бессознательном есть мужское начало. Эта идея не нова и принадлежит не мне. В практику психологии первым её ввёл Карл Густав Юнг, назвав эти стороны человеческой психики «Анима» и «Анимус». «Анима» на латыни означает «душа», а слово «Анимус» — мужская форма этого слова. Анима — это женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине.
Если вы незнакомы с этими понятиями юнгианской психологии, и уже собрались поискать в интернете, что это, вы можете прочитать статью Татьяны Ребеко «Архетипы Анима и Анимус». Статья неоднозначная, и лично я многое вижу не так, как в ней описано, но в качестве теоретического экскурса в аналитическую психологию Юнга это может быть полезно. Я же перейду к практике.
Анима и Анимус на практике
А с практикой у большинства всё очень плохо. Для воспитанного в нашем патриархальном обществе мужчины осознать и принять в себе женщину — немыслимо, абсурдно, неприемлимо, для некоторых даже оскорбительно, сама мысль об этом вызывает или смущение, или возмущение, но в любом случае — отрицание и неприятие (я не буду сейчас рассматривать людей с расстройствами гендера — у них другая крайность). Мужские качества в женщине в нашем обществе не столь порицаемы, как женские в мужчине, но дело в том, что здесь речь идёт не о каких-то конкретных мужских или женских качествах или социальных ролях, а о началах, или, в терминологии Юнга, архетипах. И, становясь мужеподобными, женщины не находят в себе мужское начало, как второй полюс, а просто подавляют свою женственность, заменив её псевдомужественностью. Таким образом, оба пола полностью отказывают себе в познании своих внутренних противоположных начал и подавляют их.
А ведь, на самом деле, мы прекрасно знакомы с этими своими частями. Процитирую:
Это знакомство произошло в тот самый миг, когда мы впервые «влюбились по уши». В этот миг женщина познает своего Анимуса, а мужчина с восхищением открывает в себе Аниму, ибо истоки восхищения находятся только в бессознательном, и больше нашему сознанию взять его просто неоткуда. Влюблённость — это на самом деле ничто иное, как пробуждение любви к нашему собственному внутреннему «Я». Тот, другой человек, благодаря которому (и к которому) мы испытали это чувство, конечно, имеет какой-то такой нос или рот, который резонирует с образом нашей Анимы/Анимуса. В нём действительно нашлось нечто, сделавшее возможной проекцию этого нашего внутреннего образа на него. Однако это «нечто» настолько же исчезающе мало, практически невесомо в сравнении с нашими собственными переживаниями, как если сравнить картину и крючок, на котором она висит. Опыт показывает, что такая влюблённость редко длится дольше шести месяцев. Потом чудный образ тускнеет, покрывается трещинами, сквозь которые начинают проступать черты все менее приятные, и далеко не такие прекрасные, как прежде. Вначале мы готовы пойти на любые уступки, чтобы только восстановить и сохранить прежний образ, однако, рано или поздно, наступает момент, когда мы в сердцах бросаем своему сказочному принцу или принцессе: «Ты очень изменился!», само собой, подразумевая при этом перемену к худшему. Мы браним его за «притворство», чувствуя себя обманутыми и разочарованными, и думаем, что наконец-то познали его подлинную натуру. На самом деле, наш партнёр не изменился за это время ни на йоту, просто наша способность проецировать на него свои внутренние образы, уменьшаясь день ото дня, окончательно сошла на нет. Для очень многих это становится поводом бросить его и найти себе новый объект для переноса на него своих проекций, чтобы прожить ещё шесть месяцев в состоянии любовной эйфории. Но есть и люди, со временем научающиеся вникать в суть происходящего, и отличать образ от действительности. Для таких людей настоящая любовь начинается как раз тогда, когда влюблённость проходит.
Хайо Банцхаф, «Таро и путешествие героя»
Таким образом мы познаём «светлую» сторону своей Анимы или Анимуса. Но это ещё не всё.
«Тёмная» сторона Анимы и Анимуса
С учётом того, что Анима и Анимус — это бессознательные части нас, часто получается двойное отрицание и подавление, потому что, на самом деле, почти все мы боимся своего бессознательного, прежде всего потому, что именно в бессознательное мы вытеснили те стороны, грани и части себя, которые мы в себе не принимаем. Но они от этого никуда не исчезли, а просто перестали нами осознаваться. И мы наблюдаем только их противоположные осознаваемые полюса, называя одни из них своими «положительными качествами», а другие — «отрицательными», и тратим кучу сил и энергии на то, чтобы с ними что-то сделать (безрезультатно, конечно), на самом деле, не понимая ни что происходит, ни как с этим справиться. Что уж говорить о том случае, когда речь идёт о «неприемлимом» качестве «неприемлимой» стороны нас?
Например, если вы хотите наказывать других, это значит, что вы хотите наказывать себя. Но желание наказать себя не может существовать само по себе — у него есть второй полюс — желание Анимы быть наказанной (если мы говорим о мужчине). И этот полюс не является противопоставлением первому, напротив, вдвоём они составляют целое, как два полюса магнита составляют единый магнит. Именно поэтому можно годами ходить к психологам, делать те или иные практики, и тысячу раз говорить себе: «Я не нуждаюсь в том, чтобы себя наказывать» — но это будет бесполезно до тех пор, пока Анима одновременно не скажет в унисон: «Я не нуждаюсь в том, чтобы быть наказанной». Но как она может сделать это, если мужчина не признаёт не только того, что его Анима хочет быть наказанной, но даже её существования?
И ведь принять Аниму (мужчине) или Анимуса (женщине) — это не значит сказать себе: «Ну ок, во мне есть женское/мужское начало». Принять Аниму — значит почувствовать её, ощутить её в себе, испытать её эмоции и чувства. Принять Анимуса — значит понять его логику и ощутить его мнение. В обоих случаях это означает увидеть и ощутить себя и мир их способом, кардинально отличным от привычного. Это значит буквально стать ими. И для той части нас, которую обычно называют Эго, и которую мы ассоциируем с сознательной частью нас, это означает отказаться от себя. И именно так это может ощущаться, когда вы осмелитесь пойти навстречу своей второй половинке, которая всегда была внутри вас. Вы можете буквально ощутить себя не собой, ощутить себя кем-то абсолютно непривычным, кем-то противоположного пола. Не нужно пугаться — это нормально. Да вы и сами всё поймёте, если не позволите страху остановить вас на пороге.
Взято с:
https://saband.name/anima-and-animus/